Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.14 · 20:02 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
NB0000744 — Городской музей «Искусство Омска» — (2013)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Городской музей «Искусство Омска»
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
NR
Городской музей
«Искусство Омска».
City Museum
«Art of Omsk».
Альбом.
Издание Городского музея «Искусство Омска».
В типографии ИПК «Омскбланкиздат» («Золотой тираж»).
Омск — 2013
 
 
Фонд релизов
«Нообиблион»
и библиофонд
формируют
авторы
литературных
произведений,
авторы
научных
исследований,
авторы-
составители
различных
сборников
(антологий,
альманахов,
хрестоматий,
альбомов) и
монографий,
биографий и
библиографий,
историки
литературы,
издатели.
Включайтесь!
ЭК
 
Издателем книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 13.0 MB
  Т Е К С Т  
 
описание / сведения
Городской музей «Искусство.Омска» = City Museum «Art.of.Omsk» : альбом / Гор. музей «Искусство Омска» ; авт. ст.: Л..А..Тимкова, В..Ф..Чирков, Е..В..Груздов, Г..Г..Гурьянова ; науч. ред.: А..Н..Гуменюк ; ред. Л..В..Чуйко ; оформ.: А..П..Черняк ; фот.: А..П..Косолапов. — Омск : [б..и.], 2013 ; [в тип. ИПК «Омскбланкиздат» (ТМ «Золотой тираж»)]. — 188 с. : ил., портр., фот. — Парал. рус., англ. (пер. на англ.: В..В..Гаркуша). — 29.0×22.0 см. — 150 экз. — (В надзаг.: Деп-т культуры Адм-ции г..Омска; Гор. музей «Искусство Омска»).
ISBN 978-5-8042-0328-4
 
 
Алексей Николаевич Либеров
(1911–2001).
«Первый снег под Тобольском».
1986 г.
бумага ; пастель : 46.0×64.0 см
 
предисловие / вступление
Представленный альбом – первое значимое издание Городского музея «Искусство.Омска», объединяющее обширную информацию об истории музея, его деятельности, особенностях собрания, существенную часть которого составляют произведения омских художников.
Основанный в 1991 году, музей вступил в своё третье десятилетие. Этот сравнительно небольшой временной отрезок можно считать периодом становления ГМИО. Двадцать лет активного труда позволили коллективу приобрести опыт исследовательского поиска, преодоления препятствий, наполнения повседневных дел энергией творческого движения.
Важнейшей характеристикой работы сотрудников является объективный анализ артефактов, воплощающих образ Омска. Благодаря этому в системе художественных ценностей, определённых понятием «Genius.Loci», каждый элемент занимает своё место: вид, жанр, техника, творческий почерк, имя автора. Искусствоведческие статьи альбома аккумулируют общую идею и раскрывают её индивидуальные трактовки.
Алла Гуменюк,
кандидат искусствоведения,
член Союза художников России;
Лариса Чуйко,
кандидат искусствоведения,
член Союза дизайнеров России.
 
Искусство Омска:
творчество — образ — музей
Городской музей «Искусство Омска» – один из самых молодых омских музеев. Идея его создания родилась в конце 1980-х годов, когда страна вступила в особый, переломный исторический период своего развития, обусловленный революционными процессами перестройки.
Наступление перемен ощущалось во всех сферах деятельности общества. Кардинальным изменением в художественной жизни России стало снятие цензурных запретов на свободу выбора творческого метода и обращение к эксперименту. Авторы, имеющие самые разные стилистические предпочтения, получили возможность экспонировать работы не только на выставочных площадках своих городов, но и за их пределами в масштабах регионов и стран. Открытие границ, широкий диапазон возможностей, связанных с активной творческой миграцией, способствовали рассредоточению произведений отечественных авторов по зарубежным коллекциям.
Эти явления в полной мере коснулись искусства Омска второй половины 1980-х годов – яркого, насыщенного, вызывавшего интерес столичных искусствоведов. Открытое теперь широкому зрителю творчество талантливых омских авторов оказалось востребованным для владельцев отечественных и зарубежных галерей – это привело к тому, что немало лучших произведений живописи и графики навсегда ушло из города.
Первым забил тревогу по поводу этих утрат опытный музейщик, специалист в области сибирской художественной культуры В..Ф..Чирков, выступивший инициатором создания и организатором нового музея. Он сумел убедить власти в необходимости основания музея, изучающего местную художественную культуру, характер среды, отражающего своеобразие творческих процессов, комплектующего произведения омских авторов – и не только художников, но и архитекторов, дизайнеров, фотографов.
Пройдя формальности учреждения, Городской музей «Искусство Омска» (ГМИО) начал свою работу 21 февраля 1991 года. Период становления требовал интенсивного решения всего комплекса музейных задач и проблем – разработки концепции развития и комплектования, организации условий хранения поступающих экспонатов, введения новых коллекций в научный оборот, привлечения научной общественности, поиска заинтересованных партнёров и соратников. Кроме того, одной из главных стратегических позиций было заявление о себе как конкурентоспособном объекте музейного сообщества, способном не только решать серьёзные творческие задачи, но и влиять на художественные процессы в пространстве города и региона.
Через год собрание насчитывало уже 400 экспонатов, значительная часть которых была представлена на первой музейной выставке с символичным названием «Первые поступления». Для музея, только начинающего свою деятельность, самым эффективным вариантом комплектования стал путь приобретения лучших работ из мастерских активно работающих современников: профессиональных художников, членов творческих союзов, неформальной молодёжи, а также местных мастеров наивного искусства.
Приобретение произведений омских мэтров из числа художников-шестидесятников стало для молодого музея задачей особой важности. В 1990-е годы в фонды музея поступили большие коллекции работ Н..М..Брюханова, В..В..Кукуйцева, С..К..Белова, И..А..Санина, И..И..Желиостова, сохранившиеся помимо уже сложившихся музейных фондов и ставшие гордостью нового собрания. Анализ возможностей комплектования на этом этапе обусловил хронологические рамки коллекций, которые определились в границах второй половины XX века.
В художественном пространстве города молодой музей «Искусство Омска» активно заявил о себе масштабными региональными и международными дискуссионно-выставочными проектами первых лет: выставка-симпозиум «Накануне рубежа веков» (1994), представившая многообразие творчества молодых художников и искусствоведов; выставка-конференция «Война и мир, или Ад и Рай как интерналии человеческого в творчестве художников послевоенных поколений» (1995), обращённая к военной теме в нетрадиционном ракурсе современного искусства; выставка-форум «Человек в пространстве Времени» (Современный портрет в Сибири) (1996) и организация научно-практического семинара «Опыт и возможности декоративно-прикладного искусства в контексте местной художественной культуры» (1999).
Молодой, смелый, энергичный, амбициозный коллектив во главе с первым директором музея В..Ф..Чирковым с завидной лёгкостью решал организационные и творческие задачи, поражая не только зрителей, но и участников проектов непривычным масштабом, который придавал мероприятиям сенсационный характер.
Определив приоритетным направлением музейной деятельности научную работу, где одним из важнейших аспектов являлось обсуждение вопросов развития местной культуры в контексте современного искусства, музей в 1996 году учредил конференцию «Омские искусствоведческие чтения», которая со временем расширила диапазон обсуждаемых вопросов, и, изменив формат, получила название «Сибирские искусствоведческие чтения».
Ярко заявив о себе концептуальными проектами и дискуссионными форумами, музей «Искусство Омска» утвердил себя как художественно-культурологическое учреждение, специализирующееся на комплектовании памятников местной современной культуры. Он стал особым музеем с особыми задачами, среди которых главнейшая – изучение художественных процессов, в том числе художественных экспериментов, а также их проведение. Этим он, как своего рода музей-лаборатория, значительно отличается от классических художественных собраний при совпадении основных целей научной работы. Для формирования целостных представлений о новом современном актуальном искусстве были значительно расширены видовые и жанровые границы коллекций – музей «Искусство Омска» одним из первых в городе включил в диапазон комплектования объект, инсталляцию, видео, дизайн.
Изучение новых тенденций заставило коллектив музея обратить пристальное внимание на галерейное движение конца 1980-1990-х годов и деятельность молодёжных экспериментальных объединений – ЭХО (Экспериментальное Художественное Объединение), «Крест», «Башня», «Ученики Глазунова». Альтернативные традиционным выставочные площадки предлагали многообразные стилистические эксперименты, вызывая широкий общественный резонанс. Так, в музейное собрание попали работы молодых авторов, представляющих художественные поиски конца XX века. И не только работы: председатель самой организованной творческой группы ЭХО В..М..Владимиров передал архивные материалы объединения в музей, понимая, что они являются частью художественной истории города.
Решая исследовательские задачи, связанные с формированием творческой личности, сотрудники музея «Искусство Омска» первыми в омском музейном сообществе инициировали создание нового раздела – фонда личных архивов мастеров омской культуры – для комплектования мемориальных предметов, эскизов, зарисовок и других материалов, способствующих более глубокому пониманию процессов становления творческой индивидуальности. В числе самых объёмных и значимых документов – архивы художественного руководителя Омского русского народного хора Г..Н..Пантюкова, омских художников В..С..Синицких, Н..А..Бабаевой, А..А..Федосенко, Ю..А..Овчинникова, В..Н..Белана, поэта А..П..Кутилова, переданных в музейное собрание в разные годы.
Для сохранения документального и художественно-исторического образа города в музее был сформирован фонд фотографии и негативов, самый большой по количественному составу. Он является и самым востребованным на многочисленных городских выставках, а также в студенческой аудитории, изучающей культуру, историю, архитектуру и проблемы развития среды Омска. Основу фонда составили монографические разделы, характеризующие творчество крупнейших омских фотографов советского периода М..И..Фрумгарца, Б..В..Чигишева, Э..И..Савина. Фотоматериалы коллекции были широко представлены на выставках «Омск в фотографиях М..Фрумгарца 1940-80-х годов» (1999); «Оптимизм памяти» (2001); «Б..Метцгер. Храмы Омска» (2001); «Знакомые все лица» (2002); «Объективная реальность» (2002); «М..Фрумгарц: город, люди, годы» (2006); «Э..Савин. Свидетельствую мир» (2006); «С..Нугманов. Город начинается с порога» (2009); «Разворот» (2011). В коллекции музея хранятся также работы всех известных современных омских мастеров фотографии, работающих в цифровой и аналоговой печати.
Позиционируя себя в качестве центра, изучающего процессы, происходящие на всех уровнях культуры города, ГМИО первым и пока единственным среди музеев региона не просто обратился к изучению истоков развития и реализации творческой личности, но и собрал примеры творчества юных авторов в уникальном разделе собрания – фонде детского спонтанного рисунка и художественного образования. Самые значительные и стабильные поступления пополняют коллекцию после проведения ежегодной (с 1996 года) выставки-конкурса детского творчества «Мой город». Решая просветительские задачи, стимулируя творческую активность юных авторов, сотрудники музея совместно с педагогами омских школ уже более семи лет проводят литературный конкурс «Язык искусства», в рамках которого школьники знакомятся с музейными коллекциями, творчеством омских художников, делают попытку вникнуть в авторский замысел и проанализировать произведение изобразительного искусства. Начинающие фотографы могут испытать свои силы, приняв участие в самом молодом музейном конкурсе фотоискусства для детей и юношества «Город детства». Таким образом, в сферу внимания городского музея попадают различные аспекты творчества молодого поколения.
Следует отметить, что собрание ГМИО патриотично по сути, это уникальный музей местной культуры, а тема образа города является программной и структурообразующей в его концепции. Название «Мой город» повторяется и в профессиональной выставке-конкурсе, посвящённой 300-летию Омска, а произведения авторов, создающих художественный образ города, составляют значительную часть музейного собрания.
Заложенные коллективом сотрудников традиции концептуальных выставок и дискуссионных форумов наиболее активно развивались в течение 2000-х годов в широком диапазоне интеллектуальных и экспозиционных возможностей музея. Продолжением симпозиума «Ад и Рай» стал выставочный проект в двух частях, посвящённый 60-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Вот кончится война… И наступит Эра милосердия» и «Люди, события, годы великие…». Музей принял участие в III Всероссийской научной конференции «Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне» (2005) и дискуссионно-выставочном проекте, посвящённом 45-летию художественно-графического факультета Омского государственного педагогического института имени А..М..Горького (ныне Институт искусств Омского государственного педагогического университета). Проект включал экспозиции «Так начиналась легенда… Художники-педагоги омского Худграфа первого десятилетия», «Елфимов… так, ага…», «Унесённые ветром. Выпускники омского Худграфа в других городах и странах» (2005), организацию выставки «Художник в поисках идеала. Омск. 1960-2000 годы» и круглого стола «Востребование культурного наследия как инновационный ресурс развития регионов и позиция современной интеллигенции» в рамках VI Всероссийской научной и научно-практической конференции «Культура и интеллигенция меняющихся регионов России» (2006).
В 2009 году ко дню основания ГМИО был открыт новый проект «Музейные встречи в феврале», предлагающий комплексную программу из нескольких разделов – выставочного, дискуссионного, просветительского, концертного. Основным замыслом проекта является исследование современных процессов изобразительного искусства, обозначение проблемных зон художественных и образовательных процессов, представление музейных коллекций и персональных творческих портретов омских художников, определение места омской культуры в контексте развития отечественного искусства.
В настоящее время собрание насчитывает более 10 тысяч единиц хранения. Около 40 тысяч предметов из новых поступлений находятся в процессе оформления в музейные коллекции. За годы существования в музее были сформированы фонды изобразительного искусства, фотографии и негативов, детского спонтанного рисунка и художественного образования, печатной продукции, документальных видеоматериалов, а также личных архивов.
На современном этапе основными векторами деятельности музея «Искусство Омска» являются интенсивное введение собранных коллекций в научный оборот, их популяризация и пополнение, активизация выставочной работы, а также укрепление позиций в сфере влияния на художественные процессы. С 2011 года материалы о деятельности музея публикуются в собственном периодическом издании – газете «Искусство Омска», где отражается двадцатилетняя история значительных событий и обобщается профессиональный опыт талантливого творческого коллектива.
Лариса Тимкова,
директор Городского музея
«Искусство Омска».
 
 
Геймран Султанович Баймуханов.
«Полёт птенца».
1993 г.
холст ; масло : 55.0×100.0 см
 
содержание / оглавление
Владимир Шалак.
Приветственное слово

Алла Гуменюк, Лариса Чуйко.
От редакции

Лариса Тимкова.
Искусство Омска: творчество – образ – музей

Владимир Чирков.
Городской музей «Искусство Омска»: усилие
во времени

Евгений Груздов.
Пространство Омска

Галина Гурьянова.
Время Омска

АЛЬБОМ.

Иллюстрации
Каталог

Сведения об авторах
Список сокращений

...... 8


.... 10


.... 12



.... 22


.... 34


.... 52



.... 73
.. 178

.. 184
.. 185
 
 
Елена Владимировна Боброва.
«Изумрудный город».
2007 г.
оргалит ; масло : 89.0×90.0 см
 
Опубликовано: 23 апреля 2019 года.
Текст предоставлен издателем. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 22.04.2019.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: OMIZDAT, фонд релизов, Нообиблион, NOOBIBLION, библиособрание, ЭССЕ КЛУБ
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD