В настоящей книге собраны стихотворения авторов, чьи судьбы так или иначе связаны с Омском, а также стихи иностранных авторов в переводе омских поэтов. Объединяет их всех одно – способность к философскому творчеству, которое в данном случае не пустая претензия, а осуществившееся духовное действие.
Разделение поэзии и философии возникает на закате античного мира. В течение десятков веков две эти области живут обособленно – поэтический художественный образ и отвлечённое рассудочное мышление. Но в переходные периоды всегда активизируется художественное философствование на основе «личного опыта» и «свободного вымысла» (по М. М. Бахтину), помогая каждый раз в новых условиях постигнуть смысл взаимодействия человека и мироздания. Так, на рубеже XIX-XX веков появляется потребность синтезироватъ философское и художественное начала, на основе этого возникает так называемое «неклассическое философствование», пытающееся восстановить целостность и единство сознания, духа, мироздания.
Для философской поэзии характерна развёрнутая в образе-переживании обобщённая мысль о мире и человеке. Такая поэзия тяготеет к внеличным и обобщённо-личным формам выражения авторского сознания, часто субъект сознания в стихотворениях растворён в тексте, не назван, а всё внимание сосредоточено на самодвижении бытия, рождающегося смысла.
Произведение философской лирики обычно строится на сопоставлении разных начал, миров, стихий, которые отличаются всеобщностью, общезначимостью. Мысль движется через контрастное сопоставление явлений, делая зримым саму логику движения. Философская поэзия пользуется средствами разных стилей, культурных миров, значимых источников, объединяя их в новую цельную систему. Стиль философской поэзии призван обеспечить масштабность и значительность сказанного, он разрушает своей необычностью и парадоксальностью инерцию восприятия, позволяя видеть сущность мироздания под новым углом зрения.
Такие приёмы, как символичность, метафоричность, экспрессионистская условность, гротеск, интертекстуальность, игра разными масштабами и смысловыми планами, характерны для философской поэзии; укрупнение образа-переживания до зримой идеи становится способом развития и рождения мысли.
В омской поэтической тенденции всегда было сильно ощущение границы разных миров (Европы и Азии, Запада и Востока), жива была память о переживании Сибири как сакрального пространства второго духовного рождения, где жизнь начинается заново с чистого листа.
Разум настоящего философа должен быть открыт миру, духу, смыслу – только тогда рождается обобщённое, универсальное знание-мудрость, свободное от повседневной гонки зa «происходящим». Подлинное философствование совершается в точке остановки, паузы, когда течение бытия меняется и становится возможным переживание некоего озарения, в котором обретается цельное сознание.
По словам Ю. Айхенвальда, «писатель – это не словесный текст, а дух; он связан не с малой, но с большой средой, то есть с мировой сутью». В этом смысле необходимой предпосылкой философского творчества является опыт возрождения целостности духа, делающий истину ощутимой. И потому философствование необходимо, прежде всего, для обретения ответа на вопрос: «как мы, люди, должны сегодня жить?»
Авторы сборника в своих произведениях обнаруживают умение целостно переживать мир и себя, и это ценнейший опыт приобщения к духовной реальности. Вдумчивый читатель поэтому может стать соучастником обретения свободы в процессе поиска истины.
В книге всё неслучайно: название, композиция, оживление авторами «истин всех времен» и культур. Это явление радостное, глубокое и внушающее надежду; B нём отразилась актуальнейшая тенденция вернуться к чистому культурному творчеству, которое не обслуживает приземлённые сиюминутные потребности дня, а служит реальному росту духа, внутренней свободы. Ведь только духовно свободные личности, умеющие переживать полноту бытия, могут помочь возрождению России.
Сборник в определённом смысле аристократичен, поскольку являет редкие образцы полноценной духовной деятельности, полную смысла игру знаками разных культур, метафоричностъ, всеобщность вечной философской символики и, наконец, лёгкость и непринуждённость участия в культурном диалоге, способность вступать в общение с реалиями мировой поэзии.
Подобная оценка может показаться преувеличением, ведь в книге собраны очень разные произведения. Однако, в целом, в качестве стихов нет резких перепадов, и у каждого поэта найдутся произведения, в которых движению творческой мысли автора удалось передать сущностный план бытия и в которых ощутимо осуществился духовный прорыв к добру, истине, красоте.
В представленных текстах в составе философского образа-переживания есть то, что в поэзии важнее всего – подкреплённостъ каждого слова глубоким духовным поиском, творческим импульсом самосозидания, собирания себя в точке целостности, когда мыслящий субъект становится независимым от обыденных обстоятельств и подчинён лишь ритму Вселенной и Создателя. Авторы свободно владеют приёмами поэтического мышления, умеют создавать смысловую перспективу с помощью вечных символов, философем, метафор. Порою возникает фантастическое ощущение, что время возвращается на круги своя и эта книга – одна из поэтических книг Серебряного века. И это вполне естественно, поскольку многие стихи в ней – о рубеже времён, сумерках века и тысячелетия.
Тексты сборника дарят читателю итоги непростого сопряжения-преодоления раздробленного, осколочного сознания современного человека. В них – приобщение к гармонии, к опыту глубокого принятия мира, что сегодня, увы, весьма редкое явление. Художественная составляющая в такой лирике становится частью более обширного целого, в котором образ дополняется-расширяется образом и постепенно идёт восхождение к обобщённым философским универсалиям. Но для этого личное сознание автора само неизбежно должно стать универсальным, цельным, космичным.
Одним из наиболее ценных достоинств авторов данного сборника является свободное пребывание в пространстве мировой культуры, что ощущается в философской эрудиции, глубине мышления, а главное – в самобытном и творческом отношении к любым истинам, точкам зрения, вечным символам, поэтам и философам прошлого. Читателю представлено жанровое многообразие философской поэзии: зарисовки, отражающие опыт постижения красоты мира; стихи-молитвы, аллегории, размышления, медитации, диалоги с Создателем… Мотивы, темы и символы – вечные, экзистенциальные: странник, познающий мир, поэт, мудрец; красота, любовь, смерть, свобода, вечность, тщета земного.
Существование авторов, представленных в книге, в культурном пространстве нашего города – большая удача. Все они создают и поддерживают это пространство мыслями высокого качества, умножают свет, ясность, способствуют духовному оздоровлению. Их стихи классичны, ведь именно классика пробуждает в душе чувство бесконечного в земном.
В конце XIX века А. Фет увидел в книжке философской лирики Ф. Тютчева «наш патент на благородство». Ведь философская поэзия – цветок прихотливый и расцветает он не в каждую эпоху. Как хорошо, что в нашем городе она есть!