Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.04 · 02:18 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
НООБИБЛИОН — Звёзды в Океане — (2015)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Г. Егорова, Л. Чуйко, А. Торопов
НООБИБЛИОН  •  NOOBIBLION
NR
Звёзды в Океане
Поэтический сборник
Издание составителей сборника
[в Типографии «Тиса»]
Омск — 2015
 
 
Библиотечный фонд
формируют авторы литературных произведений, авторы-составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и
монографий, авторы биографий и
библиографий, авторы научных исследований
и издатели
литературы.
Включайтесь!
ЭК
 
Издателем книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 1.6 Мб
  Т Е К С Т 
 
 
описание / сведения
Звёзды в Океане : поэтический сборник / сост.: Г. Егорова, Л. Чуйко, А. Торопов ; предисл.: Е. Акелькина ; оформ.: А. Торопов; [илл.: Н. Павленко, В. Грибков]. — Омск : [б..и.], 2015 ; [в Тип. «Тиса»]. — 320 с. : ил. — 20.0×13.0 см. — 100 экз.
ISBN 978-5-906250-19-3
 
релиз / аннотация
Эта книга – сборник поэтических размышлений омских авторов о ключевых проблемах бытия, о добре и зле и о любви как нравственной, духовной основе мира, – о тех основополагающих понятиях, которые делают человека биологического Человеком Творящим.
 
