Энергия жизни
Евгения Дорохова
Евгений Дорохов – один из тех художников, кто, интуитивно почувствовав величие духа древнего творчества Сибири, стремится актуализировать некие глубинные, архаичные пласты личного и общественного сознания. Орнамент на осколках древних сосудов Сибири, «рукотворная природа» археологической керамики помогли ему создать свою живописную интерпретацию цельного и бесконечного мифа, живущего вне системы координат. Сумев отойти от привычных и испытанных решений, он трансформировал, «отрефлексировал» древние формы, ведь для него искусство – средство гармонизации мира и постижения тайн мироздания. Отметим, что Е..Дорохова всегда интересовали проблемы философского уровня: искусство и мироздание, человек и планета, извечность природы искусства, то есть проблемы бытия и небытия в их образном и семантическом повороте. И он остаётся верен самому себе на протяжении всех лет творческой активности.
При работе над первым проектом на тему «сибирской древности» – «Художник в знаковом поле архаики» (1995-1997) Е..Дорохов опирался на материалы археологических раскопок в районе деревни Окунево Муромцевского района Омской области. Проект был осуществлён совместно с профессором ОмГУ археологом Владимиром Ивановичем Матющенко и искусствоведом Галиной Юрьевной Мысливцевой. Экспозиция под одноимённым названием 1997 года в Омском историко-краеведческом музее представила убедительную авторскую версию прочтения далёкого прошлого Прииртышья. Керамические сосуды эпохи бронзы и железа, осколки древних ёмкостей в экспозиционных «песочницах» сосуществовали в едином художественном контексте со звучными, фактурными, многосоставными живописными полотнами Е. Дорохова.
Символично, что спустя 20 лет, выставочный зал исторического парка «Россия – Моя история», объединил архаический материал музейных коллекций и живописные творения художника. Название выставки «Энергия жизни» подчёркивает неугасающий интерес мастера к сфере мифологического (космического) сознания. Для него сливаются и становятся неразличимыми друг от друга природа и человек, материальное и духовное, прошлое и настоящее, женское и мужское начала. Используя интуицию в качестве инструмента познания мира, живописец по-прежнему рассматривает фрагмент как целостную композицию. Интерпретируя осколки древнего текста, он видит в этих картинах-«перевёртышах» идеи вращения, повторяемости, цикличности бытия. Бытия исторически-временного, социального, природного.
Подобно древним мастерам, он отказывается в своих полотнах от прямого жизнеподобия и создаёт сложные образные построения, экспериментируя на границе смыслов. Е..Дорохов формирует ту эмоциональную среду, которая становится основой мифа, отражающего представление о вечном хаосе бытия. Это можно интерпретировать как столкновение структурированной культуры и противоположной культуре деструктивной бесформенной массы. В разных вариациях возникает вопрос о единстве бытия, его связности и гармоничности, взаимоотношений человека и природного мироздания.
Особая содержательность художественной формы многих произведений состоит в том, что по-разному организованные формальные средства выражения – цвет, пятно, линия, ритм и т..д. воздействуют непосредственно на скрытые структуры человеческого сознания. Ведь наше восприятие ориентировано как на семантику, так и на определённым образом упорядоченную и организованную материю. Орнамент или отдельные знаки-символы всегда выражали религиозно-мифологические представления, удовлетворяли эстетические потребности людей и одушевляли предмет. Используя язык знаков, автор напоминает о многослойности, сложности культуры и о существовании различных форм сознания. Разработанные им приёмы – свидетельство личностной и творческой зрелости Е. Дорохова.
Экспозиция «Энергия жизни» наполнена эмоциональной и пластической выразительностью каждой композиции. Художник отстраняется от всего мимолётного и смотрит на происходящее как бы с далёкой дистанции, подмечая самое главное и существенное. Среди разных тем и пластических находок единство волнующих художника философских и мировоззренческих вопросов, например, о нерасколотости (или, наоборот, расколотости) человека и естественного, природного мироздания. Нарастает экспрессия формы и цветового решения, повышается выразительная роль фактуры. Синтетическое живописно-графическое начало дополняется рельефом «цветопластики».
Экспрессивным становится целостный образ произведения, а не отдельные его содержательные или формальные элементы. В картинах Е..Дорохова прежде всего обращает на себя внимание ритм, организующий их пространственную структуру, и яркая насыщенная цветовая гамма. В обобщении деталей и частностей, в концентрации человеческих переживаний ощущается игра вечно бурлящей живой материи. Материя оборачивается энергией. Борьба полярных энергий выливается в противостояние двух начал: устойчивого живописного пятна и подвижной геометрии. Живописность выражает внутреннее состояние автора. Геометрике отводится роль структуры. Спонтанное чувство побеждает рациональность. Тонкость оттенков выраженного в колорите чувства, свойственного станковой живописи, соединяются с размахом широких обобщений, чаще всего присущих монументальному искусству.
Как бы не назывались композиции мастера, с какими бы конкретными деталями и реалиями они не были связаны, перед нами всегда образная структура, которая лишь ассоциативно перекликается со своими жизненными прообразами, тяготея к символико-метафорическим формам. В них воплощена метафора нетленности. Поглощённые природой, ставшие частью мирового космоса, археологические древности в произведениях художника превращаются в символы сакрального и национального духа.
Художественное восприятие «артефакта» помогло Евгению Дорохову разработать свой индивидуальный и узнаваемый стиль, в котором рациональное и чувственное взаимодополняют и взаимообогащаются. Опыт реконструкции мифологического (космического) сознания продолжается…
Татьяна Бабикова,
кандидат искусствоведения.
Омск, 2017.
|