Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.06 · 18:30 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
NB0000870 — Т.Н.Золотова — Традиционный праздничный календарь ... — (2017)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Т. Н. Золотова
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
NR
Татьяна Николаевна
Золотова
Традиционный
праздничный календарь
восточнославянского населения
Зауралья и Западной Сибири.
Издание Института Наследия (г. Москва).
Москва — 2017
 
 
Фонд релизов
«Нообиблион»
и библиофонд
формируют
авторы
литературных
произведений,
авторы
научных
исследований,
авторы-
составители
различных
сборников
(антологий,
альманахов,
хрестоматий,
альбомов) и
монографий,
биографий и
библиографий,
историки
литературы,
издатели.
Включайтесь!
NB
 
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 6.3 MB
  Т Е К С Т  
 
описание / сведения
Золотова Т.Н.
Традиционный праздничный календарь восточнославянского населения Зауралья и Западной Сибири : науч.-попул. изд. / Т..Н..Золотова ; оформ..(обл.): М..Л..Бережнова. — Москва : Институт Наследия, 2017. — 286 с.; ил., фот., факс., табл. — Библиогр.: с. 210-239 (480 назв.) и в примеч. (в конце гл.). — (В надзаг.: Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д..С..Лихачёва). — (Портр. авт. на с. 4 обл.).
ISBN 978-5-86443-263-3
 
релиз / аннотация
Научно-популярная книга посвящена традиционному праздничному календарю русских, украинцев и белорусов Зауралья и Западной Сибири. В книге на основе широкого круга источников, основным из которых являются фольклорно-этнографические материалы, собранные автором в экспедициях в районы Омской, Курганской, Тюменской, Томской, Кемеровской, Северо-Казахстанской, Павлодарской областей и Алтайского края, реконструируются традиционные календарные праздники и обряды, анализируется их структура, функции и семантика, рассматриваются межэтнические взаимодействия близкородственных славянских групп в отдалении от метрополии, их адаптация в обрядовой сфере к условиям Сибири, анализируются процессы, происходившие в празднично-обрядовой сфере на протяжении ХХ.-.начала.XXI века, рассматривается современное состояние праздничной культуры.
Книга рассчитана на всех, кто интересуется историей и культурой восточнославянских народов.
 
NB
Татьяна Николаевна
Золотова
Заместитель директора Сибирского филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д..С..Лихачёва (Института Наследия), кандидат исторических наук.
В 1998 году окончила исторический факультет Омского государственного университета имени Ф..М..Достоевского.
В 1997 году защитила диссертацию на тему «Календарные праздники русских Тоболо-Иртышского региона в конце XIX.-.XX.веке».
Область научных интересов: этнография восточных славян Сибири, гендерные исследования, культурология, культура межнациональных отношений.
 
предисловие / вступление
Введение
[Извлечение]
Предлагаемая читателю научно-популярная книга посвящена традиционным календарным праздникам и обрядам, выполняющими в обществе важные социальные функции ‒ коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально-психологическую, нравственно-воспитательную и другие. Обращение к этой значимой части этнической культуры восточнославянского населения тесным образом связано с проблемой изучения мирового культурного разнообразия, существование которого ЮНЕСКО считает «общим достоянием человечества», а содействие ему – главным стратегическим направлением в сфере культуры. Об этом свидетельствуют «Всеобщая декларация о культурном разнообразии», принятая ЮНЕСКО в 2001 году, и «Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» (2005.г.). Ежегодно 21 мая ЮНЕСКО отмечает Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития.
Российская Федерация представляет собой многонациональное, поликонфессиональное и мультикультурное образование, залогом нормального развития которого является безусловный учёт и развитие всего культурного разнообразия страны. Важнейшее место в социокультурном пространстве занимает наследие, сформировавшееся на основе ценностей национальных культур, получивших распространение на территории России. Изучение и популяризация культурного наследия народов России есть важнейшая задача государственной культурной политики. Празднично-обрядовая культура относится к нематериальному культурному наследию, с помощью которого формируется чувство самобытности, преемственности и уважения к культурному разнообразию и творчеству человека. Сохранение нематериального культурнеого наследия, его популяризация важны не только в отдельных полиэтничных регионах, какими являются Зауралье и Западная Сибирь, но и в многонациональной России в целом. С одной стороны, распространение этнографических и культурологических знаний способствует лучшему взаимопониманию между различными этносами. С другой стороны, обращение к традиционной культуре своего этноса связано с процессом поиска идентичности, начавшегося на рубеже веков.
Традиционные праздники и обряды, как и многие другие национальные традиции, долгое время находились в забвении, так как «мешали» унификации образа жизни и слиянию этносов СССР в «единую общность людей – советский народ». Происходящие в 1990-е годы дезинтегративные процессы привели к распаду единого советского пространства на ряд национальных образований и вызвали волну подъёма этнического самосознания проживающих в них народов. Это, в свою очередь, вызвало повышенный интерес населения к народным традициям как важной объединяющей силе, способной сохранить целостность российской нации.
Происходящий в России на рубеже 1990.-.2000-х годов процесс модернизации и ускоренного изменения социокультурного пространства стал предпосылкой резкого изменения традиционных социальных связей, механизмов социализации, привычного для многих россиян образа жизни. Появление особых социально-политических и культурных характеристик переходного общества современные политологи называют «кризисом идентичности». Поиск новой идентичности происходит в разных направлениях, одним из которых является возвращение к народным традициям и советскому культурному наследию. Социальная значимость духовной и материальной составляющих культурного наследия в контексте современных глобализационных процессов состоит в возможности сближения людей и консолидации общества на основе соблюдения разновременных по своему характеру традиций и сохранения культурных символов прошлых эпох.
Современные календарные праздники, в своей структуре имеющие новации и сохраняющие некоторые народные традиции, являются одним из главных факторов социализации личности в современном обществе и играют важную роль в формировании разных видов идентичности: этнической, социальной, культурной, групповой, региональной и других. Именно посредством участия в празднично-обрядовой деятельности человек эффективнее включается в процесс усвоения и дальнейшего развития накопленного до него социально-культурного опыта и в систему общественных отношений.
В данной книге мы попытались в доступной форме изложить своё исследование системы традиционных календарных праздников и обрядов восточнославянского населения Зауралья и Западной Сибири, проанализировать их структуру и функции, выявить изменения, происшедшие на протяжении ХХ.-.начала.XXI века и рассмотреть современное состояние празднично-обрядовой сферы.
<…>
Современное изучение традиционной культуры затруднено в силу интенсивных миграций населения и происходящих глобализационных процессов, поэтому представленные материалы по традиционному праздничному календарю собирались по крупицам в течение длительного времени (об источниках расскажем позднее) и отражают состояние обрядности в последний период её наибольшей сохранности – в период первой трети ХХ.века и происходящие затем процессы трансформации, в результате которых часть традиций исчезла, часть ‒ сохранилась, ещё одна часть – приобрела новое содержание при сохранении формы в качестве этнокультурного символа.
 