вступление / предисловие
Предисловие
…Но муза, правду соблюдая,
Глядит, и на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
А. Фет
В настоящей книге собраны стихотворения авторов, чьи судьбы так или иначе связаны с Омском, а также стихи иностранных авторов в переводе омских поэтов. Объединяет их всех одно – способность к философскому творчеству, которое в данном случае не пустая претензия, а осуществившееся духовное действие.
Разделение поэзии и философии возникает на закате античного мира. В течение десятков веков две эти области живут обособленно – поэтический художественный образ и отвлечённое рассудочное мышление. Но в переходные периоды всегда активизируется художественное философствование на основе «личного опыта» и «свободного вымысла» (по М. М. Бахтину), помогая каждый раз в новых условиях постигнуть смысл взаимодействия человека и мироздания. Так, на рубеже XIX-XX веков появляется потребность синтезироватъ философское и художественное начала, на основе этого возникает так называемое «неклассическое философствование», пытающееся восстановить целостность и единство сознания, духа, мироздания.
Для философской поэзии характерна развёрнутая в образе-переживании обобщённая мысль о мире и человеке. Такая поэзия тяготеет к внеличным и обобщённо-личным формам выражения авторского сознания, часто субъект сознания в стихотворениях растворён в тексте, не назван, а всё внимание сосредоточено на самодвижении бытия, рождающегося смысла.
Произведение философской лирики обычно строится на сопоставлении разных начал, миров, стихий, которые отличаются всеобщностью, общезначимостью. Мысль движется через контрастное сопоставление явлений, делая зримым саму логику движения. Философская поэзия пользуется средствами разных стилей, культурных миров, значимых источников, объединяя их в новую цельную систему. Стиль философской поэзии призван обеспечить масштабность и значительность сказанного, он разрушает своей необычностью и парадоксальностью инерцию восприятия, позволяя видеть сущность мироздания под новым углом зрения.
Такие приёмы, как символичность, метафоричность, экспрессионистская условность, гротеск, интертекстуальность, игра разными масштабами и смысловыми планами, характерны для философской поэзии; укрупнение образа-переживания до зримой идеи становится способом развития и рождения мысли.
В омской поэтической тенденции всегда было сильно ощущение границы разных миров (Европы и Азии, Запада и Востока), жива была память о переживании Сибири как сакрального пространства второго духовного рождения, где жизнь начинается заново с чистого листа.
Разум настоящего философа должен быть открыт миру, духу, смыслу – только тогда рождается обобщённое, универсальное знание-мудрость, свободное от повседневной гонки зa «происходящим». Подлинное философствование совершается в точке остановки, паузы, когда течение бытия меняется и становится возможным переживание некоего озарения, в котором обретается цельное сознание.
По словам Ю. Айхенвальда, «писатель – это не словесный текст, а дух; он связан не с малой, но с большой средой, то есть с мировой сутью». В этом смысле необходимой предпосылкой философского творчества является опыт возрождения целостности духа, делающий истину ощутимой. И потому философствование необходимо, прежде всего, для обретения ответа на вопрос: «как мы, люди, должны сегодня жить?»
Авторы сборника в своих произведениях обнаруживают умение целостно переживать мир и себя, и это ценнейший опыт приобщения к духовной реальности. Вдумчивый читатель поэтому может стать соучастником обретения свободы в процессе поиска истины.
В книге всё неслучайно: название, композиция, оживление авторами «истин всех времен» и культур. Это явление радостное, глубокое и внушающее надежду; B нём отразилась актуальнейшая тенденция вернуться к чистому культурному творчеству, которое не обслуживает приземлённые сиюминутные потребности дня, а служит реальному росту духа, внутренней свободы. Ведь только духовно свободные личности, умеющие переживать полноту бытия, могут помочь возрождению России.
Сборник в определённом смысле аристократичен, поскольку являет редкие образцы полноценной духовной деятельности, полную смысла игру знаками разных культур, метафоричностъ, всеобщность вечной философской символики и, наконец, лёгкость и непринуждённость участия в культурном диалоге, способность вступать в общение с реалиями мировой поэзии.
Подобная оценка может показаться преувеличением, ведь в книге собраны очень разные произведения. Однако, в целом, в качестве стихов нет резких перепадов, и у каждого поэта найдутся произведения, в которых движению творческой мысли автора удалось передать сущностный план бытия и в которых ощутимо осуществился духовный прорыв к добру, истине, красоте.
В представленных текстах в составе философского образа-переживания есть то, что в поэзии важнее всего – подкреплённостъ каждого слова глубоким духовным поиском, творческим импульсом самосозидания, собирания себя в точке целостности, когда мыслящий субъект становится независимым от обыденных обстоятельств и подчинён лишь ритму Вселенной и Создателя. Авторы свободно владеют приёмами поэтического мышления, умеют создавать смысловую перспективу с помощью вечных символов, философем, метафор. Порою возникает фантастическое ощущение, что время возвращается на круги своя и эта книга – одна из поэтических книг Серебряного века. И это вполне естественно, поскольку многие стихи в ней – о рубеже времён, сумерках века и тысячелетия.
Тексты сборника дарят читателю итоги непростого сопряжения-преодоления раздробленного, осколочного сознания современного человека. В них – приобщение к гармонии, к опыту глубокого принятия мира, что сегодня, увы, весьма редкое явление. Художественная составляющая в такой лирике становится частью более обширного целого, в котором образ дополняется-расширяется образом и постепенно идёт восхождение к обобщённым философским универсалиям. Но для этого личное сознание автора само неизбежно должно стать универсальным, цельным, космичным.
Одним из наиболее ценных достоинств авторов данного сборника является свободное пребывание в пространстве мировой культуры, что ощущается в философской эрудиции, глубине мышления, а главное – в самобытном и творческом отношении к любым истинам, точкам зрения, вечным символам, поэтам и философам прошлого. Читателю представлено жанровое многообразие философской поэзии: зарисовки, отражающие опыт постижения красоты мира; стихи-молитвы, аллегории, размышления, медитации, диалоги с Создателем… Мотивы, темы и символы – вечные, экзистенциальные: странник, познающий мир, поэт, мудрец; красота, любовь, смерть, свобода, вечность, тщета земного.
Существование авторов, представленных в книге, в культурном пространстве нашего города – большая удача. Все они создают и поддерживают это пространство мыслями высокого качества, умножают свет, ясность, способствуют духовному оздоровлению. Их стихи классичны, ведь именно классика пробуждает в душе чувство бесконечного в земном.
В конце XIX века А. Фет увидел в книжке философской лирики Ф. Тютчева «наш патент на благородство». Ведь философская поэзия – цветок прихотливый и расцветает он не в каждую эпоху. Как хорошо, что в нашем городе она есть!
Елена Акелькина,
доктор филологических наук
 
содержание / оглавление
Елена Акелькина.
Предисловие

КЛАССИКИ

Константин Бальмонт

Люби
Оно прекрасно
Египет
Ткань
Звёздные знаки
Оахака
Песнь звезды
Наука
Котловина
Лучший стих
Голубой сон

