Виктор Погодин.
Из творческого наследия
В художественной жизни Омска 1980-1990-х годов Виктор Погодин занимает особое место: его талант и активная творческая позиция ярко проявились в различных видах изобразительного искусства – живописи, скульптуре, графике.
Свои первые шаги в искусстве художник сделал в середине 1970-х годов. После окончания института и службы в рядах Советской Армии Погодин поступил работать в мастерские Художественного фонда РСФСР.
Получив поддержку и одобрение учителя и коллеги, замечательного художника-монументалиста Михаила Слободина, Погодин стал активно заниматься монументально-декоративными рельефами. Омичам хорошо знакомы его произведения «Звучание», «Дети и спорт», «Быстрее, выше, сильнее», «Нефтезавод», выполненные в технике металлопластики. Технология изготовления монументальных рельефов из листового металла требовала большого объёма знаний и навыков. Погодин, обладающий от природы редким чувством понимания свойств металла, быстро овладел секретами мастерства. Он стремился собственными силами провести все сложные и трудоёмкие операции по созданию произведения. В этом проявились главные черты его творческого характера – самоутверждение и независимость.
К Погодину быстро пришёл успех на областных художественных выставках. Он – участник четвёртой и пятой выставок «Сибирь социалистическая» (1975, 1980.гг.), второй зональной выставки «Молодые художники Сибири» (1978.г.) и Республиканской выставки «Молодость страны» (1976 г.).
Жажда творчества вела молодого художника к новым, ещё неосвоенным видам искусства. Так, в начале 1980-х годов Погодин сосредоточился на станковой скульптуре. В этом жанре он проявил большую изобретательность и фантазию. Одним из первых в Омске он освоил технологии гальванопластики и отливки скульптуры из композитных материалов. Они позволили скульптору быть независимым в реализации своих произведений от заводских условий, требующих больших материальных затрат. По новым технологиям Виктор Погодин создал свои лучшие станковые произведения: «Финиш. Победа», «Водоём», «Нежность», «Трон», «Цветущая земля».
Художник старался быть в центре культурной жизни родного города. В 1986 году он принял участие в конкурсе на создание памятного знака в Старозагородной роще. Его проект победил. Больше года автор руководил работами по реализации своего произведения. В результате в Омске появился уникальный памятник жертвам гражданской войны в России. Композиция монумента легко прочитывается и затрагивает души людей, приходящих к месту трагедии. Его содержание прочувствовано и пережито самим автором.
Основой монумента Погодин взял куб – символ вечности и незыблемости. Автор изрезал его грани рваными бороздами. Они, как незаживающие на теле раны, передавали боль и страдание россиян, ввергнутых в пучину братоубийственной войны. Такой приём помог создать образ колоссальной внутренней силы.
В начале 1990-х годов Погодин получил новую мастерскую. Появились условия для занятий живописью и графикой. Первым крупным опытом художника стала серия цветной абстрактной графики. Листы «Стихия», «Перетекание», «Неустойчивое равновесие» получились яркими и убедительными. В каждом чувствовалась уверенная рука автора.
В масляной живописи Погодин старался найти собственный почерк. Шагом на этом пути стало использование оригинальной фактуры поверхности холста в сочетании с размытым силуэтом фигур и предметов. В такой технике написаны картины «Цивилизация» (1990.г.), «Баталия» (1990.г.), «Ожидание звезды» (1990.г.). Все перечисленные работы наполнены историко-философским содержанием.
Особое место занимает полотно «Цивилизация», в котором художник размышлял о смысле человеческого прогресса. Центральным композиционным элементом картины является колесо – символ прогресса. Поколения людей, сменяя друг друга в напряжённом труде, борьбе идеологий и религиозных верований, двигают цивилизацию, и процесс этот бесконечен.
Необходимо вспомнить, что начало 1990-х годов было временем испытаний для всего советского общества. Художникам, лишённым системы социального заказа, пришлось работать в новых социально-экономических условиях. Погодин остро воспринимал и переживал происходящее в стране. Эти чувства, творчески переосмысленные нашли воплощение во многих картинах. Его «Ожидание звезды» – аллегория, в которой художник передал состояние людей, привыкших жить по указаниям и постановлениям правящей партии.
Такие глубокие наблюдения и обобщения были под силу только зрелому художнику. Своё сорокапятилетие Виктор Погодин отметил в 1993 году большой персональной выставкой в Доме художника. Она стала смотром творческих достижений мастера. Его искусство предстало во всей полноте и многообразии. Успехи в живописи, скульптуре, монументально-декоративном искусстве были убедительны и демонстрировали масштаб творческих возможностей мастера, его универсальность.
Говоря о художественном процессе в Омске середины 1990-х годов, следует отметить активность неформальных объединений, сосредоточенных в городе вне рамок Союза художников. В основном это касалось деятельности молодёжи, чьё искусство отличалось от официального. В эти годы был создан музей «Искусство Омска», в выставочной деятельности которого Погодин активно участвовал. Так, в 1994 году он представил на выставку-симпозиум «Накануне рубежа веков» несколько живописных и скульптурных работ. Его «Фундамент», «Трон», «Финиш. Победа» произвели на посетителей сильное впечатление. Особое внимание привлекла скульптура «Финиш. Победа». В этом пластичном, наполненном динамикой произведении автору удалось передать душевное состояние победителя и того желанного и редкого мига, когда гонщик преодолевает последние метры труднейшей трассы.
Социальная тематика в те годы была присуща многим произведениям Погодина. В 1995 году он представил на выставку «Война и Мир или Ад и Рай» инсталляцию «Архитектура молчания», несущую большой социально-психологический заряд. Взору зрителей открывался ряд пирамид, сложенных из яйцеголовых существ, взывающих о помощи. Над ними свисали с микрофонных стоек такие же яйцеголовые персонажи, призванные услышать крики зовущих.
Образ «яйцеголового», найденный Погодиным, имел универсальный характер, что позволило создателю использовать его во многих последующих работах. Каждый раз, оказываясь в новом контексте, яйцеголовые придавали иное содержание произведению.
Суровые реалии конца ХХ века тревожили художника. В одной из газет он признавался: «Живёшь и думаешь себе: надо пережить трудности в стране, людям есть нечего. А жизнь проходит, жизнь одна, и переждать ничего нельзя». Погодин, как и многие другие художники, стоял перед необходимостью переориентации своего творчества. Однако, Погодин по-прежнему не оставлял без внимания вечные философские темы. Не случайно в 2001 году, когда отмечался юбилей Ф..М..Достоевского, художник принял участие в выставочном проекте, представив инсталляцию «Доски». Простое по средствам изложения произведение поражало глубиной проникновения в атмосферу пребывания писателя на омской каторге. Художественными средствами автор сумел передать сгусток из жестоких реалий быта писателя и его творческого кипения, преобразующего суровую действительность в будущие произведения.
2002 год стал юбилейным для омской организации Союза художников. На выставке, посвящённой этому событию, картины Погодина заняли достойное место в экспозиции. Все они свидетельствовали о новых исканиях художника. Сохранив прежний круг тем и некоторые изобразительные элементы, делавшие узнаваемыми его работы, художник прибегнул к самому главному средству живописи – колориту. Форсировав цветовую гамму картин, он довёл насыщенность каждого цвета до предела. Таким образом, его картины превратились в яркие декоративные панно. В картинах «Птичий двор», «Успех», «Девушка на белом стуле», «Ева, то самое яблоко» художник широко использовал цветы как носители ярких красок. К тому же цветы прекрасно сочетались с изображениями женщин. Для художника женщина всегда являлась предметом поклонения и вдохновения.
Творческому темпераменту Погодина всегда было тесно в одном виде искусства. Занимаясь станковыми формами искусства, он готов был и к осуществлению своих более грандиозных идей. В 2002 году скульптор выполнил монументальную композицию «Хоккей» для города Салехарда, которая в настоящее время стоит у здания крытого стадиона. Для скульптуры автор выбрал самый напряжённый момент хоккейной схватки. Фигуры спортсменов очень динамичны, их выразительный силуэт хорошо читается с большого расстояния. Появление этой работы стало заметным явлением в культурной жизни Салехарда.
Спортивная тема захватила художника и в живописи. Видимо, по этой причине на мольберте Погодина появилось полотно «Вратарь» (2004.г.). По яркости колорита оно не уступало предшествующим, но было значительно динамичней. В решении довольно распространённого спортивного сюжета художник нашёл собственный подход. В картине центральная фигура занимает почти всё пространство. Вратарь изображён в полёте-падении за мячом. Драматизм момента, выраженный экспрессией мазка и ярким цветовым строем, передаёт состояние спортивного накала. Это произведение стало одним из последних в его творчестве.
Виктор Александрович Погодин ушёл из жизни в пору зрелости, оставив людям яркое творческое наследие.
В. П. Касьянов.
|