NB
 
послесловие / заключение
Заключение
Реконструкция на основе этнографических и другого рода источников праздников и обрядов годового цикла восточнославянского населения Зауралья и Западной Сибири свидетельствует о существовании на начало ХХ.века сложной системы праздничного календаря. Календарные праздники, помимо выполнения большого количества разных социальных функций, играли самую важную роль – являлись ориентирами в потоке времени. Они показывали уровень развития материальной и духовной культуры на данный период времени, отражая хозяйственные занятия крестьянства России земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, огородничеством и различными ремеслами. В праздниках можно проследить и социальную структуру общества разных исторических эпох (род, соседская община, патриархальная семья, социальные группы).
В праздничных циклах переплелись различные религиозные представления и культы: тотемизм, культ природных стихий, очага, солярный, аграрный, культ предков, эротический, общинный, культ плодородия. Эти представления проявлялись в различных типах магии: контактной, инициальной, парциальной, имитативной, апотропеической, катартической, вербальной. В ритуалах сохранялись архаические представления о двух жизненных стадиях (молодость – старость) и сакральной причастности взрослого населения к изменениям природы. Наличие оппозиций «молодой – старый», «мужской – женский» обусловило различие ролевых функций половозрастных групп в годовом праздничном цикле.
Функциональная направленность праздничных циклов в течение года изменялась. Цель святочного и масленичного календарно-обрядовых циклов состояла в обеспечении благополучия на весь предстоящий год с помощью продуцирующих и обереговых действий, путём освобождения от старых вещей и нравственного очищения людей. Основной функциональной направленностью весенних праздников следует считать обеспечение быстрейшего расцвета природы, стимуляцию роста хлебов, сохранение здоровья и упрочение сил земледельца и его скота, а также усиление положительных эмоций с приходом тёплого времени года. Функции летнего праздничного цикла заключались не только в ускорении роста, плодоношения растительности и сохранении урожая, но и в создании условий перехода девушек в новую половозрастную группу, благословлении их на брак, передаче могущественных сил расцветшей природы человеку (и девушкам в первую очередь), предохранении крестьянина, его семьи и хозяйства от неблагоприятного воздействия природных стихий и вредительства «нечисти», а также летние праздники должны были дать психоэмоциональную зарядку человеку на весь предстоящий зимний период.
Структурно-функциональный анализ календарных праздников русских Западной Сибири и Зауралья показал неравномерность распределения выделенных нами подструктур в праздничных циклах. Наибольшую роль в весенних и летне-осенних обрядах, связанных с непосредственным трудовым процессом, играла религиозно-магическая подструктура. В троицко-купальской обрядности нашли отражение и демонстративно-символические элементы (демонстрация принадлежности участниц обрядов к половозрастной группе девушек, готовых ко вступлению в брак). Религиозно-магические элементы к концу.ХIХ.-.началу.ХХ века во многом утратили своё традиционное содержание, что наглядно можно представить на примере Святок и Масленицы, праздников, оторванных от непосредственной трудовой деятельности земледельца. Эти элементы, перейдя из религиозно-магической подструктуры в демонстративно-символическую, развлекательно-игровую и эстетическую, способствовали лучшей реализации эмоционально-психологической и регулятивной функций праздника. Эволюционируя в сторону развлекательно-игровых действ, зимние праздники в большей степени, чем остальные, подверглись этнокультурному влиянию сибирских народов. Именно в обряде лучше всего выражена этническая специфика, а обряд, утратив религиозно-магическую основу, превращается в обычай, становясь открытой системой, более подверженной иноэтничному влиянию.
Анализ праздников и обрядов русских, украинцев и белорусов показал общность многих обрядовых действий и множество локальных различий. Типологический анализ календарных праздников русских среднеиртышского региона показал, что они относятся к смешанному типу праздников, который близок к среднерусскому и проявляет вариативность севернорусского и южнорусского типов, частично включая украинские и белорусские праздничные элементы. Локальные особенности прослеживаются в старожильческих селах, в переселенческих населённых пунктах, в которых выделяются вятская, рязанская, орловская, тульская, тамбовская, воронежская традиции, в сёлах со смешанным составом населения, в старообрядческих сёлах и в поселениях сибирского казачьего войска. В праздниках русских старожилов находится больше всего параллелей с Русским Севером, что подтверждает их «северное» происхождение. В поздних переселенческих сёлах достаточно хорошо сохранились праздничные традиции мест выхода (в основном – южнорусские). В отличие от сибиряков, у которых законсервировались архаичные обряды, для поздних переселенцев – южноруских, украинцев и белорусов – характерны последовательность претворения религиозных норм в жизнь, лучшее знание идеологического обоснования праздника, более яркая его эстетическая и вербальная сторона. В праздниках казаков и крестьян существовали различия, связанные с военным характером казачьей службы, большей образованностью и зажиточностью казачества, его тяготением к городской культуре и православной церкви, привилегированным положением в обществе.
Особенные черты календарных праздников русских данного региона, которые проявлялись в масленичных, четверговых, пасхальных, никольских и некоторых других обрядах, были обусловлены особенностями заселения, природно-географической средой, социально-экономическими условиями и этнокультурными контактами с другими восточнославянскими, тюркскими и финно-угорскими народами.
У украинского населения данного региона в проведении праздников отчётливо прослеживаются полтавская, харьковская, херсонская и западноукраинская традиции, что связано с наличием локальных особенностей в местах выхода украинских переселенцев. Особняком стоит черниговская традиция, вместившая в себя украинские, южнорусские и белорусские традиции. Среди белорусских переселенцев можно выделить витебскую, минскую, гомельскую, могилёвскую локальные традиции с их особенностями в проведении праздников и обрядов. Белорусы в иноэтничном окружении интенсивно смешивались с русским населением и меняли свою идентичность, называясь «русскими». Но их диалект, сохранявшиеся обычаи и обряды (катание с гор на донцах прялок, игра на цимбалах и др.) выявляли их истинную этническую принадлежность.
На протяжении периода с начала 1930-х и до конца 1980-х годов происходили процессы, характеризующиеся исчезновением обычаев и обрядов, связанных с непосредственной трудовой деятельностью, отмиранием обрядового фольклора и заменой его народными лирическими и авторскими песнями, появлением новаций и превращением некоторых из них в традицию, разрушением механизма межпоколенной трансмиссии культурных традиций. Несмотря на преследование, религиозные праздники и обряды отмечались верующими людьми. Часть обрядовых элементов (в том числе обрядовая пища) сохранялась и в семьях атеистически настроенных граждан, руководствующихся этическими соображениями и действующих «по-традиции». В проведении праздников на семейном уровне этническая специфика находила лучшее отражение.
Русские календарные праздники, в которых развлекательно-игровая сторона стала доминирующей уже в конце ХIХ.века (Святки, Масленица), за годы советской власти трансформировались в общественные праздники, объединившие новационные и традиционные (в виде вторичных форм) праздничные элементы и включившие некоторые традиции других этносов (Новый год, Проводы Русской зимы).
Общественно-гражданские праздники революционной, боевой и трудовой славы (годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, День международной солидарности трудящихся и День Победы – «октябрьские» и «майские»), к концу 1970-х годов из инноваций превратились в традицию, что объясняется их исторической значимостью, длительным периодом государственного «внедрения» в культурную жизнь и «наложением» на традиционный праздничный календарь, в котором в эти периоды весной отмечались Егорьев и Николин дни, а осенью – Покров и Дмитриев день с ярмарками и пиршествами в честь завершения сельскохозяйственных работ. По инерции старшее поколение продолжает отмечать «майские» и «октябрьские» праздники до сих пор, хотя идеологической поддержки этих праздников не существует уже почти 30 лет. Это не относится к Дню Победы, который подавляющее число населения (89.%) считает «традиционным народным праздником» и отмечает даже с большим размахом, чем в годы советской власти, потому что в идеологическую составляющую праздника гармонично вписалось чувство благодарности дедам за возвращённый мир, и некоторые праздничные формы приобретают смысловую направленность традиционных форм (например, культу предков).
С начала 1990-х годов происходит усиление интереса к народным традициям, возрастает активность религиозных организаций, увеличивается роль средств массовой информации, учреждений науки, культуры и образования в распространении знаний о фольклоре и возрождении народных праздников.
Стремление обрести свою идентичность приводит к тому, что люди хотят найти близкие формы для эмоциональных проявлений в праздниках, что способствует формированию обобщённых символов праздника, в качестве которых выступают Дед Мороз, Русская берёзка, самовар, блины, тройка лошадей и т..д. В то же время, происходит процесс возрождения аутентичных обрядовых компонентов народного праздника в виде традиционных блюд, обрядового фольклора, народных танцев, рекультивируемых силами фольклористов и этнографов. Таким образом вектор возвращения народных традиций приобретает обратное направление – из города в село.
Традиционный праздник на протяжении ХХ века в целом менялся, но отдельные его компоненты продолжали сохраняться и ретранслировались из поколения в поколение. Это оказалось возможным благодаря факторам консервации: экономическому (сохранение некоторых традиционных способов ведения сельского хозяйства), нравственно-психологическому (стремление действовать «по традиции»), этническому (осознание национальной неповторимости) и религиозному (сохранение слоя верующих людей и функционирование церкви). Другие компоненты традиционного праздника менялись вследствие действия факторов трансформации: экономического (механизация сельского хозяйства, индустриализация, научно-техническая революция), социально-политического (коллективизация, антирелигиозная пропаганда, распад СССР), социально-демографического (миграция населения, урбанизация, модернизация) и нравственно-психологического (стремление избавиться от «пережитков прошлого», изменение нравственных приоритетов).
На протяжении ХХ.века в функционировании традиционного календарного праздника происходили процессы, результатом которых к началу XXI.века явилось: исчезновение обычаев и обрядов, связанных с непосредственным трудовым процессом; сохранение религиозных праздников и обрядов среди верующих людей; сохранение зрелищно-игровых и эстетических праздничных форм; сохранение магических компонентов праздников в виде обрядов, связанных с обеспечением жизненного благополучия; сохранение празднично-обрядовой пищи; исчезновение обрядового фольклора; появление новаций и превращение некоторых из них в традицию; параллельное существование первичных и вторичных праздничных форм, при доминировании последних; проведение праздников на двух уровнях – семейном и общественном (при лучшем сохранении этнической специфики на семейном уровне и взаимодействии с другими народами на уровне общественном); увеличение роли средств массовой информации в создании представления о народном празднике; возрастание роли учреждений науки, культуры и образования в возрождении аутентичных форм праздников и организации народных праздников на общественном уровне.
Влияние мирового экономического кризиса, разразившегося в конце первого десятилетия XXI.века, уже начало сказываться на материальной и духовной жизни российского общества, и по мере углубления кризисных явлений в экономике, будет увеличиваться кризис в культуре, в частности – в праздничной сфере. Усиление негативных тенденций в развитии страны, постоянные реформы, проводимые правительством в экономической и политической сферах, свидетельствуют о перманентности переходных процессов, рождающих у человека неуверенность в завтрашнем дне и изменение его самосознания, что приводит к интенсификации поиска человеком своей идентичности. В такой ситуации роль праздника в жизни общества и отдельного человека возрастает, поскольку праздник начинает играть не только стабилизирующую роль, но и способствует идентификации человека, помогая ему самоопределиться в неустойчивом мире и преодолеть негативные последствия происходящих глобальных процессов.
 
NB
 
содержание / оглавление
Введение

Глава I.
Праздничный календарь России

Глава II.
Сбор сведений по календарной обрядности России
и историография праздничного календаря

Глава III.
Праздники и обряды традиционного календаря
восточных славян Зауралья и Западной Сибири
в конце XIX - первой трети ХХ века

· Зимние праздники и обряды
· Весенний празднично-обрядовый цикл
· Летние праздники и обряды
· Осенний празднично-обрядовый цикл
· Престольные праздники

Глава IV.
Этнокультурные процессы в традиционной
празднично-обрядовой сфере восточнославянского
населения Зауралья и Западной Сибири
на протяжении ХХ - начала XXI века

Заключение

Литература

Приложение 1.
Программа сбора материалов по традиционным
и современным календарным праздникам
русских, украинцев, белорусов

Приложение 2.
Обследованные населённые пункты

Приложение 3.
Календарно-обрядовый фольклор Среднего
Прииртышья. — Комментарии (из архива
ООО «Центр славянских традиций»). —
Нотировка песен – Н. В. Котенко (Яновой)

Приложение 4.
Список иллюстраций
...... 4


.... 15



.... 34




.... 69

.... 69
.. 127
.. 151
.. 165
.. 171





.. 175

.. 205

.. 210




.. 240


.. 248





.. 250


.. 265
 
NB
 
Опубликовано: 6 марта 2020 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 05.03.2020.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: OMIZDAT, NOOBIBLION, ЭССЕ КЛУБ, библиособрание, фонд релизов, Нообиблион
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD