Альманах рукописей: от публицистики до версэ•Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Н. Г. Горбунов, Г. Г. Гурьянова, Н. А. Мациенко
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
Николай Горбунов
(1952–2012).
Альбом-каталог.
Издание Н. А. Мациенко.
В типографии «Золотой тираж» (г. Омск).
Омск — 2012
Фонд релизов «Нообиблион» и библиофонд формируют авторы литературных произведений, авторы научных исследований, авторы- составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, биографий и библиографий, историки литературы, издатели. Включайтесь!
Издателем книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 36.3 MB
Николай.Горбунов.(1952–2012) : альбом-каталог / Николай Горбунов ; авт.-сост.: Г..Г..Гурьянова ; худож. ред.: Н..А..Мациенко ; оформ.: О..Н..Горбунова ; фот.: О..В..Деркунский, М..Х..Фрумгарц. — Омск : [б..и.], 2012 ; [в тип. «Золотой тираж» (Омск)]. — 119, [1] с. : ил., портр., фот. — 21.0×23.0 см. — 200 экз.
предисловие / вступление
Путешествие Чародея
Николай Григорьевич Горбунов ушёл из жизни в полные 60 лет, оставив после себя работы, учеников, семью. Итог: 25 лет творчества, преподавательская деятельность в двух художественных вузах – технологическом (ОмТИ/ОГИС) и педагогическом (ОГПИ/ОмГПУ) институтах, пятилетнее пребывание на посту председателя правления Омской организации СХ России. Всё это и в совокупности, и по отдельности – причина, повод остаться в городе именем. Своим именем. Персональная выставка и альбом-каталог, первый по репрезентативности творчества мастера – это способы определить смысл оставленного нам имени.
Моя встреча с Н..Г..Горбуновым состоялась на художественно-графическом факультете. Мы пришли туда в одно время – в 1991 году. Я – по рекомендации Л..П..Елфимова, он – после почти десятилетия работы на кафедре рисунка и живописи ОмТИ. Это была редкая для меня встреча – не как с бывшим преподавателем, а ныне коллегой. А как с человеком и художником, имеющим общие со мной навсегда родные корни – ХГФ. Вот так – рядом, но и отдалённо мы проработали с ним эти 20 лет, неизменно радушно встречаясь в коридоре факультета, на кафедре рисунка, на выставках в Доме художника и в музеях, на юбилеях и праздниках. Он был умён, ироничен, галантен. Мы никогда не говорили с ним «за искусство». Возможность писать про него и о его творчестве – это опыт несостоявшегося, но не запоздалого разговора. Разговора, который нужен, прежде всего, мне.
Из интервью 1994 года*1 :
— Я родился в 1952 году в Исилькуле. Телевидения в пору моего детства в нашем городке, а по сути, большой деревне, не было. Поэтому досуг заполнялся устным творчеством, в котором изумительно переплетались когда-то кем-то слышанные рассказы или прочитанное из книжек и местная действительность…
Исилькуль – небольшой город на западе Омской области, одна из станций Транссиба, возникшая в 90-х годах XIX века. Небольшие города Сибири мало отличаются от крупных деревень, рабочих посёлков. В зависимости от количества населения в них проложены обязательные параллельные железнодорожному полотну улицы, обстроенные 2-3-этажными блочными и/или кирпичными типовыми домами, элеватор, единственный величественно возвышающийся на плоском ландшафте, заборы и краны заводов. Малые города Сибири вдоль Транссиба – освоенные человеком производственные площадки среди Великой степи, скромные, невидные с минимальным культурным слоем. Вся их сила – в удивительных людях, которые нет-нет да появляются вопреки естественному ходу жизни. И тогда открываются и работают художественные и музыкальные школы, появляются музеи, разбиваются сады и парки – рождается то, без чего можно прожить, но без чего нельзя быть.
Исилькуль славен многими именами подобных великих подвижников. Среди них, например, отставной полковник Николай Жуков, лесовод, создатель одного из первых в Сибири плодово-ягодных питомников. Имя же В..С..Гребенникова (1927–2001), российского энтомолога, художника-анималиста, специалиста по разведению и охране насекомых уже напрямую выводит нас на исилькульца Н..Г..Горбунова.
Из интервью 1994 года :
— Учась в пятом классе общеобразовательной школы, я поступил в первый класс детской художественной. Ходил в неё трижды в неделю. Родители радовались, значит, сын не попадёт в хулиганскую компанию. Это в общем-то чудо, что в Исилькуле случилась «художка». Директором школы в то время был Виктор Степанович Гребенников – незауряднейшая личность. Для нас, пацанов, выглядел абсолютной загадкой. Семья из четырёх человек, живут в однокомнатной квартире, тут же шмели летают, муравьи ползают, коллекции бабочек громоздятся. Взрослые исилькульцы в нём видели не талантливого учёного, а лишь чудака даже тогда, когда появились его книги, открытия, статьи о нём.
О Гребенникове стоит сказать особо. Виктор Степанович – российский, сибирский, Джеральд Дарелл, был личностью уникальной. Самоучка, ставший высочайшим профессионалом в области энтомологии, астроном, изобретатель, художник, наделённый крепким живописно-пластическим мышлением, а также скрупулёзной линией и любовью к мельчайшим деталям изображения, яркий рассказчик, создавший как научные труды, так и увлекательное повествование о своей жизни*2.
Перед нами совершенный человек советского будущего, полностью разделивший со страной все её беды, в том числе и ГУЛаг. Именно такой человек возвращается после лагеря в Исилькуль в 1955 году, где сначала работает в кружке изобразительного искусства Дома пионеров, художником-оформителем, а затем становится директором и преподавателем детской художественной школы. Именно в Исилькуле Гребенников создаёт первый энтомологический заказник, занимается шмелеведением и шмелеводством. Вслушайтесь в то, как Виктор Степанович описывает природу этого края и сам город, возможно именно так, благодаря учителю, малая родина открывалась и его ученикам: «…через полгода мы махнули в Страну моей Юности – Исилькуль, к его привольным степям, милым грибным и ягодным колкам, полянам и опушкам, к его щедрым садам-огородам, к обильному всякой всячиной рынку, где в прохладе мясного лабаза оттягивали крючья тяжёлые свиные и бараньи туши, говяжьи грудины и бока, а на бесконечных прилавках теснились пирамиды из огурцов, помидоров, яблок и прочей садово-огородной снеди. Это было олицетворение щедрости и плодородия замечательного края; здесь, на рынке, била ключом славная, богатая жизнь с бесподобно живописной толчеёй телег, лошадиных грив, весов, мешков с мукою, яркими плюшевыми кофтами казашек, увешанных монетами, кучерявыми спинами и лбами баранов, пиалами с шипящим кумысом, серебряными узорными отделками ремней и подвесок на одеждах стариков казахов в сапогах выше колена на круто изогнутых колесом ногах – от того, что эти ноги всю жизнь сжимали туловище коня…»*3.
Из интервью 1994 года :
— Нас всему учили понемногу. Осваивали рисование карандашом, акварельными красками, заставляли придумывать всякие сюжеты, использовались в работах пластилин, гипс. Приветствовалось увлечение корешками: найдёшь в лесу извитый корень, подрежешь в нужном месте, вставишь глаз – вот и творение. Фантазия у нас развивалась здорово. А если отличишься, тебе выдадут альбом или беличью кисточку. Тут сразу: «Ух ты, я – мастер!».
Художественная школа – ещё не начало творческой биографии. Она, скорее, дорожный знак, наподобие камня на перепутье в народных сказках. Особый быт: «солнце и стук акварельных кисточек по баночке»*4 плюс аура увлечённого энтузиаста В..С..Гребенникова создавали альтернативу повседневности, указывали направление движения, убеждали в его смысле. Первой же станцией на творческом пути стал художественно-графический факультет Омского педагогического института им. А..М..Горького, на который Николай Горбунов поступает 17-летним выпускником общеобразовательной школы.
Из интервью 1994 года :
— Уже в 10-м классе с выбором профессии всё стало ясно. Решил, если не поступлю в институт, пойду рисовать афиши. На жизнь смотрел реально. Но на худграф пединститута попал с первой попытки. В институте переболел «медными трубами». Считал, что любое задание могу «одной левой» выполнить. Зазнался, забросил учёбу. Смотрю, а те, кто хуже меня рисовал, но работал, уже ушли вперёд. Прозрел, мне кажется, такой период проходил каждый человек, который не видит достойных соперников или переоценивает себя.
Впоследствии, уже в начале 2000-х годов художник Н..Горбунов при предоставлении информации для альбома-справочника Омского Союза художников выделит двух преподавателей, подчёркивая их особую роль в своём становлении – Г..А..Штабнова и А..Н..Либерова. Неслучайные имена и новые ориентиры на пути следования. Темпераментная живопись Г..А..Штабнова впечатляла, воздействовала на молодых. Без увлечения же творчеством и личностью А..Н..Либерова, наверное, не определялся ни один студент худграфа 1960–1970-х годов. И кроме имён Штабнова и Либерова – «путевые указатели» с именами Н..Я..Третьякова, Н..М..Брюханова, В..В..Кукуйцева, А..А..Чермошенцева, тех, кто показывал пример, вдохновлял*5. Движению помогали и однокурсники. Курс, где учился Николай Григорьевич, был богат будущими участниками художественной жизни города – М..Герасимов, Г..Кичигин, А..Макаров. Дружеское соперничество стимулировало, держало в тонусе. Защитился Горбунов в 1974 году серией живописных работ на тему «Заречье» (руководитель Г..А..Штабнов), первые листы графики представил на выставках 1987 года – республиканской «Молодость России» в Москве и международной в Пеште (Венгрия). Между этими датами 13 лет. Чем занимался тогда будущий художник Горбунов? Служил в армии, работал оформителем, начал преподавательскую карьеру.
Из интервью 1994 года :
— После института – армия. Затем пару лет блажил в сфере модернизма. Остыл. Годам к 27 созрел для занятий серьёзной живописью.
Какие же внутренние потоки – противоречивые, согласные ли участвовали в его формировании конца 1970-х – первой половины 1980-х годов? Благодаря им Горбунов шёл «не в ногу» с современниками. Вторая половина 1980-х годов стала не только временем самостоятельного определения дальнейшего движения, очередной «развилкой» дорог. На перепутье оказалось искусство целой страны, «…художники этого десятилетия как бы выпали из поля зрения искусствоведения. В первой половине 1980-х годов их продолжали судить по меркам искусства «семидесятников», в «перестройку» и постперестроечный период всё внимание исследователей и критиков устремилось к «другому» искусству, неформальным объединениям ... Основной парадокс этого периода выразился… в перемене официального и неофициального полюсов в системе культуры»*6.
Н..Горбунов оказался в положении «между». Часть его бывших сокурсников по худграфу уже определилась в профессии и вступила в члены ОО СХ, другая – связала свой выбор с экспериментальным творческим объединением («ЭХО»). Положение Горбунова в те годы было нелёгким. Установленные судьбой в начале его пути ориентиры были пройдены, освоены. Отныне нужно было либо искать новые вешки, знаки, либо устанавливать их самому, опираясь на свой мир – память, интуицию, чары. И Николай Григорьевич решился – началось Путешествие Чародея. Отныне, даже опробовав готовые указатели, Горбунов прислушивался только к себе, прокладывал себе путь сам.
Подчеркну важную особенность его творческого движения. Внешние обстоятельства не оказывались определяющими при выборе темы, сюжета, а лишь «переводили» внутри стрелки пути. Не предоставила новых образов армейская служба, не приводят к творческими открытиям будущие дальние поездки – Байкал, Телецкое озеро, Горный Алтай, Швейцария*7. А вот честное, вдумчивое преподавание живописи на художественно-технологическом факультете технологического института заставляет искать адекватную своему мироощущению форму. Обучение на факультете, готовящем уникальных специалистов по художественному конструированию (дизайну) костюма, строилось на особой методике преподавания. Формальный язык композиции был приоритетен, значение жизнеподобия изображения было второстепенным или не рассматривалось. Факультет и молодой преподаватель влияли друг на друга. Н..Горбунов «погружался» в новую для себя живопись – экспрессивную, «рваную» тонально, свободную в цвете и при этом декоративную, эффектную. Сам же старался уравновесить снобизм формализма у студентов привлечением внимания к содержательной стороне произведения. Обучал деликатно – скорее делился, советовал, был рядом, не давил и не настаивал на обязательном исполнении. Интеллигентная манера преподавания оказывала воздействие, приносила результаты.
Итак, внешние визуальные раздражители не обретали статуса «своей» темы, во владениях декоративной живописи Николай Григорьевич чувствовал себя не вполне уверенно, а вот активизация системы выражения произведения (проблема «как изобразить?») рассматривалась им всё более внимательно, но реализовалась не в живописи.
С 1987 года Н..Горбунов активно участвовал в выставочной жизни страны и Сибири как мастер эстампа и оригинальной графики, демонстрируя акварель, меццо-тинто, литографию. В 1989 году стал членом ОО Союза художников. В 1991 пришёл на кафедру рисунка ХГФ. Вернулся к живописи. В 1993 году провёл две персональные выставки и выпустил мини-альбом, проспект, в который поместил работы «фольклорного цикла» начала 1990-х годов, выполненные маслом. Эффектное дизайнерское оформление (В..Хрущ), текст известного искусствоведа (В..Чирков), переведённый на европейские языки, сделали проспект событием регионального уровня тех лет.
В 1990-е годы Н..Г..Горбунов – заметное явление сибирского художественного пространства. Его работы – непременные участники выставок, они привлекали к себе внимание, вызывая полярные оценки, споры. С середины 1990-х печатная графика, акварель и масло вошли в коллекции художественных музеев Омска, Новокузнецка, Зеленогорска Красноярского края. В 1996 году Горбунов стал председателем правления ОО СХ России. В середине 2000-х годов художник принял участие в многочисленных выставках родного факультета, проходивших в стенах ООМИИ, где показал новые работы – цветочные композиции, выполненные на больших форматах. В 2000-х опять появилась, как и в начале 1980-х, тема крыла птицы, а может это была тема Икара, его прерванного полёта. Новая станция, очередная вешка пути или ощущение необходимости подведения итогов? Уже накинулась болезнь, и силы уходили на борьбу. А потом его не стало.
Когда мои студенты завершают на семинарском занятии свой рассказ о художнике датой смерти мастера, я внутренне и внешне активно сопротивляюсь. «А дальше?» – обычно спрашиваю я. Дальше нет фактов биографии, но есть смысл творчества. Постараюсь увидеть путь, пройденный Н..Г..Горбуновым, в контексте времени и по территории омского искусства.
Галина Гурьянова.
*1 Здесь и далее интервью 1994 года цитируется по:
Гоношилов В.В. Ведьмы, домовые и Горбунов // Омский
вестник. — 8 сент. 1994. — С. 6.
парадоксы и проблемы (на материале собрания
Екатеринбургского музея изобразительных искусств) //
Морозовские чтения. 2011.
*7 Омский Союз художников. Альбом-справочник / ООО ВТОО
«Союз художников России». — Омск : ИПК
«Омскбланкиздат», 2004. — С. 98.
Николай Горбунов в мастерской.
1992 год.
Фотография: О. В. Деркунский.
содержание / оглавление
Путешествие Чародея
Графика
Фольклорный цикл
Художник и время
КАТАЛОГ.
Пояснения к каталогу
Графика
Живопись
Списки работ в музеях России
Биография
Библиография
Список сокращений
...... 5
.... 25
.... 59
.... 95
.. 114
.. 117
.. 118
.. 119
.. 119
Возможно, то, что я изображаю – моя генетическая память
или вовсе находится вне меня. Однако, то, что возникает
на холсте – для меня запах земли, Сибири, словом, Родины.
справка / примечания
Биография
Николай Григорьевич
Горбунов
01.01.1952, г. Исилькуль Омской области. —
22.02.2012, г. Омск, похоронен в г. Исилькуль.
Живописец, график, педагог.
Член Союза художников России с 1989 года.
1964-1969
Учёба в ДХШ г. Исилькуль Омской области (педагоги В. С. Гребенников, Г. А. Денисюк).
1969-1974
Учёба на ХГФ ОГПИ им. А. М. Горького (педагоги Г. А. Штабнов, А. Н. Либеров). Дипломная работа: серия из пяти живописных полотен на тему «Заречье» (руководитель Г. А. Штабнов).
1974-1975
Служба в рядах СА.
1976-1982
Работа (с перерывами) художником-оформителем ТПМ Омского отделения Художественного фонда РСФСР.
1981-1989
Старший преподаватель кафедры рисунка и живописи ОмТИ.
1991-2011
Доцент кафедры рисунка факультета искусств ОмГПУ.
Стажировки: МВХПУ (1981, рук. Ф. Ф. Волошко), МТИ (1985, каф. живописи).
Творческие дачи: «Челюскинская» (1988, рук. В. П. Муравьёв; 1990, рук. А. Б. Суворов).
Творческие поездки: Байкал, Телецкое озеро, Горный Алтай, Омская область, Швейцария.
Участник учредительного съезда конгресса интеллигенции РФ (1997), делегат VIII съезда Союза художников России (1998).
1996-2001
Председатель правления Омской организации Союза художников России.
рецензии / отзывы
Из письма: об альбоме «Николай Горбунов (1952 - 2012)».
Олег Клишин, поэт, эссеист:
—Замечательный альбом великолепного художника. Да, видел раньше несколько работ, но когда в таком объёме… совсем иное ощущение. Хотя почти каждая картина требует медленного “прочтения”, чтобы проникнуться, погрузиться, почувствовать настроение – продлить… “Я медленно трачу радость…” – это ведь и своеобразный наказ художника зрителю, инструкция по общению с этими картинами, где порой за лаконичным сюжетом чувствуется целый мир, в котором реальность приобретает сказочные черты, метафизическую глубину и почти всегда возникает ощущение тайны, таинственности. Как? Какими средствами это достигается? Не наше дело. Главное, что художник сумел создать этот мир, где его “медленная радость”, печаль, тревога, и прочие чувства каким-то чудесным образом (и в образах) сохранились и теперь способны переходить к зрителю, – волновать, радовать, удивлять…
Предисловие Галины Гурьяновой ПУТЕШЕСТВИЕ ЧАРОДЕЯ – краткий очерк о судьбе и творческом пути Н. Г. Горбунова – предваряет репродукция живописной работы Николая Горбунова «Путешествие чародея» (1992 г.).
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).