NB0000849 — Валерий Тимофеев. Альбом о творчестве художника — (2020)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ•Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
В. В. Тимофеев
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
Валерий Тимофеев.
Альбом о творчестве художника.
Издание В. В. Тимофеева.
В типографии «Золотой тираж» (г. Омск).
Омск — 2020
Фонд релизов «Нообиблион» и библиофонд формируют авторы литературных произведений, авторы научных исследований, авторы- составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, биографий и библиографий, историки литературы, издатели. Включайтесь!
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 164.2 MB
Валерий Тимофеев : Альбом о творчестве художника / сост.: В..В..Тимофеев ; авт..ст.: Ю..Ф..Давлитшин, С..Р..Киляоглова, Т..А..Стромская ; пер..на.англ.: Т..С..Притыко ; фот.: И..С..Кривдова, С..В..Силин ; оформ.: В..И..Хрущ. — Омск : [б..и.], 2020 ; [в тип. «Золотой тираж» (Омск)]. — 120 с. : ил., портр., фот. — 24.5×22.5 см. — 150 экз. — (В надзаг.: М-во культуры Омской обл.; Деп. культуры Адм-ции г..Омск; ОмРО.ВТОО СХ.России; БОУ.ДО ДХШ №.1 им..Саниных). — (На с..1 обл.: В..В..Тимофеев. «Смятение», фрагм., 2011.г.). — (На с..4: портр. В..В..Тимофеева [Пленэр на Байкале. 2018 г.]).
ISBN 978-5-8042-0648-3
релиз / аннотация
В альбоме использованы фотографии из архива Валерия Тимофеева.
Валерий Валентинович
Тимофеев.
Пленэр на Байкале. 2018 год.
Из альбома о творчестве художника
«Валерий Тимофеев»
(Омск, 2020).
Фотография: Елена Чабаева.
предисловие / вступление
Валерий Тимофеев пришёл работать в музей в должности главного хранителя фондов ещё будучи студентом пятого курса Семипалатинского худграфа. Собственно, хранить тогда было почти нечего, музей только создавался, нужно было собирать, строить, в общем, созидать. Молодой, энергичный, открытый всему новому, он тогда уже, как настоящий музейщик, осваивал все виды музейной работы, что называется, «с боя». И всё у него получалось: и скрупулёзное документирование фондов, и счастливые находки, и приобретение новых уникальных экспонатов. И дар семьи Невзоровых в количестве более пятисот единиц упаковывал и привозил из Москвы.
Вспоминая годы совместной работы с Валерием Валентиновичем, хочется отметить главную его черту в отношении к делу – это стремление к завершённости, своего рода перфекционизм, однако, лишённый негативных свойств в современном его понимании. Скорее, это убеждение, что идеал может и должен быть достигнут. При этом и в студенческие годы, и в музейный период, он много рисовал и писал, участвовал в выставках, и это стремление к творчеству можно назвать его второй натурой. Как в одном человеке могут совмещаться такие противоположные качества, для меня было загадкой. Всегда дружелюбный, с чудесным чувством юмора, готовый на почти отчаянные, мальчишеские поступки, он становился собранным и сосредоточенным, когда возникали проблемы. И они решались без лишних вопросов и суеты, и я глубоко благодарна за его вклад в становление нашего музея.
Уже тогда было понятно, что рядом с нами живёт и работает художник. В музее в то время практиковались «творческие дни», когда сотрудники музея, а это были в основном выпускники худграфа, писали и рисовали с натуры в рабочее время, выезжали на пленэр. Валерий и здесь был впереди всех. Он активно участвовал в организации выставок местных художников «Осенний салон». Многим семипалатинцам запомнилась яркая, выходящая за рамки традиций, выставка 1994 года «Я живу сегодня!». Это была своего рода художественная акция, призыв услышать зов нового времени. Сегодня в фондах нашего музея хранятся и экспонируются его работы.
Почти три десятилетия прожиты в Казахстане. 90-е годы стали началом его творческого становления. Но в полную силу его природная одарённость раскрылась именно в России, о чём ярко свидетельствуют работы, представленные в издании.
В пленэрных пейзажах Тимофеева глубокое погружение в мир цвета, его оттенки и переливы, тончайшие нюансы тональных переходов в световоздушной среде создают особенную тонкость и глубину колорита. Это ощущение усиливает и сама фактура его работ: плотный высокорельефный мазок – в свету, и тонкий – в тенях. В его работах живописная поверхность, с корпусными и контрастирующими тонкими слоями краски, вовсе не следствие надуманного эффекта. Фактура приобретает собственный смысл, становится способом передачи эмоционального чувства, ощущения трепета и движения природы, подъёма душевных сил. Всё это глубоко свойственно самому Валерию Валентиновичу, его личностному восприятию жизни как дара, ниспосланного свыше. Уверена, именно это определяет художественно-образный строй его творчества.
Валерий Валентинович не прерывает связь с Семипалатинском и музеем, где прошли его студенческие годы и начало взрослой жизни. Он всегда откликается на наши инициативы и участвует в выставках, проектах, даёт мастер классы по художественной педагогике. С яркими самобытными работами он принимал участие в международных художественных проектах музея: «Летающий татарин», «Посвящение Достоевскому», пленэрных выставках. Большим событием в городе стала «Выставка произведений учащихся и педагогов Детской художественной школы № 1 имени Саниных».
Мы всегда рады встречам с Валерием Валентиновичем не только как с состоявшимся, интересным и ярким художником, но и с нашим коллегой и другом.
Искренне желаем ему успехов в жизни и творчестве!
Татьяна Стромская,
директор Восточно-Казахстанского областного музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых, заслуженный деятель Республики Казахстан.
предисловие / вступление
О творчестве
Валерий Тимофеев мало и неохотно говорит о собственном творчестве. Он справедливо полагает, что его работы расскажут о внутреннем мире художника глубже и полнее. Тимофеев целеустремленно и настойчиво разрабатывает круг близких ему художественных тем: пейзаж, натюрморт, жанровая композиция.
Пейзаж – наиболее любимый жанр в творчестве Тимофеева. Художник находит вдохновение в простых незамысловатых мотивах сибирской деревни, ритмах современного города, архитектурных памятниках Тобольска, Суздаля, Владимира, Санкт-Петербурга.
Он всегда активно участвует в пленэрах, проводимых Союзом художников и художественными галереями России. Многочисленные этюды, написанные в поездках, выступают как вполне законченные произведения, а также становятся основой для больших станковых работ.
В последние годы Тимофеев активно расширяет географию пленэра. Поездки в Геленджик, Ереван, международный пленэр в Сербии существенно расширили художественный кругозор живописца. Яркая природа юга освежила живопись Тимофеева, наполнила её новыми красками, смягчила некоторую графичность форм, подтолкнула к поиску нового пластического языка.
Неотъемлемой частью живописной практики Валерия Тимофеева является работа с обнажённой натурой. Для него это не просто способ поддерживать хорошую творческую форму: в каждой новой работе художник ставит перед собой сложные композиционные и колористические задачи, выстраивает тонкие отношения между моделью и окружающей средой. Он не просто фиксирует позу и характер модели, а стремится к созданию её индивидуального художественного образа. На холстах Тимофеева обнажённая натура помещается в интерьер мастерской, взаимодействует с натюрмортом, вступает в диалог со зрителем. Часто небольшой этюд становится для художника толчком к созданию сложных метафорических композиций, соединяющих в себе сразу несколько жанров.
Много времени Тимофеев уделяет работе с монотипией. Пейзажи и натюрморты, выполненные в этой технике, покоряют зрителя сложным серебристым колоритом и изысканной пластикой. Кажется, что хрупкий мир тимофеевских монотипий спонтанно возникает на белой поверхности листа и может исчезнуть в любую минуту. Эти камерные листы, пожалуй, самая тонкая и поэтичная часть его творчества.
Как и всякий ищущий художник, Тимофеев много экспериментирует. Органичной частью его творчества являются формальные декоративные композиции, которые можно условно отнести к абстракции. Однако абстракция художника никогда не разрывает связи с действительностью. Она произрастает на плодородной почве натурных наблюдений. Заострение природных форм, их смелое обобщение и геометризация приводят художника к интересным оригинальным результатам.
Работы последних лет позволяют говорить о некоторой избирательности в выборе тем и художественных приёмов в творчестве мастера. С годами дерзкий эксперимент и поиски новизны уступают место спокойной, сосредоточенной созерцательности. Сложнее и тоньше становится колорит, меняется изобразительная пластика, уходит в тень излишний гротеск, появляется философская глубина.
Валерий Тимофеев не останавливается на достигнутом, а это значит, что впереди у него – новые горизонты и художественные открытия.
Юрий Давлитшин,
кандидат искусствоведения.
содержание / оглавление
Биография В. В. Тимофеева
Татьяна Стромская.
[О Валерии Тимофееве]
Юрий Давлитшин.
О творчестве
Светлана Киляоглова.
Преображённая реальность Валерия Тимофеева
АЛЬБОМ
Белая ночь. 2012
Тобольск. Последний луч. 2016
Вечернее солнце. Церковь на Торгу. 2015
Реставрация. 2006
Сараи детства. 2013
Композиция - II. 2005
Осень. 2015
Закат. Академичка. 2015
На улице «Низенькая». Казань. 2008
Лунный снег. 2013
Мостик. Вечер. Академичка. 2015
Эчмиадзин. Армения. 2018
Мачаненц. Армения. 2018
Девушка в красном шарфе. 2018
Тавуш. Армения. XIII век. 2019
Набережная Астрахани. 2010
Экскурсия. Тавуш. Армения. 2019
Солнечный день. Армения. 2019
Знаменская церковь. Великий Новгород. 2015
Солнце на куполах. Тобольск. 2016
Утро в Сербии. 2017
Окраина Смоленска. 2019
Улица в городе Пожаревац. Сербия. 2017
Ветреный день. Сербия. 2018
Ранний снег. 2018
Оранжевые жилеты. 2017
Багровый вечер. Аршан. 2016
Преображённая реальность - I. 2013
Преображённая реальность - II. 2013
Вечернее солнце. Церковь на Торгу. 2015
Маломорский причал. Байкал. 2018
Причал. 2017
Лодки у берега. 2017
Карнавал. 2019
Начало марта. 2017
Зима в порту. 2019
Астраханская улочка. 2010
Красная церковь. 2008
Цветы у храма. Мальвы. 2006
Проталины. 2017
Гостиный двор. Великий Новгород. 2015
Лето. Любаша. 2008
Осень. 2013
Свежий ветер. 2007
Утренний кофе - I. 2019
Снег уходит. 2016
Екатериновка. Затерянный мир. 2010
Где встречаются реки. 2014
Суздаль. Коровий луг. 2006
Горицкий монастырь. Переславль. 2005
Отражение. 2017
После дождя. 2004
Зингер. Вечный двигатель. 2010
Крыши Сербии. Вечер. 2017
Вечер торжества. 2013
Зелёные яблоки. 2016
Прошлогодний снег. 2011
Тени на снегу. Город Тара. 2010
Алтай. Горное озеро. 2012
Улица «Красных зорь». 2011
Графика зимы. 2014
Утренний натюрморт. 2015
Смятение. 2011
Тени на снегу. 2011
Художник-график, живописец, преподаватель кафедры академической живописи и рисунка Факультета искусств Омского государственного педагогического университета.
Член Союза художников России с 2010 года.
В 1986 году окончил художественно-графический факультет Семипалатинского государственного педагогического института имени Н. К. Крупской.
С 1994 года живёт в Омске, работает в школе искусств № 15 преподавателем спецдисциплин.
С 2001 года – директор Детской художественной школы № 1 г. Омска.
Участник международных, всероссийских, региональных, городских и областных выставок.
Работы хранятся в Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова,
Восточно-Казахстанском областном музее изобразительных искусств имени семьи Невзоровых, Городском музее «Искусство Омска», Омском государственном историко-краеведческом музее, в Тарской картинной галерее,
в частных коллекциях: в России и за рубежом.
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).