Предисловие
Журналистская профессия сегодня переживает небывалый кризис. Раньше, публикуя критический материал, мы всегда знали, что на него последует заметная реакция. Была реальная действенность материалов, они действительно меняли нашу жизнь. Статус профессии был высокий: куда бы ты ни приезжал, тебя узнавали, тебя уважали. Журналистика была связана с расследованием жизни: фактов, биографии, ситуации. Целью было найти истину, кого-то спасти, кому-то помочь.
Сейчас всё иначе. Нас называют «журналюгами, продажными, убогими», говорят, что гроша ломаного не стоим. Это случилось не само собой. Была выстроена схема: во главе – органы власти, далее – политтехнологи, разрабатывающие стратегии влияния на общество. Политтехнологи привлекают пиар-агентства, которые, в свою очередь, нанимают журналистов. Им отводится роль операторов связи, проводников информации, которые за деньги напишут всё что угодно.
В стране появилось видимо-невидимо факультетов журналистики. Казалось бы, нас должен захлёстывать оптимизм: столько людей идёт в журналистику! Но дело в том, что, отучившись год и сходив, что называется, в жизнь, увидев, как развивается пиар, как живут рекламщики, политтехнологи, взгляды у девочек и мальчиков меняются. Они уже не хотят ни за что бороться, усовершенствовать жизнь, а желают найти тёплое место и получать достойную зарплату.
Есть проблема компетенции главных редакторов. Есть проблема с моделированием СМИ. Часто говорят: «Дайте денег, а мы сделаем газету или журнал». Мало кто думает о том, что это будет за издание, кому оно предназначено, почему его должны покупать.
Правовое и экономическое обустройство медийного пространства, наделение журналистской профессии соответствующим статусом невозможны без осмысления новой реальности, в которой мы живём. Сегодня, когда изменилась сама обстановка в обществе, нужны новый контент в журналистике, новые темы и авторы.
Отсутствие полноценной журналистики – большая драма для общества. Надеяться, что новый контент сам придёт через Интернет, бесполезно. Нам надо искать новые подходы к созданию содержания, пробовать новые форматы. Именно такие, которые не только формируют сознание людей, но и дают надежду на позитивное развитие общества.
Союз журналистов России уже несколько лет занимается моделированием контента и форматов СМИ. Наша лаборатория использует региональный, национальный и международный опыт. Первый опыт, который мы стали пропагандировать, – опыт Вячеслава Белоусова из Северодвинска. Вначале я буквально негодовал, общаясь с ним по поводу публикации материалов о лечении нетрадиционными методами: газета – это же святое! А сегодня он выпускает в виде приложений 22 газеты, и все они рентабельны. И поддерживают на плаву основное серьёзное издание – «Вечерний Северодвинск».
Вариантов много. Это эксперименты Юрия Пургина из Барнаула, Леонида Левина из Якутска, Анатолия Полозкова из Железногорска, Людмилы Кейбол из Змеиногорска, Валерия Безпятых из Ревды и других коллег. Они едины в главном: экономической самостоятельности и любви к людям. Они создают публицистические материалы, которые рассказывают о человеке, зажигают его. Они дают реальные житейские советы и подсказки, например, как выйти из трудной жизненной ситуации. Они моделируют разговор жителей района, города, области через газету или телеканал друг с другом и с властью.
А посмотрите на скандинавский опыт. Муниципальная газета в Финляндии тиражом 500 экземпляров – суперрентабельна, полностью окупает затраты за счёт правильного распределения рекламного пространства. Мы можем и должны искать крупицы такого опыта и делиться им со всеми, кто хочет вернуть журналистике утраченное доверие, наполнить свою работу новым содержанием.
Именно поэтому Союз журналистов России начинает издание серии «Контент и форматы СМИ». Книга секретаря Союза журналистов России Владимира Касютина, много и настойчиво работающего над моделированием периодики в российских регионах, открывает наш новый проект.
Всеволод Богданов,
председатель Союза журналистов России.
|