Версаль
Воплотившийся бред геометра
с человечностью не совместим.
Шелест листьев, дыхание ветра
идеальным порядком таким
утрамбованы в ромбы, спирали.
Баснословны забавы тех дней –
под гребёнку одну острой сталью
стричь деревья, газоны, людей,
веселея от запаха крови…
Кто ты будешь? – Садовник? Портной?
Брадобрей, за которым Людовик
обречённо пойдёт на убой?
А пока – парики, панталоны,
пудры с перхотью сальная смесь.
Ослепительный блеск Трианона
поощряет придворную спесь
расцветать под безоблачным небом.
Впрок хохочет до слёз высший свет.
Пусть эклеры жуют вместо хлеба!
Чем аукнется «мудрый» совет
невдомёк знатокам этикета.
Но уже очень скоро поймёт
безголовая Антуанетта,
как её благодарный народ
ценит шутку и острое слово.
К счастью, что ни она, ни супруг
не увидят уже, как простого
парижанина грубый каблук
топчет крошево мраморной тверди
по лекалу расшитых аллей,
безупречной симметрией смерти
предрекающих крах королей.
•
“Вид на замок и сады Версаля, открывающийся прибывающим со стороны Парижа в 1668 году” – работа французского художника Пьера Пателя (1605–1676), на которой запечатлён вид с высоты птичьего полёта на быстро разрастающийся дворцово-парковый комплекс Версаля, расположенный близ деревни Трианон (фр. Trianon) – исчезнувшей, так как на её месте были разбиты сады и возведены дворцы: Большой Трианон (фр. Grand Trianon) – он же “Трианон из мрамора” (фр. “Trianon de marble”) или “Мраморный Трианон” – и Малый Трианон (фр. Petit Trianon).
Версальский дворец. Оранжерея
( фр. Le Château de Versailles. L’Orangerie).
Фотография: неизвестный автор.
при увеличении:
Этьен Аллегрен (1644–1736).
Оранжерея в Версальском дворце.
(фр. Étienne Allegrain. L’Orangerie du château de Versailles)
около 1695 г.
холст, масло : 115.5×165.0 см
Версаль – один из самых дорогостоящих архитектурных проектов XVII-XVIII веков, ставший своего рода прецедентом и затем на долгие годы образцом монаршей резиденции – роскошное “детище” Короля-Солнца, Людовика XIV (фр. Louis XIV. 1638–1715), превратившего невзрачный загородный дом-замок своего отца Людовика XIII (фр. Louis XIII. 1601–1643) в образцовый дворцовый комплекс с уникальным садово-парковым ансамблем, который в точности соответствовал эстетическому принципу “искусство украшает природу” (фр. L’art embellit la nature), высказанному Мадлен де Скюдери (фр. Madeleine de Scudéry. 1607–1701), известной как автор ряда галантно-героических романов, новелл и трактатов, в том числе «Нравственные беседы» (фр. Conversations morales, 1686) и «Новые нравственные беседы» (фр. Nouvelles conversations morales, 1688), написанные по заказу маркизы де Ментенон (фр. Françoise d’Aubigné Marquise de Maintenon. 1635–1719), морганатической жены Людовика XIV.
Джон Вандерлин (1775–1852).
«Панорамный вид на дворец и сады Версаля».
(англ. John Vanderlyn. Panoramic View of the Palace and Gardens of Versailles)
1818-1819 гг.
холст, масло : 3.6×49.5 м
(фрагмент : полное изображение полотна – при увеличении)
Круговая панорама.
(The Metropolitan Museum of Art. New York, USA).
Дальнейшее развитие “искусства симметрии”, фр. L’art de la symétrie, во Франции эпохи Старого порядка, воплощение этого искусства как обрамления абсолютной монархии династии Бурбонов в виде дворцов и садов Версаля, было прервано начавшейся в 1789 году Великой Французской революцией.
Народ Франции аннулирует верховную власть – власть так называемого “божественного происхождения”. Монарх Франции теряет и монархическую власть, и дворцы Трианоны, и замок Версаль как королевскую резиденцию.
Король Франции и Наварры Людовик XVI (фр. Louis XVI. 1754–1793) и королева Франции и Наварры Мария-Антуанетта Австрийская (фр. Marie-Antoinette d’Autriche. [нем. Maria Antonia Josepha Johanna von Habsburg-Lothringen]. 1755–1793) осуждены и казнены.
Антуан-Франсуа Калле (1741–1823).
«Людовик XVI, король Франции и Наварры, в полном королевском облачении в 1779 году».
(фр. Antoine-François Callet. Louis XVI, roi de France et de Navarre, revêtu du grand costume royal en 1779)
1789 г.
холст, масло : 278.0×196.0 см
(фрагмент : полное изображение – при увеличении)
Жан-Батист-Андре Готье-Даготи (1740–1786).
«Мария-Антуанетта, королева Франции».
(фр. Jean-Baptiste-André Gautier-Dagoty. Marie-Antoinette, reine de France)
1775 г.
холст, масло : 162.0×130.3 см
(фрагмент : полное изображение – при увеличении)
визуальный образ : иллюстрация
Пьер Патель (Старший)
(фр. Pierre Patel [dit Le Père]. 1605–1676).
«Вид на замок и сады Версаля в 1668 году»
(фр. Le Château de Versailles en 1668 / [Vue du château et des jardins de Versailles, prise de l’avenue de Paris en 1668]).
около 1668 г.
холст, масло : 115.0×161.0 см
(фоторепродукция)
— LI —
|