Анна Тимирева

«Высоко в зелёной чаще…»
«Над головой сосновый бор…»
«Под старость лет‚ придя к долготерпенью…»
«Какими на склоне дня…»
«Какая нежность беспредельная…»

Николай Рерих

Священные знаки
Увидим
На последних вратах
Ключи от ворот
К Нему
Капли
Пора
Свет

Пётр Драверт

Болид
Альпийская слюда
Опал
На страже солнца
Космический лёд
Падучая звезда
«Мне было бы страшно…»

Георгий Вяткин

«В этот день голубой…»
Беженцы
Весенний псалом
«Только тем неземное снится»

Леонид Мартынов

Воздушные фрегаты
Седьмое чувство
Творчество

Роберт Рождественский

«Не убий! – в полумраке грошовые свечи
горят…»
Летопись
«Ветер. И чайки летящей крыло…»
«Наше время пока что не знает…»
Эхо любви

Тимофей Белозёров

Млечный путь
Море

Аркадий Кутилов

«Цвести бесцветно. А сгореть бесследно…»
«Ты ради истин…»
«В труде и на досуге…»
«Моя звезда работает исправно…»
Мирозданье
«Разум – гость, а тело – тленно…»
«Зачем изъясняться словами…»
«Не пойму я тебя, иноверца…»

Виктор Молл

«Люблю я жизнь…»

Олег Чертов

Прощание с мельницей на берегу
«А мы ещё не плачем над травой…»
«Бредём во тьме, рассеянное братство…»
«Земля моя, равно Добру и Злу…»
«И вот я умер. Дух – свободен…»
«Всё ближе край, всё глубже узнаю…»
«Затягивает глубина…»
«Не отрывая ангельского взора…»
«Всю жизнь я жаждал увидать Писца…»

Вера Кондратович-Сидорова

Китайский веер
«Омывает роса пробуждённую утром сирень…»
Поэты
«Капли звонов утро оросили…»
Фреска
«Остывает день отработанный…»
«И молчать не могу. И кричать не могу…»
«Ещё цветёт моя звёзда…»

Марк Юдалевич

«Союзник всех открытий – ремесло…»
«О, мудрость, ты во все эпохи…»
«Ты утолишь свои печали…»

СОВРЕМЕННИКИ

Анна Акелькина

«Не мудрее, не многословнее…»
«Ты – парус!..»
«И будет шептаться трава…»

Александр Алтынников

«Исчезли годы – клинья птичьих стай…»

Александр Герзон

Безответность
Осень
Возвращение
Благодарение

Алексей Годяев

«Я, высокому небу открытый…»
«Погружаюсь в века…». Диптих
«Склонил главу Мамврийский дуб…»
«Застыл в колодце чистый блеск небес…»
«Я слушаю себя…»

Алексей Демидов

«Что есть миф?..»

Сергей Денисенко

«Господи, милый, не счастья прошу…»

Иван Денисенко

«Так ветрено, что выдуло всю суть…»
«Нет никаких “ещё” и никаких “уже”…»
«Вот натюрморт: трюмо и медальон…»
«Что серые плиты, что чёрные брёвна…»

Вячеслав Дианов

Странник
Нищий бродяга
Гладиатор
«Вечер присел отдохнуть…»
«Моё высочество…»
«Проходят дни и исчезают годы…»
Страничник
Леди Вечность
«Птица вскрикнет над солёной волной…»
«Когда тихую песню споёт о нас снег…»

Галина Егорова

Баллада о короле, дровосеке и Чаше Грааля

Аркадий Ишимов

«Серебрится луна над осколками крыш…»

Лариса Капитонова

«Улыбнулась мама моя милая…»
«Я постоять люблю у тёмного окна…»
«Умейте пользоваться Светом…»

Олег Клишин

«Морозный дым родного декабря…»
У озера
Бессюжетное
Однажды глядя в окно
«Мы глубину придумываем сами…»
«Над жизнью, над смертью, над пеной…»

Андрей Козырев

Осень в Византии

Галина Кудрявская

«Осенние примолкли берега…»
«Уже до края несколько шагов…»
«Обидно понимать сейчас…»
«Жизнь научает со многим смириться…»
«Сначала по небу летело…»
«Когда вдали из ниоткуда…»

Николай Кузнецов

Ледоход
«Как берёза ветвей своих грусть…»

Светлана Курач

«Теперь я знаю…»
Вечерняя молитва
«“Ночь светла…” – запели тихо дети…»

Юлий Макаров

Абстрактному счастью
«На берегу реки Оми…»
«На берегу реки, поэт…»
Фрагменты эпохи
За урожаем

Галина Мануйленко

«Так странно пребывать и больно…»

Виталий Мерзликин

Апокалиптический сюжет
«Мой дом открытый всем ветрам стоит…»
«Над миром крылья распустив…»

Андрей Нестеров

Излучение сердца
Птица-время
Четыре Благородные Истины

Александр Новгородцев

Дозорный
Бусидо
У камина

Елена Нуриева

Мистериальная песнь

Наталия Павленко

«Однажды рассеется утром унынья туман…»
«Маленькая морская яркая рыбка…»
Тишина
«Мой друг, не причиняй вреда…»
«Ответь, Судьба, – как сердцу доверять…»
«Сегодня северное небо…»
«И самым маленьким песчинкам…»
«Музыку слушая – слышу…»
«Я растаю как снег…»
«Над вечным покоем…»

Юрий Перминов

«Даже не думал ещё…»
«Продолжается жизнь – вот и славно…»
Поселковый блаженный

Игорь Полукеев

Подражание Ли Бо
Путешествие Ли Бо
«Нет, не читайте вслух стихов!..»
Две птицы
Звёзды
«Расцвёл бутон. Спираль миров…»

Олег Ракитский

«Сегодня я смелей мелодией живу…»
«Есть человек, который непрестанно…»
«Человеческий короток век…»
«Беспечным ручейком, сбегаюшим с горы…»

Дмитрий Румянцев

Поэт
Овидий в Томах
«Александр Великий!..»
Иуда
Предвидение
«Конец тысячелетия. И время…»
Бабье лето
«Море стекает листвой…»
«Вся небесная рать…»
«Ракушка, что вышёптывает море…»
«И мотылёк, которому я снюсь…»

Ольга Сапунова

Этюд
«Люблю вечерний зимний Омск…»

Николай Слатин

«Не клянитесь никогда ничем…»
Достичь совершенства
«Любопытные создания люди…»
«Не фигура речи – воистину…»

Алексей Торопов

Венок Любви
Икар
«Мы в глубине не те, что наяву…»
«Утро вливает сознание в тела сосуд…»
Молитва
«Мир бытия подвластен четырём…»
«Если можешь – странствуй…»

Галина Целищева

«Всё свято, всё требует жертвы…»
«Всё-то делали впопыхах…»
«На руинах чужих городов…»
Закон любви

Эржема Цыбенова

«Когда солнце садится…»
«Настанет час, когда я соберусь в дорогу…»

Лариса Чуйко

Иерусалим
Слово
«В снегу, как в пелене первоначала…»
«Паруса бывают алые…»
«Кто ищет свет, тем восхождение дано…»
«Твори лишь то, что сердце открывает…»
«От скверны и безумия спасает…»
«Сияют звёзды – их число не сочтено…»
«Цветы на вечном древе Мирозданья…»
«Развёрнут свиток древнего преданья…»
«Рукой Судьбы над безднами забвенья…»
«Даруя мёд и горечь обновленья…»
«Клубится сумраком туманное руно…»

Светлана Широкова

Сонет
Возвращение
«Тишина и покой осыпаются с веток…»
«Белый блестящий песок из руки утекает…»
«Мне слышен тихий гул колоколов…»
«Гаснущим звёздным предутренним светом…»

Климентий Югай

«Журавликом тёплым опустится утро…»
«Когда в прекрасной тишине…»
«О, как легко и пламенно живёт…»

ПЕРЕВОДЫ

Влескнига
(перевод Николая Слатина)

«Текут реки великие на Руси…»
«Вот прилетела к нам и села на дерево…»
«Цель у нас иная, не как у Греков…»

Английские поэты-классики
(перевод Евгения Фельдмана)

Джеффри Чосер

Баллада о Правде

Генри Кинг

Гимн покаяния

Джозеф Аддисон

Гимн

Чарльз Лэм

Бездумная жестокость

Уильям Кенниш

Размышления о Человеке

Артур Конан Дойль

Притча о Граале
Судьба

Редьяр Киплинг

Молитва Мириам Кохен
Non nobis, Domine!
Последнее песнопение

Райнер Мария Рильке
(перевод Галины Егоровой)

Осенний день
«Всякое чувство в пределе свершений…»
Поэт
Песнь любви
Осень
К Музыке
«Всё стало вновь большим…»
Из Дуинских элегий. Элегия первая
Элегия к Марине Цветаевой-Эфрон

Уильям Хенли
(перевод Александра Новгородцева)

Непобедимый

Поэты Италии
(перевод Ольги Сапуновой)

Джанни Родари

Новый год

Роберто Пьюмини

Весна
Лето
Осень
Зима

Сведения об авторах

...... 7





.... 15
.... 16
.... 17
.... 18
.... 19
.... 20
.... 22
.... 23
.... 24
.... 25
.... 26



.... 27
.... 28
.... 29
.... 30
.... 31



.... 32
.... 33
.... 34
.... 35
.... 36
.... 37
.... 38
.... 39



.... 40
.... 41
.... 42
.... 44
.... 47
.... 48
.... 49



.... 50
.... 51
.... 52
.... 53



.... 54
.... 55
.... 56




.... 57
.... 58
.... 59
.... 60
.... 61



.... 62
.... 63



.... 64
.... 65
.... 66
.... 67
.... 68
.... 69
.... 70
.... 71



.... 72



.... 73
.... 74
.... 75
.... 76
.... 77
.... 78
.... 79
.... 80
.... 81



.... 82
.... 83
.... 84
.... 85
.... 86
.... 88
.... 89
.... 90



.... 91
.... 92
.... 93





.... 97
.... 98
.... 99



.. 100



.. 101
.. 102
.. 103
.. 104



.. 105
.. 106
.. 108
.. 109
.. 110



.. 111



.. 112



.. 114
.. 116
.. 118
.. 120



.. 122
.. 123
.. 124
.. 125
.. 126
.. 128
.. 129
.. 130
.. 132
.. 133



.. 134



.. 136



.. 137
.. 138
.. 139



.. 140
.. 141
.. 142
.. 143
.. 144
.. 145



.. 146



.. 148
.. 149
.. 150
.. 151
.. 152
.. 153



.. 154
.. 155



.. 156
.. 157
.. 158



.. 159
.. 160
.. 161
.. 162
.. 163



.. 164



.. 165
.. 166
.. 167



.. 168
.. 169
.. 170



.. 174
.. 175
.. 176



.. 178



.. 180
.. 181
.. 182
.. 183
.. 184
.. 185
.. 186
.. 187
.. 188
.. 189



.. 190
.. 191
.. 192



.. 193
.. 194
.. 195
.. 196
.. 198
.. 199



.. 200
.. 201
.. 202
.. 204



.. 205
.. 206
.. 207
.. 208
.. 209
.. 210
.. 211
.. 212
.. 213
.. 214
.. 215



.. 216
.. 217



.. 218
.. 219
.. 220
.. 221



.. 222
.. 223
.. 224
.. 225
.. 226
.. 228
.. 229



.. 230
.. 231
.. 232
.. 233



.. 234
.. 235



.. 236
.. 237
.. 238
.. 239
.. 240
.. 241
.. 242
.. 243
.. 244
.. 245
.. 246
.. 247
.. 248



.. 249
.. 250
.. 251
.. 252
.. 253
.. 254



.. 255
.. 256
.. 257






.. 261
.. 262
.. 264






.. 265



.. 266



.. 267



.. 268



.. 269



.. 271
.. 272



.. 274
.. 275
.. 276




.. 277
.. 278
.. 279
.. 280
.. 281
.. 282
.. 283
.. 284
.. 288




.. 290






.. 291



.. 292
.. 293
.. 294
.. 295

.. 299
 
Опубликовано:
14 января 2016 года
Текст предоставлен издателем. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 07.01.2016
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: библиотека, Сборники викторин, NOOBIBLION, читальный зал, книги, Нообиблион, рукописи
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD