Альманах рукописей: от публицистики до версэ • Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Г. А. Шенгели
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
Георгий Аркадьевич
Шенгели
Техника стиха
Практическое стиховедение
Издательство «Советский писатель»
Москва — 1940
Библиотечный фонд формируют авторы литературных произведений, авторы-составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, авторы биографий и библиографий, авторы научных исследований
и издатели
литературы.
Включайтесь!
Автором исследования
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 4.0 Мб
Техника стиха : Практическое стиховедение / Георгий Шенгели ; худож.: В. Резников. — 3-е изд., перераб. — Москва : Советский писатель, 1940. — 136 с. — 21.5×14.5 см. — 5000 экз.
вступление / предисловие
Предисловие к третьему изданию
Задача этой книги чисто практическая: помочь начинающему поэту овладеть элементарной стиховой техникой‚ – «поставить ему руку», как говорят пианисты. Этим предопределены и структура книги, и анализы, и формулировки‚ – порою‚ в целях наглядности, упрощённые.
Начинающие стихотворцы весьма часто пускаются в опасное плавание по зыбям «свободного стиха», не обладая ещё развитым слухом и почти всегда превращая поэтому свои опыты в рифмованную прозу. Для усвоения же техники стиха, в том числе и «свободного», необходимо начинать со стиха «пушкинского», наиболее разработанного как теоретически, так и практически. Лишь исключительному дарованию под силу с первых шагов овладеть более сложными системами. В живописи начинают с рисунка и перспективы; в музыке – с гамм; в геометрии – с Эвклида. Пикассо, Дебюсси и Лобачевский «вступают в программу» значительно позже.
Очень часто приходится слышать банальную истину: «поэты рождаются». Из неё делают вывод: учиться стиховой технике ни к чему. Однако, художники и музыканты также «рождаются» со своим дарованием, – но никто не станет отрицать необходимость для них технической учёбы. И – любопытно: нигде не напечатают безграмотного рисунка; безграмотные же стихи печатаются пóходя. Необходимость технической подготовки прекрасно понимал шестнадцатилетний Пушкин, записавший в дневнике, что Шаховской «не хотел учиться своему искусству и стал посредственный стихотворец» (Дневник 1815-1817 гг.‚ 8 ноября). Наша маленькая книжка не претендует создавать поэтов; она лишь научит писать технически грамотные стихи, что весьма пригодится и тогда, когда «поэт» не окажется поэтом, останется просто читателем…
Для третьего издания книга полностью переработана; написана, в сущности, заново. Глава «О лирической композиции» снята, как выходящая за рамки вопросов стиха. Сокращена и глава «Строфика», ибо для подробного изложения я не располагал местом, а освещение нужных вопросов «на выдержку» – непедагогично; о сонете, например, лучше вовсе не говорить, чем говорить вскользь. Прочие главы значительно расширены.
Ввиду того, что некоторые вопросы, освещаемые в данной книге‚ – напр. проблема дольника, тактового стиха и пр., – мало разработаны в специальной литературе, я считал себя вправе предложить мою личную трактовку, откладывая её научное обоснование до выхода подготовляемой мною большой работы по русскому стиху.
Георгий Шенгели
6 июня 1939 г.‚ Москва
содержание / оглавление
Предисловие к третьему изданию
Глава первая.
Общие сведения о стихе
А. Начальные сведения о стихотворном размере Б. Понятие о стопе В. Сочетание стоп Г. Окончания Д. Цезура Е. Общее свойство всех размеров Ж. Определение размеров
Глава вторая.
Описание размеров
А. Общие указания Б. Трёхсложные размеры
III. Дактиль
III. Амфибрахий
III. Анапест
В. Двухсложные размеры
Вводная заметка
III. Хорей
III. Ямб
Г. Многосложные размеры Д. Анакруза Е. Логаэдические стихи Ж. Обратимые стихи З. Словоразделы в стихе И. Деформация слога
Глава третья.
Паузный стих
А. Общие указания Б. Паузы в трёхсложных размерах В. Паузы в двухсложных размерах
Глава четвёртая.
Свободный стих
А. Общие указания Б. Пушкинский свободный стих В. Дольник Г. Тактовик
Глава пятая.
Эвфония
А. Общие указания Б. Рифма В. Ассонанс Г. Словесная инструментовка
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).