НООБИБЛИОН — О.И.Капица — Детский фольклор — (1928)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ • Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
О. И. Капица
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
Ольга Иеронимовна
Капица
Детский фольклор.
Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры.
Изучение. Собирание. Обзор материала
Издательство «Прибой»
[в Типографии «Печатный двор» Государственного издательства]
Ленинград — 1928
Библиотечный фонд формируют авторы литературных произведений, авторы-составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, авторы биографий и библиографий, авторы научных исследований
и издатели
литературы.
Включайтесь!
Автором исследования
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 89.5 Мб
* Без первой страницы обложки / верхней крышки переплёта.
Детский фольклор : Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры : Изучение. Собирание. Обзор материала / О..И..Капица ; обл. раб. худож. Е..Г..Дорфман. — Ленинград : Прибой, 1928 ; [Тип. «Печатный двор» Гос. изд-ва]. — 222, [2] с. ; (суперобл.). — 20.0×14.0 см. — Библиогр.: с. 213-218 (124 назв.). — 3000 экз.
вступление / предисловие
От автора
Детский фольклор, русский и народов, населяющих СССР, мало изучен, не проделана первая стадия работы, необходимая для этого; не приведён в известность и не систематизирован весь обширный, накопившийся за многие годы материал в специальных изданиях.
В течение нескольких лет мы делаем эту работу и располагаем в настоящее время собранием около 8000 песен, игр и других видов детского фольклора. Кроме материала, извлечённого из этнографических журналов и специальных изданий, в наших руках много записей, сделанных на местах нами и разными лицами, преимущественно нашими учениками-студентами и студентками Педагогического института имени А..И..Герцена. Этот материал, который пока нам нет возможности напечатать, лёг в основу нашей работы.
Главное содержание предлагаемой книги составляет обзор литературы и материалов, но попутно мы даём некоторые обобщения и выводы, на которые наталкивались, систематизируя и изучая детский фольклор. Изучение детского фольклора и быта должно занять место не только в этнографии, но и для педолога и педагога-практика это область громадного значения. Детский фольклор один из путей, который подводит нас к познанию ребёнка, преимущественно крестьянской среды, его творчества, быта, интересов, запросов.
Многое из детского фольклора отжило и не отвечает современным педагогическим и социальным устремлениям, но в большей своей части он долго будет неиссякаемым источником для детской книжки и для работы с детьми в разных направлениях.
Книжка наша может быть полезна и всем изучающим детскую литературу, так как с детского фольклора, по нашему глубокому убеждению, должно начинаться её изучение.
Как первая работа, обнимающая детский фольклор в его целом, она может быть представит интерес, но в ней по той же причине могут быть пробелы, а возможно и ошибки.
Приносим глубокую признательность Павлу Константиновичу Симони за его советы и указания литературы, значительно облегчившие нашу работу.
Сборник, предлагаемый вниманию читателя, имеет своей задачей дать представление о некоторых важнейших моментах истории реализма в Англии XVI-XIX вв. Ни в какой мере не претендуя на то, чтобы стать историей английского реализма, данная книга пытается более полно‚ чем до сих пор было сделано, осветить некоторые главы этой истории.
О. К.
6 ноября 1926 г. Ленинград
содержание / оглавление
От автора
Глава I. Определение и состав детского фольклора.
Выяснение термина. Носители детского фольклора. Детский быт и детская психика как два фактора, обусловливающие выделение детского фольклора в самостоятельную область. Естественный отбор произведений детского фольклора, отвечающих запросам детей. Возрастные группы. Фольклор, созданный специально для детей, заимствованный у взрослых и подвергшийся изменениям. Процесс перехода фольклора от взрослых к детям. Неизбежность этого явления там, где фольклор живёт в быту. Случайные заимствования детей y взрослых. Детский фольклор в среде городских детей.
Глава II. Собирание детского фольклора.
Первые записи детского фольклора. Сахаров. Киреевский. Терещенко. 60-е годы. Фольклор в детских и педагогических журналах. Ушинский. Толстой. Сказки Авдеевой. „Детские песни“ Бессонова. Даль. Шейн. Детский фольклор в этнографических журналах и изданиях. Местные сборники детского фольклора. Можаровский. Кудрявцев. Иванов. Сборники отдельных видов фольклора. Швидченко. Детские игры Покровского. Материалы по детскому фольклору народов России.
Глава III. Изучение детского фольклора.
Причины, препятствовавшие изучению детского фольклора. Заметки о детском фольклоре. Статьи Ветухова, Карского, Харузиной, Чуковского. Интерес современности к изучению ребёнка. Детский фольклор в программах для собирания. Труды Г. С. Виноградова по детскому фольклору. Детский фольклор в иностранной литературе.
Глава IV. Классификация детского фольклора.
Трудности классификации. Изменение в назначении песен. Терминология. Местные названия. Творчество взрослых для детей. Фольклор, бытующий среди детей. Виды его. Песни среды. Изменения и утрата детского фольклора.
Глава V. Колыбельные песни.
Назначение колыбельной песни. Происхождение её. Колыбельные импровизации. Отражение национальности, среды, творческой личности носительниц колыбельных песен. Мир матери. Личные переживания. Будущее ребёнка. Смерть ребёнка. Мир ребёнка. Песни о коте. О голубях. Крестьянский быт, работа. „Серый волчок“. „Бука“. „Сон и Дрёма“. Исторические воспоминания. Песни книжного происхождения.
Глава VI. Пестушки, потешки, песенки и
прибаутки.
Характерные черты этого вида детского фольклора. Выяснение терминов: пестушка, потешка. Песенки, сопровождающие хождение, беганье и другие движения ребёнка. Песенки при подбрасывании и качании ребёнка на коленях. „Ладушки“, „Сорока“. Забавы c пальцами и руками у других народов. Потешки. „Чей нос?“ и „Что в горбу?“ Песенки ласкательные, утешающие, запугивающие и др. Песенки о животных. Сказочки. Стишки. Импровизации.
Глава VII. Обращения к природе и к животным.
Обрядовые песни. Детский народный календарь.
Дегенерирование обрядов и поэзии, связанной с ними, и переход в детскую среду. Обращение к дождю, радуге, солнцу. Обращение к птицам, насекомым, домашним животным. Звукоподражательные приговоры. Грибные песенки. Приговоры при купаньи. Песни и обряды праздничные. Весенние и летние. Святки. Новый год. Колядки и щедровки. Масляница. Детский народный календарь.
Глава VIII. Песни.
Песни без назначения. Их происхождение. Песни с вопросами и ответами. „Туру, туру, пастушок“, „Ай дуду, дуду, сидит ворон на дубу“. Содержание песен. Песни о еде. Быт и крестьянская работа. Дни недели. Азбука. Песни. Песни с пляской. Песни среды. Частушки.
Глава IX. Небыличные перевёртыши. Большие
песни.
Небыличные песни как особый жанр. Животные в небыличных песнях. „Лепые нелепицы“ Чуковского. Небыличные песни, наиболее распространённые среди детей. Животные, одетые как люди и исполняющие работу человека. Параллель со сказками о животных. Перевёртыши. Большие песни. Взгляд Шейна. „Козёл“, „Сова“, „Война грибов“, „Пойдём-ка, жёнушка“.
Глава X. Дразнилки. Поддёвки. Остроты.
Терминология этого отдела. Дразнилки в бытовой обстановке. Дразнилки традиционные и новые. Дразнилки на имена, внешность, внутренние качества, профессию и занятия, национальность. Поддёвки, остроты.
Глава XI. Считалки.
Жеребьёвки. Назначение считалок. Форма считалок. Заключительные слова. Считалки со счётом. Считалки с содержанием. „Первинчики-другинчики“, „Перводан-другодан“. Считалки из отдельных слов. Считалки „заумные“. Происхождение некоторых выражений в считалках. Считалки книжного происхождения. Жеребьёвки.
Глава XII. Игры.
Этнографический и педагогический интерес к играм. Теория Гросса. Сходство между играми разных народов. Этнографические различия в играх. Народные детские игры городских детей. Игры одиночные и общественные. Игры девочек и мальчиков. Сезонные игры. Игры возрастные. Классификация игр Гросса. Классификация Покровского. Обзор игр. Драматический и словесный элементы в играх физических. Сложные игры. Игры с юмористическим элементом. Элементарные хороводные игры. Хороводные игры, выродившиеся из культовых игр и свадебных обрядов. Игры-импровизации. Непосредственное подражание в играх. Отражение исторического момента в игрушках и играх. Роль игрушки в играх. Песни, приуроченные к играм c игрушками. Темы детских игр. Мир растительный, животный, птицы, насекомые, неодушевлённые предметы. Быт. Героический элемент в игре. Игры в охоту, разбойников, воров. Отражение религиозных пережитков в играх. Народные драмы в детской среде.
Глава XIII. Сказки.
Невыясненность вопроса о детской народной сказке. Сказки, сочиняемые детьми. Рассказчицы детских сказок. „Ребячьи сказки“. Приспособление сказок взрослых для детей. Книжные влияния на детскую сказку. Наиболее популярные среди детей сказки. Песенки в сказках. Сказки в песенной форме. Кумулятивные сказки – русские и других народов. Присказки. Докучные сказки.
Глава XIV. Загадки.
Художественная ценность загадок. Загадки, записанные от детей. Загадки в детских песнях. Задачи и вопросы.
Глава XV. Скороговорки и каламбуры.
Глава XVI. Детские заговоры и гадания.
Глава XVII. Формы детского фольклора.
Совершенство форм детского фольклора. Детский язык. Детское словотворчество. Поэтический словарь детского фольклора. Детский язык, созданный взрослыми. Местные слова. Уменьшительные суффиксы. Поэтическое словотворчество детского фольклора. Особенности грамматических форм. Синтаксис. Стихосложение в детском фольклоре. Ритм и метр. Рифмы. Звукоподражания. Аллитерации и ассонансы. Эпитеты. Сравнения. Динамичность. Описания.
Глава XVIII. Культурные пережитки и
исторические воспоминания в детских песнях и
играх.
Отзвуки языческих верований. Названия сословий и профессий, исчезнувших из быта. Татарщина. Крепостное право. Географические названия. Исторические воспоминания в детских играх.
Книги и статьи, на которые сделаны ссылки в тексте
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).