«Да святится имя твое, Театр!»
…Потому что добро остаётся добром –
в прошлом, будущем и настоящем!
В. Высоцкий
О российских, в том числе омских, театрах, спектаклях, актёрах и режиссёрах издано немало книг, журналов, юбилейных альбомов. Написаны они, безусловно, людьми, близкими к театру, знающими его жизнь изнутри, долгое время работавшими и работающими в стенах того или иного храма Мельпомены. Сложнее с театральными рецензиями и театральными критиками. Созданные разными авторами в разное время театральные рецензии разбросаны в подшивках газет, журналов, в сборниках. Думается, редко у кого сегодня возникнет желание отыскивать рецензию того или иного автора в ворохе печатных изданий. А сами театральные критики за редким исключением предпочитают собственные труды не издавать, довольствуясь своими сохранёнными статьями-вырезками или их ксерокопиями в личном архиве.
Да и не так много в Омске и в целом по России талантливых театральных критиков, умеющих профессионально читать ту или иную постановку и ясно излагать увиденное и проанализированное на страницах печати. Театральные критики, выражаясь современным языком, вообще «товар» штучный. Галина Алексеевна Сокур – из их числа.
Её юность и молодость формировались в «золотой век» омского театра, когда во главе Омского ТЮЗ’а и Омского театра драмы стояли поистине исторические и легендарные личности – Владимир Дмитриевич Соколов и Мигдат Нуртдинович Ханжаров. Именно тогда слава Омска, как города театрального, распространялась далеко за пределы области. Театр был для неё и домом, и учёбой, и средством познания бескрайнего и увлекательного мира искусства. Впрочем, на первом месте стояли книги, к чтению которых она пристрастилась в раннем детстве. Может, оттого и выбрала филологический факультет Омского государственного педагогического института, на котором не только училась, но и позже работала, прошла путь от преподавателя до доцента, заведующего кафедрой. В 1976 году окончила аспирантуру филологического факультета Ленинградского государственного педагогического института имени А..И..Герцена, в 1978 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Драматургия Джона Голсуорси (К проблеме европейской драматургической традиции)».
«Не будь этой диссертации, не было бы и театральных рецензий», – однажды призналась мне Галина Алексеевна. Опыт диссертационного анализа драматургических произведений Голсуорси, Ибсена, Гауптмана, Стриндберга, постановок их произведений на мировой и советской сцене сказался на её театральных рецензиях, выработал особый «сокуровский» стиль и слог, который трудно перепутать с чьим-либо другим. Он, этот стиль изложения материала, ёмкий и лаконичный, доступный и понятный для всех, свидетельствует в то же время о напряжённой работе авторской мысли, умении глубоко, профессионально, целостно анализировать увиденное на сцене.
Попробовать себя в качестве театрального критика на страницах главной газеты Омской области «Омская правда» в 1979 году ей предложила заведующая отделом культуры этого печатного органа Галина Петровна Усенко. Зная, что её тёзка – большой специалист в области зарубежной литературы, она попросила Сокур писать рецензии в рубрику «Театр». Та согласилась, но с оговоркой: будет писать только о том, что хорошо знает и в чём разбирается, а именно: о любимой «зарубежке».
Первой пробой пера в рубрике «Театр» стала рецензия на спектакль Омской драмы по пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона «Двое на качелях», которая была опубликована в номере от 8.марта 1979 года. В небольшом по объёму тексте Сокур передала основное содержание и смысл произведения, раскрыла преображающую силу любви двух главных героев в исполнении ведущих актёров театра Татьяны Ожиговой (Гитель) и Николая Чиндяйкина (Джерри). Под воздействием живого, яркого, сжатого слова начинающего критика читатель словно переносился в зрительный зал, сопереживал главным героям и погружался в атмосферу пьесы. Написать рецензию так, чтобы сделать спектакль зримым для большинства подписчиков газеты, как будто они увидели его воочию, было основной целью Галины Сокур.
После удачного дебюта последовали рецензии не только на постановки Омской драмы и ТЮЗ’а, но и на спектакли гастролировавших в то время в Омске театральных коллективов: Петропавловского областного театра имени Н..Погодина, Московского драматического театра имени Н..В..Гоголя, Театра драмы Кузбасса, Государственного русского драматического театра Белорусской ССР имени М..Горького и других. Все эти рецензии отличали глубинное понимание критиком самого произведения, авторского и режиссёрского замыслов, целостное видение спектакля, глубокий анализ характеров героев, точные и беспристрастные оценки игры актёров, культура подачи материала, его логическая выстроенность и продуманность, отточенность каждого слова. Галина Сокур не упускала из виду художественное и музыкальное оформление спектакля, считала своим долгом непременно упомянуть о них, подчеркнув их соответствие или несоответствие общему стилю и замыслу постановки.
Их не было много: в год – 2-3 рецензии. Но каждая из них являлась своеобразным литературным произведением, навсегда запечатлевавшем тот или иной спектакль в театральной истории города. Поэтому собранные воедино рецензии Г..А..Сокур представляют собой определённый культурный и литературный пласт эпохи 70-90-х годов XX.века. Это временной срез театральной жизни омского региона, рассказывающий не только о событиях в культуре Омска, но и об умонастроениях, желаниях, целях, идейных исканиях театральной общественности той поры. Целый ряд печатных публикаций Сокур можно квалифицировать как разговоры и мысли о театре. Они включают как рассуждения омских писателей, театроведов, литераторов, студентов о путях развития театра, так и размышления самого критика о том, каким должен быть и оставаться театр, что в нём главное и непреходящее, к кому и каким образом он должен обращаться, как должен взаимодействовать со зрителем.
Что бы ни писала Галина Алексеевна о театре – заметки ли, рецензии ли, – она везде остаётся в первую очередь преподавателем, Учителем с большой буквы. «В голове, всё равно, – лекция», – резюмирует она. Для неё важно, какое воспитательное и духовное влияние оказало увиденное на сцене на умы и души зрителей. Заставило ли задуматься о собственной жизни, разобраться в своих чувствах, желаниях, целях, проблемах, сделало ли хотя бы чуточку лучше в нравственном плане каждого из сидящих в зале? Особенно это касалось юных зрителей, будущего страны. «Я решительно убеждена: встречи с театром должны для ребёнка оканчиваться катарсисом, душевным потрясением, очищением и просветлением», – пишет она в одной из своих статей о театре и зрителе. Такое же просветление и очищение должно наблюдаться и у взрослого человека. Не случайно так много в её рецензиях и статьях рассуждений о нравственной составляющей драматического искусства. «Да, театр – это во многом школа нравственности, школа чувств, – пишет она в статье «Воспитание театром». – Это не значит, что театр выдаст нам рецепты поведения на все случаи жизни. Но театр через сопереживание заставляет нас задуматься о жизни». «Театр – это трибуна, передний край идеологической, нравственной и эстетической борьбы» (из статьи «Разговоры о театре»). Не только найти эстетические смыслы в пьесе, но и подчеркнуть её философско-нравственное звучание – главная особенность рецензий Сокур.
Думаю, нет смысла во вступительном слове описывать всё содержимое сборника. Такое право мы предоставляем читателю. Хочется добавить, что рецензии Г..А..Сокур – отнюдь не сухие и сжатые отчёты о просмотренных спектаклях, это прежде всего диалоги со зрителями, реальными и потенциальными. Кто же они? В то время – обыкновенные советские люди. Те, по чьим почтовым ящикам ежедневно разносились газеты «Омская правда» и «Вечерний Омск»: интеллигенция, рабочие, труженики села, учащаяся молодёжь. Как уже не раз подчёркивалось, написанные доступным языком, эти рецензии были понятны для всех. Удивительно, но они не просто приглашали, а буквально зазывали омичей на спектакли, побуждали к прочтению тех произведений, по которым эти спектакли были поставлены, заставляли сравнивать свою оценку спектакля с мнением критика. Такими свойствами рецензии обладают и сейчас. А следовательно, актуальность и востребованность «сокуровских» диалогов со зрителями жива и сегодня.
Как-то Галина Алексеевна в беседе со мной сказала: «Театр – явление сиюминутное. Живопись, скульптура, архитектура вечны. А спектакль живёт, только пока идёт. Завтра – уже другой спектакль. И в каждом восприятии он свой. Ему нельзя дать так называемой объективной оценки, потому что его сила – в субъективности и исполнения, и восприятия. Пьеса вечна. А спектакли по этой пьесе разные. Шекспир, Мольер, Софокл. При их жизни по их пьесам ставились спектакли, которые мы бы сегодня просто не поняли».
Возможно, это и так. Но когда читаешь рецензии Сокур, спектакли тридцати-, сорокалетней давности словно воскресают из глубины лет. Оживают с теми актёрами, которые в них были задействованы, с той сценографией и режиссёрским замыслом, которые были для них характерны, с тем временем, которое безвозвратно ушло, но осталось запечатлено талантливым театроведом-летописцем.
Эти рецензии – призыв к добру и духовному совершенствованию, верный ориентир на пути формирования и взросления человеческой души. Во все времена, какими бы суровыми и беспросветными они ни казались, подобные призывы вечны, как вечны и непреложны истинные человеческие ценности.
И ещё. Нельзя не отметить эмоциональности автора. Казалось бы, жанр театральной рецензии не предполагает проявления эмоций. Но их, как и авторское отношение к самому спектаклю, можно увидеть в контексте и почувствовать лишь при внимательном чтении. Вот этот спектакль критику нравится, а этот не очень, а тот не нравится вообще, хотя открыто об этом Галина Сокур предпочитает не писать. Вот она в рамках рецензии задаёт вопрос, адресованный исключительно читателям, вот делится с ними радостным известием о том, что познакомилась с хорошим самодеятельным театральным коллективом в одной из омских школ, вот откровенно признаёт свою педагогическую ошибку, некогда допущенную из-за собственной жалости… Эти отступления неслучайны. Они рассчитаны на ответный отклик, на собеседование, на соучастие, на сопереживание. А иным и не может быть диалог.
Рецензию «Да святится имя твое, Театр!» на спектакль «Ленкома» «…Sorry» с Николаем Караченцовым и Инной Чуриковой в главных ролях я бы выделила особо. Это и не классическая рецензия в буквальном понимании, и не разговор о театре, а, пожалуй, гимн ему. Автор переживает глубокую личную драму, которую трудно скрыть за газетными строчками. И боль от этой трагедии, и тяжёлые душевные переживания скрадывает театр. Он для критика является и утешением, и спасением, и смыслом жизни, и стимулом к творчеству и дальнейшей работе, и самым лучшим другом. Вот таким другом, по мнению Галины Сокур, театр должен стать для каждого из нас.
Об этом её рецензии.
Алла Ладан,
журналист,
член Союза журналистов России.
|