Искусство Омска:
творчество — образ — музей
Городской музей «Искусство Омска» – один из самых молодых омских музеев. Идея его создания родилась в конце 1980-х годов, когда страна вступила в особый, переломный исторический период своего развития, обусловленный революционными процессами перестройки.
Наступление перемен ощущалось во всех сферах деятельности общества. Кардинальным изменением в художественной жизни России стало снятие цензурных запретов на свободу выбора творческого метода и обращение к эксперименту. Авторы, имеющие самые разные стилистические предпочтения, получили возможность экспонировать работы не только на выставочных площадках своих городов, но и за их пределами в масштабах регионов и стран. Открытие границ, широкий диапазон возможностей, связанных с активной творческой миграцией, способствовали рассредоточению произведений отечественных авторов по зарубежным коллекциям.
Эти явления в полной мере коснулись искусства Омска второй половины 1980-х годов – яркого, насыщенного, вызывавшего интерес столичных искусствоведов. Открытое теперь широкому зрителю творчество талантливых омских авторов оказалось востребованным для владельцев отечественных и зарубежных галерей – это привело к тому, что немало лучших произведений живописи и графики навсегда ушло из города.
Первым забил тревогу по поводу этих утрат опытный музейщик, специалист в области сибирской художественной культуры В..Ф..Чирков, выступивший инициатором создания и организатором нового музея. Он сумел убедить власти в необходимости основания музея, изучающего местную художественную культуру, характер среды, отражающего своеобразие творческих процессов, комплектующего произведения омских авторов – и не только художников, но и архитекторов, дизайнеров, фотографов.
Пройдя формальности учреждения, Городской музей «Искусство Омска» (ГМИО) начал свою работу 21 февраля 1991 года. Период становления требовал интенсивного решения всего комплекса музейных задач и проблем – разработки концепции развития и комплектования, организации условий хранения поступающих экспонатов, введения новых коллекций в научный оборот, привлечения научной общественности, поиска заинтересованных партнёров и соратников. Кроме того, одной из главных стратегических позиций было заявление о себе как конкурентоспособном объекте музейного сообщества, способном не только решать серьёзные творческие задачи, но и влиять на художественные процессы в пространстве города и региона.
Через год собрание насчитывало уже 400 экспонатов, значительная часть которых была представлена на первой музейной выставке с символичным названием «Первые поступления». Для музея, только начинающего свою деятельность, самым эффективным вариантом комплектования стал путь приобретения лучших работ из мастерских активно работающих современников: профессиональных художников, членов творческих союзов, неформальной молодёжи, а также местных мастеров наивного искусства.
Приобретение произведений омских мэтров из числа художников-шестидесятников стало для молодого музея задачей особой важности. В 1990-е годы в фонды музея поступили большие коллекции работ Н..М..Брюханова, В..В..Кукуйцева, С..К..Белова, И..А..Санина, И..И..Желиостова, сохранившиеся помимо уже сложившихся музейных фондов и ставшие гордостью нового собрания. Анализ возможностей комплектования на этом этапе обусловил хронологические рамки коллекций, которые определились в границах второй половины XX века.
В художественном пространстве города молодой музей «Искусство Омска» активно заявил о себе масштабными региональными и международными дискуссионно-выставочными проектами первых лет: выставка-симпозиум «Накануне рубежа веков» (1994), представившая многообразие творчества молодых художников и искусствоведов; выставка-конференция «Война и мир, или Ад и Рай как интерналии человеческого в творчестве художников послевоенных поколений» (1995), обращённая к военной теме в нетрадиционном ракурсе современного искусства; выставка-форум «Человек в пространстве Времени» (Современный портрет в Сибири) (1996) и организация научно-практического семинара «Опыт и возможности декоративно-прикладного искусства в контексте местной художественной культуры» (1999).
Молодой, смелый, энергичный, амбициозный коллектив во главе с первым директором музея В..Ф..Чирковым с завидной лёгкостью решал организационные и творческие задачи, поражая не только зрителей, но и участников проектов непривычным масштабом, который придавал мероприятиям сенсационный характер.
Определив приоритетным направлением музейной деятельности научную работу, где одним из важнейших аспектов являлось обсуждение вопросов развития местной культуры в контексте современного искусства, музей в 1996 году учредил конференцию «Омские искусствоведческие чтения», которая со временем расширила диапазон обсуждаемых вопросов, и, изменив формат, получила название «Сибирские искусствоведческие чтения».
Ярко заявив о себе концептуальными проектами и дискуссионными форумами, музей «Искусство Омска» утвердил себя как художественно-культурологическое учреждение, специализирующееся на комплектовании памятников местной современной культуры. Он стал особым музеем с особыми задачами, среди которых главнейшая – изучение художественных процессов, в том числе художественных экспериментов, а также их проведение. Этим он, как своего рода музей-лаборатория, значительно отличается от классических художественных собраний при совпадении основных целей научной работы. Для формирования целостных представлений о новом современном актуальном искусстве были значительно расширены видовые и жанровые границы коллекций – музей «Искусство Омска» одним из первых в городе включил в диапазон комплектования объект, инсталляцию, видео, дизайн.
Изучение новых тенденций заставило коллектив музея обратить пристальное внимание на галерейное движение конца 1980-1990-х годов и деятельность молодёжных экспериментальных объединений – ЭХО (Экспериментальное Художественное Объединение), «Крест», «Башня», «Ученики Глазунова». Альтернативные традиционным выставочные площадки предлагали многообразные стилистические эксперименты, вызывая широкий общественный резонанс. Так, в музейное собрание попали работы молодых авторов, представляющих художественные поиски конца XX века. И не только работы: председатель самой организованной творческой группы ЭХО В..М..Владимиров передал архивные материалы объединения в музей, понимая, что они являются частью художественной истории города.
Решая исследовательские задачи, связанные с формированием творческой личности, сотрудники музея «Искусство Омска» первыми в омском музейном сообществе инициировали создание нового раздела – фонда личных архивов мастеров омской культуры – для комплектования мемориальных предметов, эскизов, зарисовок и других материалов, способствующих более глубокому пониманию процессов становления творческой индивидуальности. В числе самых объёмных и значимых документов – архивы художественного руководителя Омского русского народного хора Г..Н..Пантюкова, омских художников В..С..Синицких, Н..А..Бабаевой, А..А..Федосенко, Ю..А..Овчинникова, В..Н..Белана, поэта А..П..Кутилова, переданных в музейное собрание в разные годы.
Для сохранения документального и художественно-исторического образа города в музее был сформирован фонд фотографии и негативов, самый большой по количественному составу. Он является и самым востребованным на многочисленных городских выставках, а также в студенческой аудитории, изучающей культуру, историю, архитектуру и проблемы развития среды Омска. Основу фонда составили монографические разделы, характеризующие творчество крупнейших омских фотографов советского периода М..И..Фрумгарца, Б..В..Чигишева, Э..И..Савина. Фотоматериалы коллекции были широко представлены на выставках «Омск в фотографиях М..Фрумгарца 1940-80-х годов» (1999); «Оптимизм памяти» (2001); «Б..Метцгер. Храмы Омска» (2001); «Знакомые все лица» (2002); «Объективная реальность» (2002); «М..Фрумгарц: город, люди, годы» (2006); «Э..Савин. Свидетельствую мир» (2006); «С..Нугманов. Город начинается с порога» (2009); «Разворот» (2011). В коллекции музея хранятся также работы всех известных современных омских мастеров фотографии, работающих в цифровой и аналоговой печати.
Позиционируя себя в качестве центра, изучающего процессы, происходящие на всех уровнях культуры города, ГМИО первым и пока единственным среди музеев региона не просто обратился к изучению истоков развития и реализации творческой личности, но и собрал примеры творчества юных авторов в уникальном разделе собрания – фонде детского спонтанного рисунка и художественного образования. Самые значительные и стабильные поступления пополняют коллекцию после проведения ежегодной (с 1996 года) выставки-конкурса детского творчества «Мой город». Решая просветительские задачи, стимулируя творческую активность юных авторов, сотрудники музея совместно с педагогами омских школ уже более семи лет проводят литературный конкурс «Язык искусства», в рамках которого школьники знакомятся с музейными коллекциями, творчеством омских художников, делают попытку вникнуть в авторский замысел и проанализировать произведение изобразительного искусства. Начинающие фотографы могут испытать свои силы, приняв участие в самом молодом музейном конкурсе фотоискусства для детей и юношества «Город детства». Таким образом, в сферу внимания городского музея попадают различные аспекты творчества молодого поколения.
Следует отметить, что собрание ГМИО патриотично по сути, это уникальный музей местной культуры, а тема образа города является программной и структурообразующей в его концепции. Название «Мой город» повторяется и в профессиональной выставке-конкурсе, посвящённой 300-летию Омска, а произведения авторов, создающих художественный образ города, составляют значительную часть музейного собрания.
Заложенные коллективом сотрудников традиции концептуальных выставок и дискуссионных форумов наиболее активно развивались в течение 2000-х годов в широком диапазоне интеллектуальных и экспозиционных возможностей музея. Продолжением симпозиума «Ад и Рай» стал выставочный проект в двух частях, посвящённый 60-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Вот кончится война… И наступит Эра милосердия» и «Люди, события, годы великие…». Музей принял участие в III Всероссийской научной конференции «Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне» (2005) и дискуссионно-выставочном проекте, посвящённом 45-летию художественно-графического факультета Омского государственного педагогического института имени А..М..Горького (ныне Институт искусств Омского государственного педагогического университета). Проект включал экспозиции «Так начиналась легенда… Художники-педагоги омского Худграфа первого десятилетия», «Елфимов… так, ага…», «Унесённые ветром. Выпускники омского Худграфа в других городах и странах» (2005), организацию выставки «Художник в поисках идеала. Омск. 1960-2000 годы» и круглого стола «Востребование культурного наследия как инновационный ресурс развития регионов и позиция современной интеллигенции» в рамках VI Всероссийской научной и научно-практической конференции «Культура и интеллигенция меняющихся регионов России» (2006).
В 2009 году ко дню основания ГМИО был открыт новый проект «Музейные встречи в феврале», предлагающий комплексную программу из нескольких разделов – выставочного, дискуссионного, просветительского, концертного. Основным замыслом проекта является исследование современных процессов изобразительного искусства, обозначение проблемных зон художественных и образовательных процессов, представление музейных коллекций и персональных творческих портретов омских художников, определение места омской культуры в контексте развития отечественного искусства.
В настоящее время собрание насчитывает более 10 тысяч единиц хранения. Около 40 тысяч предметов из новых поступлений находятся в процессе оформления в музейные коллекции. За годы существования в музее были сформированы фонды изобразительного искусства, фотографии и негативов, детского спонтанного рисунка и художественного образования, печатной продукции, документальных видеоматериалов, а также личных архивов.
На современном этапе основными векторами деятельности музея «Искусство Омска» являются интенсивное введение собранных коллекций в научный оборот, их популяризация и пополнение, активизация выставочной работы, а также укрепление позиций в сфере влияния на художественные процессы. С 2011 года материалы о деятельности музея публикуются в собственном периодическом издании – газете «Искусство Омска», где отражается двадцатилетняя история значительных событий и обобщается профессиональный опыт талантливого творческого коллектива.
Лариса Тимкова,
директор Городского музея
«Искусство Омска».
|