Альманах рукописей: от публицистики до версэ•Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Т. Ф. Бугаенко
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
Татьяна Бугаенко.
Живопись.
Альбом.
Издание ИП ‘Загурский С.Б.’ (г. Омск).
В типографии «Ютон» (г. Омск).
Омск — 2012
Фонд релизов «Нообиблион» и библиофонд формируют авторы литературных произведений, авторы научных исследований, авторы- составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, биографий и библиографий, историки литературы, издатели. Включайтесь!
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 313.1 MB
— Татьяна Бугаенко – автор живописных пейзажей, натюрмортов, портретов, в которых с помощью цвета передаёт свои впечатления от реального мира. Она изображает не предметы, а излучаемый ими свет.
Галина Мысливцева,
искусствовед, член Союза художников России.
предисловие / вступление
Жизнь в цвете
Творческая деятельность Татьяны Бугаенко вызывает большой интерес в среде искусствоведов, галеристов, художников, в широкой зрительской аудитории. Её почерк легко узнаваем, работы выразительно выделяются среди произведений других авторов. Она вошла в художественную жизнь Омска неожиданно быстро и уверенно, демонстрируя собственную творческую манеру и оригинальность образного высказывания. Уже в начале 1990-х годов о ней сложилось представление как о тонком живописце, глубоко и проникновенно чувствующем гармонию цвета.
По характеру своего дарования Татьяна Бугаенко – лирик. Ей чужд анализ, она скорее синтезирует жизненные впечатления, сплетая из них живописную ткань повествования, воплощённую в цвете. Цвет для неё – выразитель настроения, чувства, мироощущения в целом, недаром в определении своих пристрастий она прошла через увлечение Ван Гогом, Климтом, Константином Коровиным.
Камерные натюрморты, особенно любимые ею букеты цветов, всегда артистичны, одухотворённы. Немногочисленные портреты хранят тёплые чувства к духовно близким ей людям. Она жадно ловит и запечатлевает те жизненные состояния и образы, которые наиболее адекватны внутреннему складу её личности.
Лирическая направленность искусства выдвигает на первый план в творчестве Татьяны Бугаенко пейзаж, чему во многом способствует её любовь к путешествиям. Впечатления от посещений многих культурных столиц мира явились благодатным источником для её творческих высказываний.
Образы ночного Парижа, утопающего в разноцветных огнях фонарей («Бульвар Монпарнас», «Мулен Руж», обе 1996.г.), Нью-Йорка, погружающегося в густую синеву сумерек («Серебряная луна», 2008.г.) или же туманной Венеции с окутанными тишиной каналами («Гранд канал», 2011.г.) отмечены смелой обобщённостью мотивов, декоративным богатством и насыщенностью цвета.
Рождённые красочными гармониями пейзажи переполняет образно-ассоциативное начало, преисполненное энергии и избыточности чувства. Популярные и менее узнаваемые уголки мировых столиц Татьяна Бугаенко воссоздаёт сквозь призму идеализирующей красоты, зритель словно попадает в сказочный, лишённый общественно-бытовых проблем, город.
Стилю исполнения многих её пейзажей присущ характер быстрой импровизации. Однако живая динамика мазка есть следствие тонкого художественного расчёта – установки на восприятие живописного зрелища как синхронного запечатлённому в нём жизненному моменту. Подтверждением сказанному служит серия нью-йоркских пейзажей, где автору удалось достигнуть иллюзии сиюминутно протекающей перед взором зрителя жизни. Красочная оболочка в картинах «Квинсборо бридж» (2006.г.), «Дождь в Манхеттене» (2007.г.), «42-я улица в Нью-Йорке» (2007.г.) кажется подвижной вследствие того, что обнажается движение кисти и самый темп нанесения мазка, становясь ощутимым, как бы вовлекает зрителя в изменчивый поток времени.
Цвет у Татьяны Бугаенко всегда является основополагающим в создании образа. Композиция «Тобольск» (2008.г.) – наиболее полное воплощение современного подхода художника к пейзажу, где цвет (созвучие белого с синим) несёт в себе характеристики и формы, и пространства, именно он «строит образ», поднимаясь до символического звучания.
Серия итальянских пейзажей свободно дышит цветом и светом, стихиями воды, неба и солнца. В небольших картинах, раскрывающих облик Венеции, Рима, Флоренции, есть ощущение волшебства, призрачности. Созданные на протяжении нескольких лет, они воспринимаются как части музыкально-ритмических вариаций на тему «Италия».
Тонкие отношения сближенных тонов в композиции «Воспоминания о Венеции» (2007.г.) определяют форму, где объём – не главное, а цветовой ритм создаёт глубину пространства. Чуткая вибрация цвета отражает бесконечное богатство окружающего мира, а светящиеся красочные мазки в сочетании живописного целого обретают мотивировку. Не лишён изысканных колористических переливов и пейзаж «Путешествие по морю» (1996.г.), живопись которого колеблется на тонкой грани между намёком на фигуративность и полной абстракцией. Движение в сторону цветовой абстракции обозначено и в близких по композиции и цветовому решению пейзажах 2006 года «Туман над Римом» и «Флоренция», обыгрывающих узнаваемый архитектурный образ.
В картинах «Туман» (2006.г.), «Площадь Венеции. Рим» (2006.г.) «Вечер в Венеции» (2008.г.) наблюдается возрастание цветовой энергии: плоскостные цветовые зоны здесь набраны открытыми и сочными красочными мазками, которые придают композиционным формам непосредственное живописное движение.
Яркие впечатления от увиденного издали в розовых тонах крошечного города Ассизи в итальянской Умбрии – «загадочного града святого Франциска» – легли в основу одной из последних композиций («Умбрия», 2012.г.). Легко и свободно играя цветовыми сочетаниями широко положенных красок – розовой, бирюзовой, сиреневой, художник добивается нужной степени гармонии цвета.
Вызывают восхищение её пейзажи Хорватии, Боснии и Герцеговины. Обласканный солнцем пейзаж «Залив в Дубровнике» (2009.г.) полон экспрессии, жизни, его характеризуют смелые цветовые сопоставления. Пятна чистой краски, взятые в мажорном колористическом спектре, удивительно гармонично собраны художником в единое живописное целое, побуждая воображение зрителя к активному сопереживанию виденному.
Пишет ли она умиротворённые ночи Венеции, покрытые снегом крыши Лозанны, Колизей, контуры которого тонут в тумане, или же купающуюся в золотом свете площадь Венеции в Риме – всюду ощущается трогательная лирическая интимность переживаний.
Цветовое решение каждой серии, будь то пейзажи Парижа, Нью-Йорка, Берлина, Мостара или Фрибурга, возможно, ассоциативно и родственно нашим визуальным представлениям об этих городах, но художник при этом всегда оставляет видимым собственный почерк.
Основанное на личном духовном опыте искусство Татьяны Бугаенко динамично развивается, сохраняя свою индивидуальность и узнаваемость, неповторимую манеру и стиль. Пейзажные циклы, композиции на библейские темы, натюрморты, портреты, композиции с обнажённой натурой характеризуют Татьяну Бугаенко как серьёзного, зрелого живописца с ярким и свежим восприятием жизни во всех её проявлениях и говорят о том, что она счастливо цельный художник и в творчестве, и в повседневной жизни.
Людмила Богомолова,
искусствовед, член Союза художников России.
содержание / оглавление
Людмила Богомолова.
Жизнь в цвете
Ludmila Bogomolova.
Life in color
Галина Лузянина.
Живопись Татьяны Бугаенко
Вера Ракова.
Живопись и мысль
• Репродукции
АЛЬБОМ
• Приложения
Творческая биография
Artistic biography
Персональные выставки
Основные выставки
Публикации
...... 9
.... 13
.... 17
.... 21
.... 25
.. 132
.. 133
.. 134
.. 135
.. 136
справка / примечания
Творческая биография
Татьяна Фёдоровна
Бугаенко
Родилась в Омске в 1962 году в семье художников. Отец – скульптор, монументалист, заслуженный художник РСФСР; мать – художник-полиграфист.
В 1984 году окончила с отличием художественно-технологический факультет Омского технологического института.
С 1984 — участник более 160 областных, региональных, всероссийских и международных выставок. Провела свыше 20 персональных выставок в музеях и галереях России, Германии, Италии, США, Франции, Швейцарии.
С 1989 — член Молодёжного объединения Союза художников СССР.
С 1990 — член Союза художников России.
1997-2001 — заместитель председателя правления Омской организации Союза художников России.
2001-2009 — член правления ОмО СХ России по работе с молодёжью и кандидатами в Союз художников России.
С 2001 года преподаёт в Омском государственном институте сервиса: Кафедра дизайна, рисунка и живописи. Имеет учёное звание доцента.
Куратор выставок различного уровня.
В 2010 году присвоено почётное звание «Заслуженный деятель культуры Омской области».
С 1988 года работает в Домах творчества в России и за рубежом: «Горячий Ключ» (1988, 1990, 1991), «Байкал» (1989), «Сенеж» (Москва, 1991, 1992), «Челюскинская Дача» (Москва, 1996), Молодые художники CCCР в Югославии (1990), Международный Дом творчества «Hudson» (США, штат Нью-Йорк, 1998), Международный пленэр (Франция, 2000; Швейцария, 2001; ФРГ, 2004), «Artestudio Genestrelle» (Италия, 2011).
Награды:
• Стипендиат Комитета по культуре и искусству Омской
области (1998).
• Грант международного конкурса искусств «People to People
International» (США, 1998).
• Лауреат премии Администрации Омской области за
заслуги в развитии культуры и искусства (1998).
• Диплом Российского фестиваля современного искусства
«Культурные герои XXI века» (1999).
• Диплом 2-го международного фестиваля «Искусство
на бумаге» (Словения, 2001).
• Дипломант (II премия) выставки-конкурса «Вера без дел
мертва» (РАХ. Красноярск, 2002).
• Приз зрительских симпатий конкурса «ПОСТ № 1»
(Галерея «Квадрат». Омск, 2002).
• Дипломант (I место) выставки-конкурса на лучшее
произведение года (Омск, 2006).
• Дипломант выставки-конкурса на лучшее произведение
года в номинации «Живопись» (Омск, 2006).
• Диплом Х региональной выставки «Сибирь» (2008).
• Почётная грамота Союза художников России (2008).
• Грамота межвузовского творческого конкурса «Татьянин
Работы приобретены Министерством культуры РФ, находятся в музейных собраниях России (Новокузнецк, Омск, Тюмень, Лесосибирск, Ханты-Мансийск) и США (Аллентаун), а также в частных коллекциях России, стран СНГ, Австрии, Англии, Германии, Канады, Польши, Испании, Турции, США, Франции, Швейцарии, Югославии, Японии.
— И ещё одна поразительная деталь: каждая работа Татьяны – это маленькая новелла об увиденном и пережитом. Безудержность цвета в пейзажах и натюрмортах по-настоящему волнует, камерная сдержанность жанровых картин заставляет размышлять, сопереживать.
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).