Заключение
Реконструкция на основе этнографических и другого рода источников праздников и обрядов годового цикла восточнославянского населения Зауралья и Западной Сибири свидетельствует о существовании на начало ХХ.века сложной системы праздничного календаря. Календарные праздники, помимо выполнения большого количества разных социальных функций, играли самую важную роль – являлись ориентирами в потоке времени. Они показывали уровень развития материальной и духовной культуры на данный период времени, отражая хозяйственные занятия крестьянства России земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, огородничеством и различными ремеслами. В праздниках можно проследить и социальную структуру общества разных исторических эпох (род, соседская община, патриархальная семья, социальные группы).
В праздничных циклах переплелись различные религиозные представления и культы: тотемизм, культ природных стихий, очага, солярный, аграрный, культ предков, эротический, общинный, культ плодородия. Эти представления проявлялись в различных типах магии: контактной, инициальной, парциальной, имитативной, апотропеической, катартической, вербальной. В ритуалах сохранялись архаические представления о двух жизненных стадиях (молодость – старость) и сакральной причастности взрослого населения к изменениям природы. Наличие оппозиций «молодой – старый», «мужской – женский» обусловило различие ролевых функций половозрастных групп в годовом праздничном цикле.
Функциональная направленность праздничных циклов в течение года изменялась. Цель святочного и масленичного календарно-обрядовых циклов состояла в обеспечении благополучия на весь предстоящий год с помощью продуцирующих и обереговых действий, путём освобождения от старых вещей и нравственного очищения людей. Основной функциональной направленностью весенних праздников следует считать обеспечение быстрейшего расцвета природы, стимуляцию роста хлебов, сохранение здоровья и упрочение сил земледельца и его скота, а также усиление положительных эмоций с приходом тёплого времени года. Функции летнего праздничного цикла заключались не только в ускорении роста, плодоношения растительности и сохранении урожая, но и в создании условий перехода девушек в новую половозрастную группу, благословлении их на брак, передаче могущественных сил расцветшей природы человеку (и девушкам в первую очередь), предохранении крестьянина, его семьи и хозяйства от неблагоприятного воздействия природных стихий и вредительства «нечисти», а также летние праздники должны были дать психоэмоциональную зарядку человеку на весь предстоящий зимний период.
Структурно-функциональный анализ календарных праздников русских Западной Сибири и Зауралья показал неравномерность распределения выделенных нами подструктур в праздничных циклах. Наибольшую роль в весенних и летне-осенних обрядах, связанных с непосредственным трудовым процессом, играла религиозно-магическая подструктура. В троицко-купальской обрядности нашли отражение и демонстративно-символические элементы (демонстрация принадлежности участниц обрядов к половозрастной группе девушек, готовых ко вступлению в брак). Религиозно-магические элементы к концу.ХIХ.-.началу.ХХ века во многом утратили своё традиционное содержание, что наглядно можно представить на примере Святок и Масленицы, праздников, оторванных от непосредственной трудовой деятельности земледельца. Эти элементы, перейдя из религиозно-магической подструктуры в демонстративно-символическую, развлекательно-игровую и эстетическую, способствовали лучшей реализации эмоционально-психологической и регулятивной функций праздника. Эволюционируя в сторону развлекательно-игровых действ, зимние праздники в большей степени, чем остальные, подверглись этнокультурному влиянию сибирских народов. Именно в обряде лучше всего выражена этническая специфика, а обряд, утратив религиозно-магическую основу, превращается в обычай, становясь открытой системой, более подверженной иноэтничному влиянию.
Анализ праздников и обрядов русских, украинцев и белорусов показал общность многих обрядовых действий и множество локальных различий. Типологический анализ календарных праздников русских среднеиртышского региона показал, что они относятся к смешанному типу праздников, который близок к среднерусскому и проявляет вариативность севернорусского и южнорусского типов, частично включая украинские и белорусские праздничные элементы. Локальные особенности прослеживаются в старожильческих селах, в переселенческих населённых пунктах, в которых выделяются вятская, рязанская, орловская, тульская, тамбовская, воронежская традиции, в сёлах со смешанным составом населения, в старообрядческих сёлах и в поселениях сибирского казачьего войска. В праздниках русских старожилов находится больше всего параллелей с Русским Севером, что подтверждает их «северное» происхождение. В поздних переселенческих сёлах достаточно хорошо сохранились праздничные традиции мест выхода (в основном – южнорусские). В отличие от сибиряков, у которых законсервировались архаичные обряды, для поздних переселенцев – южноруских, украинцев и белорусов – характерны последовательность претворения религиозных норм в жизнь, лучшее знание идеологического обоснования праздника, более яркая его эстетическая и вербальная сторона. В праздниках казаков и крестьян существовали различия, связанные с военным характером казачьей службы, большей образованностью и зажиточностью казачества, его тяготением к городской культуре и православной церкви, привилегированным положением в обществе.
Особенные черты календарных праздников русских данного региона, которые проявлялись в масленичных, четверговых, пасхальных, никольских и некоторых других обрядах, были обусловлены особенностями заселения, природно-географической средой, социально-экономическими условиями и этнокультурными контактами с другими восточнославянскими, тюркскими и финно-угорскими народами.
У украинского населения данного региона в проведении праздников отчётливо прослеживаются полтавская, харьковская, херсонская и западноукраинская традиции, что связано с наличием локальных особенностей в местах выхода украинских переселенцев. Особняком стоит черниговская традиция, вместившая в себя украинские, южнорусские и белорусские традиции.
Среди белорусских переселенцев можно выделить витебскую, минскую, гомельскую, могилёвскую локальные традиции с их особенностями в проведении праздников и обрядов. Белорусы в иноэтничном окружении интенсивно смешивались с русским населением и меняли свою идентичность, называясь «русскими». Но их диалект, сохранявшиеся обычаи и обряды (катание с гор на донцах прялок, игра на цимбалах и др.) выявляли их истинную этническую принадлежность.
На протяжении периода с начала 1930-х и до конца 1980-х годов происходили процессы, характеризующиеся исчезновением обычаев и обрядов, связанных с непосредственной трудовой деятельностью, отмиранием обрядового фольклора и заменой его народными лирическими и авторскими песнями, появлением новаций и превращением некоторых из них в традицию, разрушением механизма межпоколенной трансмиссии культурных традиций. Несмотря на преследование, религиозные праздники и обряды отмечались верующими людьми. Часть обрядовых элементов (в том числе обрядовая пища) сохранялась и в семьях атеистически настроенных граждан, руководствующихся этическими соображениями и действующих «по-традиции». В проведении праздников на семейном уровне этническая специфика находила лучшее отражение.
Русские календарные праздники, в которых развлекательно-игровая сторона стала доминирующей уже в конце ХIХ.века (Святки, Масленица), за годы советской власти трансформировались в общественные праздники, объединившие новационные и традиционные (в виде вторичных форм) праздничные элементы и включившие некоторые традиции других этносов (Новый год, Проводы Русской зимы).
Общественно-гражданские праздники революционной, боевой и трудовой славы (годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, День международной солидарности трудящихся и День Победы – «октябрьские» и «майские»), к концу 1970-х годов из инноваций превратились в традицию, что объясняется их исторической значимостью, длительным периодом государственного «внедрения» в культурную жизнь и «наложением» на традиционный праздничный календарь, в котором в эти периоды весной отмечались Егорьев и Николин дни, а осенью – Покров и Дмитриев день с ярмарками и пиршествами в честь завершения сельскохозяйственных работ. По инерции старшее поколение продолжает отмечать «майские» и «октябрьские» праздники до сих пор, хотя идеологической поддержки этих праздников не существует уже почти 30 лет. Это не относится к Дню Победы, который подавляющее число населения (89.%) считает «традиционным народным праздником» и отмечает даже с большим размахом, чем в годы советской власти, потому что в идеологическую составляющую праздника гармонично вписалось чувство благодарности дедам за возвращённый мир, и некоторые праздничные формы приобретают смысловую направленность традиционных форм (например, культу предков).
С начала 1990-х годов происходит усиление интереса к народным традициям, возрастает активность религиозных организаций, увеличивается роль средств массовой информации, учреждений науки, культуры и образования в распространении знаний о фольклоре и возрождении народных праздников.
Стремление обрести свою идентичность приводит к тому, что люди хотят найти близкие формы для эмоциональных проявлений в праздниках, что способствует формированию обобщённых символов праздника, в качестве которых выступают Дед Мороз, Русская берёзка, самовар, блины, тройка лошадей и т..д. В то же время, происходит процесс возрождения аутентичных обрядовых компонентов народного праздника в виде традиционных блюд, обрядового фольклора, народных танцев, рекультивируемых силами фольклористов и этнографов. Таким образом вектор возвращения народных традиций приобретает обратное направление – из города в село.
Традиционный праздник на протяжении ХХ века в целом менялся, но отдельные его компоненты продолжали сохраняться и ретранслировались из поколения в поколение. Это оказалось возможным благодаря факторам консервации: экономическому (сохранение некоторых традиционных способов ведения сельского хозяйства), нравственно-психологическому (стремление действовать «по традиции»), этническому (осознание национальной неповторимости) и религиозному (сохранение слоя верующих людей и функционирование церкви). Другие компоненты традиционного праздника менялись вследствие действия факторов трансформации: экономического (механизация сельского хозяйства, индустриализация, научно-техническая революция), социально-политического (коллективизация, антирелигиозная пропаганда, распад СССР), социально-демографического (миграция населения, урбанизация, модернизация) и нравственно-психологического (стремление избавиться от «пережитков прошлого», изменение нравственных приоритетов).
На протяжении ХХ.века в функционировании традиционного календарного праздника происходили процессы, результатом которых к началу XXI.века явилось: исчезновение обычаев и обрядов, связанных с непосредственным трудовым процессом; сохранение религиозных праздников и обрядов среди верующих людей; сохранение зрелищно-игровых и эстетических праздничных форм; сохранение магических компонентов праздников в виде обрядов, связанных с обеспечением жизненного благополучия; сохранение празднично-обрядовой пищи; исчезновение обрядового фольклора; появление новаций и превращение некоторых из них в традицию; параллельное существование первичных и вторичных праздничных форм, при доминировании последних; проведение праздников на двух уровнях – семейном и общественном (при лучшем сохранении этнической специфики на семейном уровне и взаимодействии с другими народами на уровне общественном); увеличение роли средств массовой информации в создании представления о народном празднике; возрастание роли учреждений науки, культуры и образования в возрождении аутентичных форм праздников и организации народных праздников на общественном уровне.
Влияние мирового экономического кризиса, разразившегося в конце первого десятилетия XXI.века, уже начало сказываться на материальной и духовной жизни российского общества, и по мере углубления кризисных явлений в экономике, будет увеличиваться кризис в культуре, в частности – в праздничной сфере. Усиление негативных тенденций в развитии страны, постоянные реформы, проводимые правительством в экономической и политической сферах, свидетельствуют о перманентности переходных процессов, рождающих у человека неуверенность в завтрашнем дне и изменение его самосознания, что приводит к интенсификации поиска человеком своей идентичности. В такой ситуации роль праздника в жизни общества и отдельного человека возрастает, поскольку праздник начинает играть не только стабилизирующую роль, но и способствует идентификации человека, помогая ему самоопределиться в неустойчивом мире и преодолеть негативные последствия происходящих глобальных процессов.
|