OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.25 · 23:13 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОММУСЕЙОН
МУСЕЙOH — IOOXV. — Искусство. 1921 — Георгий Круссер. Поэт равенства У. Уйтмэн
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Гублитосекция и Сибхудожпроминститут
МУСЕЙОН • СЛЕДЫ СЛОВА
OM
№ 1 • 1921
Поэт равенства и
мировой революции
У. Уйтмэн
Очерк профессора Г.Круссер
Над каждым убиенным за свободу, из каждой могилы возникнет семя свободы, a из этого семени – новое.
У. Уйтмэн.
Наша современная эпоха, связанная непрерывной линией развития с другими, имеет свою определённую психологическую конституцию. Социальная эволюция неразрывно всегда coпровождается эволюцией в области сознания, в области восприятия всех явлений нашей жизни. Коллективный, тысячеголовный труд, порождённый капиталом, в его наиболее развитых формах, дал сознание равенства между людьми. Никогда мы не наблюдали тaких уравнительных стремлений во всех областях культуры, как в настоящий момент.
Личность (подразумеваем трудящиеся массы) сознаёт себя не как средство, а как цель, как „я“, совершенно равное другим, имеющее право и желающее принимать участие в управлении, науке и т..д. Нет совершенно симптомов страха перед сакраментальными формулами религии, нет чувства страха и почтения перед властью, потому что каждый сознаёт себя, как разрушитель первого и творец второго. Перед нами одно требование равенства и ненависть к привилегиям, в какой бы форме они ни выражались. Равенство, как принцип отношений личности к личности, личности к обществу – вот основной элемент современной жизни.
Равенство, проникающее всех и всё, чуждо каких-либо метафизических построений, оно не отвлечённый принцип égalité французской революции, а абсолютная конкретность, выражаемая в общественных отношениях.
Наша эпоха требует принципы одеть в плоть и кровь, она желает их осязать, а не только представлять их, как возможное. Это – вторая особенность, особенность характерно важная для нашего времени. Немногие поэты прошлого смогли в своём творчестве выразить настроение будущего человека, не впадая в злую карикатуру или сантиментально-благожелательную болтовню. Это не удаётся и современным поэтам, дающим поверхность явлений, форму, но не затрагивающим сущности настроений нашего времени. У..Уйтмен принадлежит к одним из немногих, действительно создавшим поэзию современности, поэзию будущего коллективизма.
Что такое жизнь. Есть ли это пир для немногих и крест для большинства. Есть ли это господство для одних и рабство для других. Кто имеет право жить. Быть может, только сильные, а все прочие являют собой только пьедестал для колосса-сверхчеловека? Уйтмен чувствует необходимость других форм жизни и сознания, и его психика блестяще современна.
Жизнь – это стол, накрытый для всех.
Для тех, кто по-настоящему голоден;
Для злых и добрых равно;
Я никого не оставил за дверью,
я всех пригласил:
Вор, паразит и содержанка –
это для всех призыв.
Ценность жизни каждого человека определяется только тем, что он живёт, что он находится в обществе. Неважно, кто бы он ни был, он – человек и имеет право на человеческое существование, на человеческие к нему отношения.
Право на уважение – вот требование Уйтмена. Эти отношения возможны только в социалистическом обществе, где каждая социальная монада рассматривается как самоцель, где вся конструкция общества строится на этом основании. Только социализм осуществляет принцип: человек есть цель, а не средство, но ни в каком случае – ни общество „сверхчеловеческое“, ни общество капиталистическое, с его грубой борьбой за право жить и не умереть.
Уйтмену глубоко противны старые общественные формы: „Я говорю мой пароль: демократия и клянусь, что я не приму ничего, что досталось бы не всякому поровну“.
Не только общество воспринимается Уйтменом как необходимая всеобщая категория равенства, но и сама природа, каждое её явление, каждое существо для него абсолютно совершенно, абсолютно одинаково: „я верю, что былинка травы не меньше движения звёзд… и что древесная жаба – шедевр, выше которого нет, и что черника достойна быть на небе украшением гостиной“.
Равенство для Уйтмена – это, если хотите, космическая категория. Уйтмен исповедует не только общественный, но, можно сказать шире, космический демократизм. Не у многих поэтов можно встретить такое понимание явлений, свойственное только будущему – Уйтмен имел право сказать: „я – начало всего грядущего“. Уйтмен блестящей поэтической интуицией предвидел крушение старого мира, для которого его взгляды чужды и несвойственны. Революция – вот что должно обновить общество. Уйтмен знает это и говорит о ней:
Из душного логова
Она молнией прянула
и сама на себя удивляется,
Ногами она топчет золу и лохмотья,
А руками сжимает глотки королей.
Это – последний час для мира пота и крови и новая эра для человечества.
Барабан революции выгонит всех на улицы, он выбросит каждого из его обычной колеи и поставит его в те или другие ряды. Дни и ночи революции – часы неустанных битв и бесчисленных гетакомб. Мировой стержень старой цивилизации не только согнётся, он сломается под натиском красного смерча и в эти минуты „что за дело до молящих и плачущих, до стариков перепуганных“.
Пусть даже мертвецы задрожат, непогребённые, ждущие гроба.
Вопите, кричите, трубы. Греми, роковой барабан. В этой борьбе нет милостей, есть только победители и уничтоженные: „нежная милость взрастила жестокую гибель, и запуганные короли пришли назад, идут величаво и гордо, и каждого окружает свита: поп, вымогатель, палач, тюремщик, законник, барин, солдат и шпион“. Окрепнувший враг грознее, чем прежде, он настойчивей и беспощадней. Его социальная оргийность достигает громадной высоты – месть и насмешка – вот всё, на что могут рассчитывать побеждённые.
А в свежих могилах лежат
окровавленные молодые трупы,
И натянуты верёвки у виселиц
и носятся пули владык,
И деспоты скромно смеются, –
Но всё это даст плоды
и плоды эти будут хорошие.
Прогноз социальных битв с фотографической точностью поставлен Уйтмэном. Всё это – знакомые явления нашей революции, наблюдающиеся не только в России, но и на Западе.
Уйтмэн – не прошлый, не уходящий в дали времени, он – современник и будущник. Из половины XIX века он заглянул в наши дни, дни смерти и радости, дни жесточайших битв между классами и цивилизациями, и мудро приветствовал кровавое крушение старого мира.
Уйтмэн не только умел любить и благословлять – он умел и ненавидеть.
В этом синтезе социальной любви и ненависти – его сила и красота.
Г. Круссер
 
Круссер Г.В. Поэт равенства и мировой революции У. Уйтмэн : очерк / Г. Круссер // Искусство : журнал искусств, литературы и техники. — Омск, 1921. — № 1. — С. 27-30.
 
→ см. содержание : «Искусство». № 1. 1921. (Омск)
 
ИСКУССТВО.
Журнал искусств, литературы и техники.
Временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного практического института.
Издавался в городе Омск.
Вышло в свет два номера журнала-временника:
— № 1 на 1921 год (тираж: 400 экз.)*;
— № 2 на 1922 год (тираж: 500 экз.)**.
 
** Искусство : журнал искусств, литературы и техники : временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного практического института / отв. ред.: А..П..Оленич-Гнененко ; обл.: рис. худож. В..К..Эттель. — Омск : Губполитпросвет и СХППИ, 1921 ; [в Центр. тип. Г. С. Н. Х.]. — № 1. — 104, [6] с., ил. : вкл. цв. ил., факс. (автографы). — 25.0×18.5 см. — 400 экз.
** Искусство : журнал искусств, литературы и техники : временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного практического института / отв. ред.: А..П..Оленич-Гнененко ; обл.: рис. худож. В..К..Эттель. — Омск : Губполитпросвет и СХППИ, 1922 ; [в Учеб. тип. Сиб. худож.-промышл. ин-та]. — № 2. — 125, [7] с., ил. : вкл. цв. ил., факс. (автографы). — 20.0×14.5 см. — 500 экз.
 
→ каталог коллекции : МУСЕЙОН • СЛЕДЫ СЛОВА
Опубликовано:
3 марта 2017 года
Текст предоставлен корреспондентом. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 03.03.2017
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : МУСЕЙОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: словесность, мусейон, раритет, философия, ΜΟΥΣEIΟΝ
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD