Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.10 · 00:24 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
НООБИБЛИОН — Перевал — № 4 — (1926)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Содружество писателей революции «Перевал»
НООБИБЛИОН  •  NOOBIBLION
NR
Перевал
Сборник № 4
содружества писателей революции «Перевал»
Литературно-художественный альманах
Артель писателей «Круг»
[в 1-й Образцовой типографии Госиздата]
Москва; Ленинград — 1926
 
 
Библиотечный фонд
формируют авторы литературных произведений, авторы-составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и
монографий, авторы биографий и
библиографий, авторы научных исследований
и издатели
литературы.
Включайтесь!
При увеличении ― титульный лист издания:
нет качественного изображения
верхней крышки переплёта / первой страницы обложки.
ЭК
 
Автором исследования
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 43.4 Мб
  Т Е К С Т 
 
 
описание / сведения
Перевал : [литературно-художественный альманах] : сборник № 4 [содружества писателей революции «Перевал»] / отв. ред.: М..Барсуков. — Москва; Ленинград : Артель писателей «Круг», 1926 ; [в 1-й Образцовой тип. ГИЗ’а, Москва]. — 176.с. — 21.5×14.5 см. — [3000] экз.
 
содержание / оглавление
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

B. Ветров.
Батрачка. Повесть об одной
Б. Губер.
Новое и Жеребцы. Повесть
М. Барсуков.
Жестокие рассказы
А. Смирнов.
Тулуп. Рассказ
П. Жеребцов.
Боксёр Моринэ. [Рассказ]

С т и х и
В. Наседкин.
Зимнее небо
М. Голодный.
Мой стих
Е. Эркин.
Уголь
Н. Зарудин.
Московская застольная
П. Дружинин.
Изба
М. Скуратов.
Острог
Н. Дементьев.
В двери трамвая врываются будни …

ПО БОЛЬШАКАМ И ПРОСЁЛКАМ

Путешественник.
Безымённые земли. [Очерк]
Р. Акульшин.
Родники деревенские. [Очерк]

КРИТИКА

Н. Зарудин.
Музей восковых фигур. [Статья]
А. Воронский.
Пролазы и подхалимы. [Статья]
Б. Губер.
О быте и нравах советского Передонова.
[Статья]
В. Наседкин.
К двухлетию «Перевала». [Статья]

А. Архангельский.
Пародии. Москва-Мадрид (В. Маяковский).
[Стихи]
Пародии. Октябрины (Н. Асеев). [Стихи]



...... 7

.... 21

.... 68

.... 80

.... 92



.. 116

.. 118

.. 119

.. 120

.. 122

.. 123

.. 125




.. 129

.. 139




.. 147

.. 156


.. 161

.. 165



.. 172
.. 175
 
Из программных материалов литературной группы «Перевал» (Перевал : сборник № 4 содружества писателей революции «Перевал». — Москва; Ленинград, 1926. — С. 165-171).
К двухлетию «Перевала»
Отчасти в печати, а больше в читательской публике, далёкой от литературных группировок и их споров, установился взгляд, отмечающий в наше время чрезмерное обилие всяких литературных школ, объединений и т..д. И действительно, зашедший на писательское сборище в Дом Печати или в Политехнический музей на вечер, например, союза поэтов будет ошеломлен не только количеством поэтов, но и громкими названиями представляющих «литераторов» объединений. Приводить эти названия не будем. Однако нужно сказать, что подлинных, дающих настоящую художественную советскую и пролетарскую литературу школ и группировок всё же не так много, – чтобы их перечесть, хватит пальцев одной руки. На самом деле, в литературе нет и никогда не было ни Всероссийских союзов крестьянских писателей, ни Московских цехов, ни «Особняков» – все они живут только на вывесках.
Но литература есть, и не только есть, но и растёт. Этот рост отмечают и не особенные оптимисты – спецы по части литературных дел. Спрашивается, кто же эти «делатели» литературы, под какими вывесками являются они широкому советскому читателю? Чтобы ответить на эти вопросы, думается, достаточно будет просмотреть несколько журналов и альманахов за последние год-два. И, конечно, самой сильной группой, не считаясь с её внутри-школьными различиями, окажутся попутчики. И как бы ни хотелось некоторым, чтобы это было не так, от этого соотношение литературных сил не изменится.
Но, просматривая те же журналы и хотя бы разно оценивая значимость новых произведений, при сравнении нынешнего литературного поля с недалёким прошлым в глаза бросается одно очень важное и любопытное обстоятельство. Если года два тому назад в художественной литературе почти безраздельно господствовали одни попутчики, то теперь это «господство» выпирает уже не с такой силой. Рядом с попутническими именами пестрят новые имена, всё больше приковывающие к себе внимание читателя.
Носители этих имён, преимущественно, – рабочая и крестьянская молодёжь, напористо стремящаяся к овладению литературной цитаделью. Большинству из них еле перевалило за комсомольский возраст и редко кто не варился в котле гражданской войны, или не принимал посильного участия в великой борьбе за освобождение трудящихся.
Эта молодёжь с твёрдой идеологической установкой на новую советскую действительность, писательскими объединениями почти не разбита. Таких объединений можно признать два: «Октябрь» (Мапп) [Московская ассоциация пролетарских писателей (МАПП); основана в марте 1923 года литературной группой «Октябрь». — Примеч. ред. 2016 г.] и «Перевал». Но об «Октябре» читатель наслышан достаточно, и даже чересчур много – кажется, даже не по заслугам этого ретивого объединения. Конечно, тут читатель ни при чём, равно как и советская критика – мапповцы кричали и кричат о себе сами: уж очень им хочется быть большими писателями. О «Перевале» читатель осведомлён меньше, и не только потому, что перевальцы, в отличие от мапповцев, не пользуются ненужной им шумихой и саморекламой, или художественно слабее их – нет, главным образом, потому, что существованию «Перевала» ещё не исполнилось и двух лет. Кроме того, читателю подчас неясны задачи и устремления этой группы, поэтому своевременно будет дать вкратце историю возникновения «Перевала» и его развития.
Ясно, не в стороне от литературы стоит и «Кузница». В лице Н..Ляшко, Ф..Гладкова и С..Решетова эта группа имеет право на почётное место в нарождающейся пролетарской литературе.
Начало и основное ядро «Перевала»
Осенью 23-го года между комсомольской группой «Молодая Гвардия», опекаемой «Октябрём», и самим «Октябрём» начались нелады, которые в основном сводились к двум пунктам.
Первый, более скрытый, пункт разлада заключался в различии творческих подходов и путей между частью комсомольских поэтов и верхушкой «Октября». Эти комсомольские поэты не могли работать и думать по казённым шаблонам, выработанным для них наставниками. Стремление глубже проникнуть в окружающую действительность и художественно полнее выявить не одни только плюсы, но и минусы общественной жизни, привело к тому, что в голосах молодых поэтов зазвучали нотки, нежелательные «революционному» слуху отцов «Октября». Другой, более явный пункт разногласий касался вопроса о сотрудничестве с попутчиками. В то недалёкое прошлое мапповцы (теперь они поумнели) очень напоминали ревнителей древлего благочестия, которые паче греха боялись кушать из одной чашки с церковником. Печататься в изданиях, где сотрудничали попутчики, у «Октября» было строго запрещено. Журнал «Красная Новь» в художественной части тогда был целиком попутническим, и, конечно, всякий правоверный «октябрист» считал зазорным даже заглядывать в редакцию этого журнала (может быть ещё и потому, что не с чем было и заглядывать-то). Но у части комсомольских поэтов из «Молодой Гвардии» оказалось кое-что художественно приемлемое и для «Красной Нови», и они зашли и напечатались. Попутчики их не обидели, а тов. Воронский осмелился даже «распропагандировать» их, в результате чего на одном из собраний в общежитии «Молодой Гвардии», несмотря на усилия отцов «Октября», большинство комсомольских поэтов принимает резолюцию, внесённую тов. Воронским, «Молодая Гвардия» раскалывается, и наиболее даровитые освобождаются от «Октября» и уходят к тов. Воронскому.
В то же время у «Красной Нови» наблюдалось некоторое скопление одиночек из революционной крестьянской молодёжи и коммунистов, которые начинали уже там печататься. Ребята перезнакомились, связались, и в начале 1924 года было решено организовать группу рабоче-крестьянских поэтов и писателей с названием «Перевал». К основному комсомольскому ядру прибавилось сразу человек 15, из которых половина коммунистов: Зарудин, Наседкин, Кауричев, Дружинин, Акульшин, Ветров, Ел..Сергеева, Яхонтова и др. В неделю раз стали собираться на читку произведений. Собирались в помещении издательства «Круг». Колесо завертелось.
Альманахи. Провинция
Сама собой родилась мысль издавать сборники. Начались хождения по Госиздату. Ходили по очереди, в одиночку и скопом. В делах никто ничего не понимал, было больше споров и «конкретных» предложений. Наконец, разрешение получено, избирается редколлегия и готовится материал. Праздничное оживление на лицах совпадает с весной. Первый номер готов, сдан в набор. Но… Госиздат не торопится, набирается с прохладцей, что-то скрипит, денег нет, альманах отпечатан, месяц лежит на складе. Ребята нервничают. А тут ещё нет организаторов, хоть занимай у «Маппа», те на этот счёт мастера – если бы так писали ещё. И опять – ни копейки денег. Присылает из провинции молодой поэт стихи – ему не на что ответить, нет марок.
Но вот и первый номер «Перевала». Через месяц благожелательные отзывы в «Правде», «Известиях», мапповцы ругаются, клевещут, – значит дело идёт хорошо, «значит вёдро ещё постоит». Из провинции письма чаще, материалу больше. «Мапп» надоел, «Мапп» убивает, а что такое «Перевал»? Интересуются группы, одиночки. Кое-как завязываются сношения – одобряют, присоединяются, но «стращает» «Мапп». Вспоминаются случаи из не очень далёкого, когда группы, примкнувшие к «Перевалу», под давлением «Маппа» закрываются, некоторые из членов изгоняются из учреждений, где они служили. Это совпадает с ожесточённой атакой «На посту» против тов. Воронского.
Долго, и кажется ещё более неумело, готовится второй номер «Перевала». Госиздат «Перевал» ещё терпит. Но хождения увеличиваются. Альманах набирается месяца два и столько же месяцев лежит на складе. Потом такая же история и с третьим номером. Продажная цена альманаха непомерно высока – альманах зарезан. Проглядывают знакомые когти «Октября», более вхожего в Госиздат. Альманах закрыт. Это – от недавних дней.
Теперь возвратимся к продолжению. Времена меняются. «Мапп» терпит поражение. Провинция вздыхает, и летят сотни писем – «присоединяемся», «пришлите инструкции». Некоторые приезжают сами – так надёжнее. Приезжают из Крыма, из Екатеринослава, Смоленска, Кронштадта, Иваново-Вознесенска, Вологды, Вятки и т..д. Привозят свои сборники, журналы. Многое не радует. Некоторые группы, бывшие до этого мапповскими, по сути остались ими же, тот же лёгкий, «коммунистический» подход к литературе, бряцанье парт-билетом и пр. и пр. Дело серьёзнее. Начинается подготовка – это уже сейчас – к инструктированию и проверке провинциальных группировок, хотя без содействия отдела печати ЦК партии тут многого не сделаешь.
Два роста
Как уже сообщалось выше, вначале «Перевал» насчитывал человек 25. Но не прошло и месяцев двух, как группа стала разбухать. Но разбухание это было не особо здоровым. Незаметно пролезали элементы или чуждые по идеологии, или – чаще – художественно слабые. И тех, и других приходилось «чистить». За неполных два года было три таких чистки. Общее число членов после них в среднем оставалось около 30 человек. За последнее полугодие группа обновилась новыми членами-прозаиками; были приняты Губер, Барсуков, Караваева и др. Прозаики в «Перевале» более желанны, так как всё время наблюдалось «поэтическое» преобладание. Теперь соотношение приблизительно равное.
Это, так сказать, о физическом росте. Теперь о художественном.
Члены «Перевала» известны читательской среде в большинстве случаев не по самому альманаху «Перевал». Может быть, теперь, с новой постановкой дела, альманах будет лучше представлять группу, а до этого читатель встречался с ними на страницах «Красной Нови», «Прожектора», «Молодой Гвардии», «Красной Нивы» и т..д. И нужно сказать, что встречи эти учащаются очень заметно. Если такие писатели и поэты, как Артём Весёлый, Голодный, Ясный, Светлов, были известны и до «Перевала», то Зарудин, Алтаузен, Дружинин, Акульшин, Скуратов и др. выросли с «Перевалом». За это время большинство из них литературно возмужало настолько, что в их творчестве от ученичества не осталось и следа.
Из прозаиков хочется отметить Ветрова, Барсукова и Губера. Они разных литературных толков и склада. Трудно сказать, кто из них более одарён. По-своему интересны рассказы «Кедровый дух» и «Батрачка» Ветрова, «Мавритания» Барсукова и «Шарашкина контора» Губера. Нам сейчас важно отметить другое, а именно то, что они растут. К ним нужно присоединить ещё Караваеву, Сергееву и Яхонтову – писательниц несомненно талантливых.
Очень показательна для производственного роста членов «Перевала» приводимая ниже таблица изданных и издающихся книг перевальцев:
Р. Акульшин

———»
Дж. Алтаузен
М. Голодный
Б. Губер
М. Барсуков
В. Ветров
А. Костерин
———»
П. Дружинин
Ел. Сергеева
В. Наседкин
А. Ясный
«О чём шепчет деревня» –
дерев. очерки
Стихи «Добро»
Стихи
Стихи «Дороги»
Рассказы
«Мавритания» – роман
Рассказы
Рассказы «На стрежне»
Рассказы «На изломе дней»
Стихи «Соломенный шум»
Рассказы
Стихи
Стихи

вышли.
выходят.
выходят.
вышли.
выходят.
вышел.
выходят.
вышли.
вышли.
вышли.
вышли.
выходят.
вышли.
Как видит читатель, набирается уже целая библиотечка, которая займёт не последнее место в нашей современной литературе.
Взаимоотношения с другими
«Перевал», как литературно-художественная группа, совершенно самостоятелен, и целиком ни в какие другие писательские объединения не входил и не входит. Имея свои особые задачи – возможно глубже, разносторонней и художественно правдивей отображать жизнь, «Перевал» этим уже резко отличается, например, от «Маппа», с его тенденциозной нудью в прозе и поверхностным виршеплётством в поэзии. Немудрено, что «Перевалу» за эти два года больше всего досталось от «Маппа», который не раз устно и печатно выступал против «разложившихся» перевальцев. Конечно, били больше в тов. Воронского, так как его близость к «Перевалу» и отчасти руководство группой известны всей литературной братии. Интересно то, что на все самые беззастенчивые нападки «Маппа» – «Перевал» не отвечал и не потому, что не было возможности отводить удары, а просто не хотел связываться, хорошо зная нравы мапповцев, у которых в борьбе (всего лишь литературной) все средства хороши. Драться пока отказывались. Да и некогда было, нужно работать – писать, а крикунов-профессионалов «Перевал» сам исключал из своей среды.
Отношения более нормальные бывали с «кузнецами», но их литературная позиция до сих пор остаётся крайне путаной. Что они хотят – едва ли знают сами.
До 10 членов «Перевала» входят во Всероссийский союз писателей, в правление которого избраны два перевальца.
Внутренние дела. Собрания
Напомним – «Перевал» наполовину состоит из партийцев и комсомольцев. Беспартийные члены группы – в большинстве своём выходцы из крестьян, есть три-четыре интеллигента.
Конечно, внутри самого «Перевала» имеются литературные и чаще возрастные деления, но, как плюс этой группы, – налицо большая товарищеская спайка. Принцип литературного содружества в лучшем смысле этого слова в «Перевале» воплощён в жизнь. Со стороны беспартийных наблюдается полное доверие к партийцам: редактор – коммунист, правление – два коммуниста и один беспартийный.
В вопросах литературных «Перевал» целиком примыкает к позиции тов. Воронского. А резолюция ЦК партии, касающаяся вопросов художественной политики, ещё более укрепила эту позицию. С отделом печати ЦК партии держится постоянная связь, хотя перевальцы во многом чувствуют себя пасынками, так как «Перевал» до сих пор не получает почти никакой помощи на ведение организационных дел, – а предстоит большая работа в провинции. Кроме того, большинство членов «Перевала», нигде не служа, влачат полуголодное существование, питаясь от случая к случаю. В целях борьбы с голодовками в первый год из отчислений была организована касса взаимопомощи, но денег не хватало даже казначею на обед.
Чтобы иметь «наглядное» представление о «Перевале», нужно зайти к нему на собрание, где заслушиваются вещи перевальцев, или авторов, близко примыкающих к «Перевалу».
Почти как правило, выступающий получает по загривку. Перевальцы хвалят редко, чаще – недовольны: тут влияние того-то, там – заимствовано оттуда-то и смазано идеологически, а тут – просто художественно невыразительно. Автору лучше молчать и наматывать на ус. На собрания часто приглашаются попутчики. За истекший год читали: Леонид Леонов, Вяч..Шишков, Всев..Иванов, Бор..Пильняк, Есенин, Ив..Рукавишников. Поучиться есть чему. Помимо этого, такое общение с видными попутчиками, так сказать с литераторами-профессионалами, вводит перевальцев в круг интересов большой литературы, что для молодёжи очень важно, так как среда чуть не каждого из перевальцев в частной жизни на этот счёт не очень благоприятна.
Беднее дело с критикой: критиков перевальцев нет – ещё не выросли, хотя некоторые товарищи, например, Зарудин, Губер, делают попытки и в этой области, и довольно удачно. Нередко заглядывают критики-красновцы. Особенно же ценны в этом отношении выступления тов. Воронского.
Бывают вечера и веселее. Случается, что вдруг какой-нибудь прозаик или поэт, обуреваемый муками слова, открывает свою «собственную» теорию. Конечно, докладывает. Доклад длится… минут пять. «Изобретателя» изобличают в недодуманности, незнании теории словесности, и сам докладчик, наконец, сознаётся, что он до этого дошёл своим умом, хотел было по этому вопросу кой-что подчитать, но кроме этимологии Кирпичникова ничего не нашёл. А этот «труд» ему ничего не дал. Хохот.
Кстати сказать, в недалёком будущем «Перевал» пополнится новыми товарищами. Предложено войти в «Перевал» т.т. А..Смирнову – молодому прозаику, Н..Смирнову – критику и прозаику, и другим.
*  *  *
В заключение можно определённо утверждать, что у «Перевала» своё лицо, что видно по этому номеру. «Перевалу» много ещё не достаёт, чтобы стать в первом ряду советской литературы. Но эта группа стоит на верном пути, дорога открыта, дали манят.
Перевальцы работают.
В. Наседкин.
 
библиография / βιβλιογραφία
Сборники содружества писателей революции «Перевал» выпускались с 1924 по 1932 годы в Москве. Вышло в свет восемь номеров, из которых шесть – под названием «Перевал» и два последних – под названием «Ровесники».
NB см. релиз / текст в библиофонде
Москва : Госиздат, 1924
Сборник содружества писателей революции «Перевал»
Перевал.
№ 1. 1924
 
NB см. релиз / текст в библиофонде
Москва : Госиздат, 1925
Сборник содружества писателей революции «Перевал»
Перевал.
№ 2. 1925
 
NB см. релиз / текст в библиофонде
Москва; Ленинград : Госиздат, 1925
Сборник содружества писателей революции «Перевал»
Перевал.
№ 3. 1925
 
NB см. релиз / текст в библиофонде
Москва; Ленинград : «Круг», 1926
Сборник содружества писателей революции «Перевал»
Перевал.
№ 4. 1926
 
NB см. релиз / текст в библиофонде
Москва : «Молодая гвардия», 1927
Сборник содружества писателей революции «Перевал»
Перевал.
№ 5. 1927
 
NB см. релиз / текст в библиофонде
Москва; Ленинград : Госиздат, 1928
Сборник содружества писателей революции «Перевал»
Перевал.
№ 6. 1928
 
NB см. релиз / текст в библиофонде
Москва; Ленинград : «Земля и Фабрика», 1930
Сборник содружества писателей революции «Перевал»
Ровесники. [Перевал].
№ 7. 1930
 
NB см. релиз / текст в библиофонде
Москва; Ленинград : ГИХЛ, 1932
Сборник содружества писателей революции «Перевал»
Ровесники. [Перевал].
№ 8. 1932
 
 
Опубликовано:
5 октября 2016 года
Текст предоставлен корреспондентом. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 05.10.2016
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: Сборники, библиотека, книги, читальный зал, NOOBIBLION, Нообиблион, рукописи
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD