NB0000468 — Е.Д.Дорохов и др. — Территория мечты. Сборник трудов Г. Ю. Мысливцевой — (2014)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ•Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Е. Д. Дорохов, А. Б. Мысливцева, Е. В. Груздов, Г. Г. Гурьянова
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
Территория мечты.
Сборник трудов Г.Ю.Мысливцевой.
Издание авторов-составителей.
В типографии «Омскбланкиздат».
Омск — 2014
Фонд релизов «Нообиблион» и библиофонд формируют авторы литературных произведений, авторы научных исследований, авторы- составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, биографий и библиографий, историки литературы, издатели. Включайтесь!
Издателем книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 6.0 MB
Территория.мечты : сборник трудов Г..Ю..Мысливцевой / сост.: Е..Дорохов, А..Мысливцева, Е..Груздов, Г..Гурьянова ; оформ.: А..Лелякин. — Омск : [б..и.], 2014 ; [в тип. «Омскбланкиздат»]. — 384.с. : портр. — Библиогр.: с. 372-378 (113 назв.) и в конце ст. — 27.0×22.0 см. — 300 экз. — (Фотопортрет Г..Ю..Мысливцевой [фронтиспис]: М. Пахотин).
ISBN 978-5-8042-0396-3
релиз / аннотация
Сборник обобщает и систематизирует научный и творческий путь Галины Юрьевны Мысливцевой (1954–2008), активного участника художественной жизни Омска, Сибири, вдохновителя и организатора множества ярких выставочных проектов, профессионала, неутомимо ищущего новые возможности музейной работы, человека классической образованности, всегда готового к открытиям и нестандартным решениям.
Для искусствоведов, культурологов, музеологов и всех участников художественной жизни Омска и Сибири.
Галина Юрьевна Мысливцева.
В мастерской Евгения Дорохова (г. Омск, Союз художников).
2005 год.
Фотография: Михаил Пахотин.
Эл.копия оригинала фотографии. При увеличении:
фотопортрет Г. Ю. Мысливцевой из сборника «Территория мечты»
(фронтиспис).
На титульном листе сборника – цитата из статьи искусствоведа Татьяны Высоцкой.
Ей было мало времени отпущено судьбой в этом пространстве, а место в нём она устраивала текстами, выставками, музейной, обширной исследовательской деятельностью для других, стараясь вписывать художников в историю искусства.
Омские художники стремятся на Запад, Галина в своих проектах шла на Восток, осваивая территорию Сибири, втягивая в свою орбиту через проекты поочерёдно многих.
Она чувствовала нашу территорию как-то особенно глубоко и тонко, связывала нас идеями выставок, личным расположением, желанием представить своих, омских, художников, открыть других для омичей, сблизить коллег, втянуть в общее дело.
предисловие / вступление
О городах часто говорят, что это «камни» и «люди». И человек живёт среди камней и людей. Архитекторы комбинируют камни и создают неповторимый внешний облик города. Люди сначала мечтают, потом свершениями идут к своим мечтам и тем самым создают неповторимый внутренний характер городов. Но есть те, кто своей любовью и трудом соединяет это в единое целое. Это издание посвящено такому человеку – Галине Юрьевне Мысливцевой.
Галина Мысливцева –
человек искусства
В течение 20 лет Г..Ю..Мысливцева изучала и формировала художественный облик нашего города. Её деятельность постепенно приобрела узнаваемый почерк, стала брэндом омской художественной культуры, её знаком качества. Проект, выставка, конференция, научный сборник рождённые под патронажем Г..Ю..Мысливцевой были всегда событием актуальным и запоминающимся. Галина Юрьевна умела делать культурное пространство города эмоционально насыщенным, информационно плотным, а также – особенным, уникальным. Её уход из жизни стал невосполнимой потерей для многих – для огромного числа её знавших, уважавших и любивших. Для тех, кто лично знаком не был, но кто читал её статьи, видел её выставки. Нам, её коллегам, друзьям остро не хватает общения с ней, оценки, совета, сказанного вовремя нужного слова. Теорией, практикой, художественным образованием востребованы сегодня и будут необходимы завтра её опубликованные работы, реализованные проекты.
Поэтому и родилась идея этого сборника. В него вошли научные статьи и кураторские тексты на различные темы, те, что сама Галина Юрьевна считала для себя важными: омская городская среда, история омского искусства, любимые персоналии, музейная педагогика, экспозиционная практика. Материалы сгруппированы по следующим темам: «Город», «История», «Жизнь», «Неоархаика», «Музей», «Выставки». Последовательность расположения текстов в каждой из групп выбрана своя – хронологическая, тематическая, алфавитная, теоретико-практическая. Группа «Жизнь» дополнительно делится на «Обзоры», «Монографии» и «Рецензии». Большинство текстов имеют точную привязку к событию – конференции, опубликованному сборнику, реализованному художественному проекту. Часть материалов не имеют ссылок, они либо являются подготовительными, либо место их публикации ещё не определено.
Направления научных исследований и выставочной деятельности Г..Ю..Мысливцевой определились рано. Уже дипломная работа, выполненная в 1977 году на ХГФ.ОГПИ под руководством Л..П..Елфимова «Архитектура Омска 1920-30-х.гг.» не только определила постоянный интерес к городу как среде обитания, омским архитекторам, отдельным постройкам, но и сформировала подход к дальнейшим исследованиям, ставший для Г..Ю..Мысливцевой обязательным – идти непроторёнными путями, искать неготовые решения. В последующих работах по теме «Город» Г..Ю..Мысливцева одна из первых в Омске вернула в научное обращение образ Омска – города-сада. Этой проблеме посвящены не только статьи исследователя, но и выставочные проекты, например, межрегиональный научно-выставочный проект «Сибирский сад – территория мечты» (Омск–Новокузнецк), реализованный в 2002 году.
Профессиональная жизнь Г..Ю..Мысливцевой была связана с работой в музее. Начала она свой путь в 1979 году методистом отдела пропаганды Омского областного музея изобразительных искусств, в 1994 году стала заместителем директора по научной и выставочной работе Городского музея «Искусство Омска», в 2001 – заместителем директора по научной работе ГОХМ «Либеров-центр». В музее реализовалась выставочная и научная деятельность Галины Юрьевны. С самых первых лет музей ощущался ею как территория громадных возможностей, пространство, где пересекаются времена. В своих исследованиях Мысливцева изучала роль музея в жизни человека и общества, взаимодействие музея, науки и образования, особенности экспонирования произведений искусства. В одной из своих ключевых работ по теме «Музей» она раскрывает роль этой культурной институции как «проекта вселенной». Именно музей подтолкнул исследователя к особой научной теме, которой Г..Ю..Мысливцева занималась постоянно, открывая в ней всё новые грани. Эта тема может быть сформулирована более узко – «Дидактические экспозиции для детей» или более широко – «Музей и Детство».
Большое значение в наследии Мысливцевой занимает история омского и сибирского искусства, омского художественного образования. Одним из главных направлений темы «История» стала история худпрома им..М..А..Врубеля. Умение взглянуть на явление с новой точки зрения всегда сочеталось у Г..Ю..Мысливцевой со скрупулёзным отношением к фактам. Благодаря ей, многие архивные материалы были введены в научную практику. Тщательно воссоздана исследователем история художественной жизни Омска 1930-1950-х годов, этапы рождения местного отделения Союза художников.
Как практикующий искусствовед, арт-критик, Г..Ю..Мысливцева поднимала важные вопросы теории и практики искусства, обращаясь к творчеству сибирских мастеров разных поколений и художественных направлений. Показательными по теме «Жизнь» являются её работы по изучению художественного метода Г..А..Штабнова, А..А..Чермошенцева, Н..А..Бабина, Е..Д..Дорохова. Умела Галина Юрьевна открывать и новые имена. Попасть в сферу её интересов для молодого художника было большой удачей.
Много времени и сил Г..Ю..Мысливцева отдала теме «Неоархаика». Открыла эту тему в практическом опыте – курируя выставку Е..Дорохова «Художник в знаковом поле архаики» (1997). Благодаря своему профессиональному принципу со вниманием относиться ко всему, что попало в поле научного притяжения, Г..Ю..
Мысливцева создала ряд серьёзных и вдумчивых работ, а также сумела первой среди исследователей подвести итог современному состоянию этой проблемы в обзоре выставки «След.III» «Поверхности и бездны сибирской неоархаики» (2007).
На стыке всех направлений находится тема «Выставки». Именно в рамках городских, региональных и межрегиональных художественных проектов могла Г..Ю..Мысливцева применять на практике исторический опыт и собственные открытия в области экспозиционной деятельности, а также размышлять об историческом и современном, природном и урбанистическом образе Омска, поисках поколений творцов, индивидуальном языке мастера.
Член ВТОО.СХ России, член ассоциации «Открытый музей», куратор более 20 выставок, куратор и со-куратор более 10 крупных межрегональных художественно-выставочных проектов, участник более 30 научных конференций разного уровня, Галина Юрьевна находила время для многого. Она тщательно фиксировала хронику художественной жизни Омска, успевала посетить и открытие детской выставки, и вернисаж именитого художника. Всё для неё было важно. Г..Ю..Мысливцева была мудрым и дальновидным садовником своего города-сада.
содержание / оглавление
Галина Мысливцева – человек искусства
Город:
его образ и интерпретация
Омские конструктивисты. (Из истории
архитектуры Омска 1920 годов)
«Красный дом» на Красном пути
Художник и город. К проблеме социального
заказа. (Монументально-декоративное
искусство в Омске. 1960-1970-е годы)
Монументально-декоративное искусство в Омске:
судьба произведений (1960-70-е гг.)
Идея Города-сада в Омске 1920-х годов
Река и город. О формировании художественного
образа Омска в изобразительном искусстве
«Себя-познающий-ландшафт» Омска. Опыт
интерпретации визуальных и вербальных
текстов
Омск. Растительная составляющая образа города
Феномен «высокого берега» в изобразительном
искусстве Омска и сибирской литературе
Смысл «извлечения» мифов из потока
современной жизни
История:
художественная жизнь Омска/Сибири
первой половины ХХ века
Принцип единого искусства в Сибирском
художественно-промышленном техникуме
им. М. А. Врубеля
Архитектурное отделение омского
художественно-промышленного техникума
им. М. А. Врубеля
Отражение социокультурных воззрений раннего
социализма в практике архитекторов –
преподавателей Сибирского художественно-
промышленного техникума им. М. А. Врубеля
«Сибирский стиль» в программах и учебной
деятельности Художественно-промышленного
техникума им. М. А. Врубеля (Омск, 1920-е
годы)
Музей Сибирского художественно-
промышленного техникума им. М. А. Врубеля
(Омск) в публикациях и материалах
Искусство на службе государства. К истории
создания Союза советских художников в
Омске (1930-е годы)
К истории создания Союза советских художников
в Омске
— Союз художников: начало
— Художники Омска в годы Великой
Отечественной войны
— Омская организация Союза художников
в конце 1940-х - 1950-е годы
Жизнь:
художественная жизнь Омска/Сибири
второй половины ХХ века
• Обзоры
Плакатисты Омска
Художники Омска в зеркале симпозиума
Остатки «культа красоты» в процессе
«развеществления» искусства
Человек в пространстве и времени.
О региональной выставке портрета
Себя, как в зеркале, я вижу..? Метаморфозы
автопортрета в искусстве Омска 90-х гг.
Учителя и ученики – связь поколений
Омская пастель
Художественная среда Омска
Статья для журнала «Артхроника»
«Корабль творчества». О поездках омских
художников по маршруту «Омск–Салехард»
Омск: искусство без рынка
— Оазис искусства
— Рынок
— Перспективы
— Арт-бизнес в Омске
Омские художники на выставке миниатюрной и
малоформатной графики
К IX региональной выставке «Сибирь». Иркутск.
Омские художники. Внешние контакты
Участие омских художников в региональных
выставочных проектах. 1998-2003
Представления художников Омска об
идеальных географических пространствах.
1990-2000-е годы
Омский Союз художников. 1980-2000-е годы
«ЭХО» восьмидесятых
• Монографии
Изображения и текст в графике Геннадия
Александрова
Пространство и время Николая Бабина
Не-статья о Валентине Долгове
Романтика Севера в творчестве Владимира
Долгушина. Параллели с Рокуэллом Кентом
Звёздное небо над головой Евгения Дорохова
Летящие букеты Евгения Дорохова
Два крыла на фоне храма. (Евгений Дорохов и
Александр Капралов)
Татьяна Колточихина. О доме, о мире и единстве
противоположностей
Параллельные миры Александра Темерева
(1948–1996)
Художник и ландшафт: горы в жизни и
творчестве Николая Третьякова
Художник в стенах театра. (Эссе о творчестве
Сергея Федоричева)
Образ Родины в творчестве А. А. Чермошенцева
Образы пространства в эстампах Анатолия
Чермошенцева
Человек на земле. Образы пространства в
эстампах заслуженного художника России
Анатолия Чермошенцева
Императив Г. А. Штабнова
Индустриальные пейзажи Г. А. Штабнова
Земля и небо в творчестве омского художника
Геннадия Штабнова (1927–1989)
Образы территории в произведениях Геннадия
Штабнова на зональных выставках «Сибирь
социалистическая»
Услышать музыку Вселенной (Игорь и Надежда
Щетинины)
Анатолий Щикалев
• Рецензии, хроника
Рецензия: В. Чирков. Георгий Кичигин. Живопись.
Омск, 1994. 207 с., илл.
«Нам надо на кого-нибудь молиться…»
Неоархаика
Культура коренных народов Сибири и Сибирская
архаика в творчестве художников Омска
(1920-2000-е годы)
Архаические мотивы в творчестве современных
омских художников: топос и космос.
(По материалам выставки «Сибирский миф.
Голоса территорий»)
О природе знака в Архаическом цикле Евгения
Дорохова
— О Поздееве и его поколении
— Знаковая живопись омских художников и
омский архео-арт
— Архаический цикл Евгения Дорохова
Наука о древности и современное искусство
Сибири. (На примере творчества Евгения
Дорохова, Валентина Долгова и Сергея
Баранова)
Архаизированный образ животного в творчестве
омских художников 1990-х годов
Омск: Космос архаики
Поверхности и бездны сибирской неоархаики.
(О выставке «След III» в Омске)
Музей:
теория и практика музееведения
Храм, школа, музей как институты трансляции
культуры
Сотрудничество Омского государственного
университета с художественными музеями
города. Проект музея-лаборатории
Музейная практика и университетская наука:
омский опыт взаимодействия
Вопросы экспозиционно-выставочной работы
на страницах журнала «Советский музей»
(1931-1940)
Из истории «самоговорящих» экспозиций
Идеи начала века в современной музейно-
выставочной работе с детьми
Педагогические проекты художественных музеев
Омска: история и современность
Использование принципа единой линии
внутреннего переживания в экспозиции
проблемного типа
Музейная экспозиция. Поиски «смыслового
целого»
Два подхода к проектированию экспозиций.
Пространство или время?
Из опыта выставочной работы Омского музея
изобразительных искусств
Детский рисунок в музее. (К вопросу
экспонирования)
Ностальгия по городу-саду
Городскому музею «Искусство Омска» – 15 лет
Музей как магнитная точка культуры. (Модели
культурного взаимодействия на примере
выставочной деятельности музея)
Особенности работы в малом музее
Культурологическая составляющая в концепции
Городского музея «Искусство Омска»
Детские рисунки на военную тему в коллекции
Городского музея «Искусство Омска»
(1960-1990-е годы)
Дидактическая выставка «ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ
по имени ПАСТЕЛЬ»
О проекте музея «Либеров-центр» «Учителя и
ученики. Связь поколений» (2000-2001 гг.)
Рисунок в коллекциях омских музеев и его
пропаганда музейными средствами. Опыт
организации дидактической выставки «Что
умеет карандаш?» (ГОХМ «Либеров-центр»,
2003 год)
Выставки:
концепции, аннотации, тексты к буклетам
Детям и взрослым о бумаге и искусстве. Уроки
одной выставки
Ботанический проект
Epistolae
Сладкая выставка. Фантики, детские рисунки,
натюрморты омских художников
Бумажный век
Город воздушных фрегатов
Худграф. Портрет с натуры
Звёздный дождь
Сто стогов
Владимир Семёнов. Восхождение
Куклы под дождём. Георгий Пилипенко и Алла
Анацко
С любовью говорю… (Персональная выставка
М. И. Разумова)
Глобус Омска
«Пива нет и не будет». (Искусство 30-летней
давности)
Береговая линия. Иртышь и Обь в
художественных образах
Выставочный проект Евгения Дорохова и Галины
Мысливцевой «Звёзды за околицей»
Сибирский характер
Выставка «Enter-музей. Феноменология входа и
выхода». Омск. 14-25 марта 2006 года.
Городской музей «Искусство Омска»
Концепция выставки «Художник в поисках
идеала»
Художники Политеха
Биография,
выставкография, библиография
Биография
Выставкография
Библиография
Список сокращений
...... 5
...... 7
.... 10
.... 12
.... 14
.... 20
.... 23
.... 27
.... 30
.... 35
.... 40
.... 45
.... 48
.... 49
.... 53
.... 59
.... 65
.... 69
.... 73
.... 79
.... 85
.... 87
.... 92
.... 93
.... 96
.... 98
.. 100
.. 104
.. 106
.. 109
.. 112
.. 115
.. 118
.. 122
.. 123
.. 123
.. 124
.. 126
.. 130
.. 136
.. 141
.. 145
.. 156
.. 158
.. 161
.. 163
.. 167
.. 171
.. 175
.. 177
.. 179
.. 184
.. 186
.. 190
.. 195
.. 198
.. 204
.. 209
.. 213
.. 216
.. 219
.. 225
.. 227
.. 230
.. 232
.. 234
.. 235
.. 240
.. 244
.. 245
.. 246
.. 248
.. 251
.. 255
.. 261
.. 265
.. 266
.. 271
.. 274
.. 279
.. 286
.. 293
.. 298
.. 301
.. 303
.. 305
.. 309
.. 314
.. 317
.. 321
.. 324
.. 326
.. 328
.. 330
.. 332
.. 335
.. 336
.. 342
.. 343
.. 344
.. 344
.. 345
.. 346
.. 347
.. 349
.. 351
.. 352
.. 353
.. 354
.. 355
.. 355
.. 356
.. 357
.. 360
.. 361
.. 363
.. 364
.. 365
.. 367
.. 368
.. 369
.. 372
.. 379
справка / примечания
Биография
Галина Юрьевна
Мысливцева
Родилась 27 ноября 1954 года в г. Омске.
1967-1972
— занималась в изостудии ДК «Нефтяник» (руководитель: Г. С. Катилло).
1972-1977
— училась на художественно-графическом факультете Омского государственного педагогического института имени А. М. Горького (педагоги: Л. П. Елфимов, Г. П. Кучук, В. Л. Долгушин, Г. В. Намеровский, А. А. Шакенов).
Дипломная работа: «Архитектура Омска 1920-30-х годов» (руководитель: Л. П. Елфимов).
1977-1978
— ассистент кафедры живописи ХГФ НГПИ.
1979-1994
— методист в Омском областном музее изобразительных искусств.
1994-1998
— зам. директора по научной и выставочной работе в Городском музее «Искусство Омска».
1998-2001
— зав. отделом музейной педагогики в Государственном областном художественном музее «Либеров-центр».
2000-2001
— председатель искусствоведческой секции ООО ВТОО «Союз художников России».
2000
— вступила в «Союз художников России».
2001-2008
— зам. директора по научной работе в Государственном областном художественном музее «Либеров-центр».
2001-2008
— зам. директора по научной работе в Городском музее «Искусство Омска».
Умерла 9 декабря 2008 года в г. Омске, похоронена на Северо-Восточном кладбище.
Презентация сборника трудов Галины Юрьевны Мысливцевой «Территория мечты» состоялась 9 декабря 2014 года.
Евгений Дорохов представляет вышедшее в свет издание –
сборник трудов Галины Юрьевны Мысливцевой «Территория мечты» –
в выставочном зале Омского Дома художника
(г. Омск, ул. Лермонтова, 8).
9 декабря 2014 года.
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).