Альманах рукописей: от публицистики до версэ • Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Константин Бальмонт(1867–1942)
МУСЕЙОН • ДИАЛОГИ ОБРАЗОВ
Старый дом
Прерывистые строки
В старинном доме есть высокий зал,
Ночью в нём слышатся тихие шаги,
В полночь оживает в нём глубина зеркал,
И из них выходят друзья и враги.
Бойтесь безмолвных людей,
Бойтесь старых домов,
Страшитесь мучительной власти неска́занных слов,
Живите, живите – мне страшно – живите скорей.
Кто в мёртвую глубь враждебных зеркал
Когда-то бросил безответный взгляд,
Тот зеркалом скован, и высокий зал
Населён тенями, и люстры в нём горят.
Канделябры тяжёлые свет свой льют,
Безжизненно тянутся отсветы свечей,
И в зал, в этот страшный призрачный приют
Привиденья выходят из зеркальных зыбей.
Есть что-то змеиное в движении том,
И музыкой змеиною вальс поёт,
Шорохи, шелесты, шаги… О, старый дом,
Кто в тебя дневной неполночный свет прольёт?
Кто в тебе тяжёлые двери распахнёт?
Кто воскресит нерассказанность мечты?
Кто снимет с нас этот мучительный гнёт?
Мы только отражения зеркальной пустоты.
Мы кружимся бешено один лишь час,
Мы носимся с бешенством скорее и скорей,
Дробятся мгновения и гонят нас,
Нет выхода, и нет привидениям дверей.
Мы только сплетаемся в пляске на миг,
Мы кружимся, не чувствуя за окнами Луны,
Пред каждым и с каждым его же двойник,
И вновь мы возвращаемся в зеркальность глубины.
Мы, мёртвые, уходим незримо туда,
Где будто бы всё ясно и холодно-светло,
Нам нет возрожденья, не будет никогда,
Что сказано – отжито, не сказано – прошло.
Бойтесь старых домов,
Бойтесь тайных их чар,
Дом тем более жаден, чем он более стар,
И чем старше душа, тем в ней больше задавленных слов.
•
К. Бальмонт
Сборник «Только Любовь. Семицветник», в который вошло стихотворение «Старый дом» из цикла «Безрадостность», составлен К. Д. Бальмонтом летом 1903 года. Об этом свидетельствует, например, авторская концовка на последней странице четвёртого тома «Полного собрания стихов»: «Эта книга возникла на берегу Балтийского моря, в Мерреклюле, в летние дни и ночи 1903-го года. Появляется вновь без изменений в тексте. Да живут созвучья Янтарного моря». (Москва, 1913)*.
О написании Константином Бальмонтом стихотворения «Старый дом» упоминает в своих литературных воспоминаниях жена поэта Екатерина Алексеевна Андреева-Бальмонт (1867–1950):
Писал, как известно, Бальмонт много, особенно стихов. Иногда по несколько стихотворений в день. Когда у него была такая стихотворная полоса (обыкновенно осенью, когда он жил у моря), он еле успевал записывать стихи. Клал около постели бумагу и карандаш, так как просыпался ночью с готовым стихотворением.
И как странно возникали в нём стихи, как будто непредвиденно для него самого: от созвучья слов, произнесённых кем-нибудь случайно, от взгляда, цветка, шороха, запаха…
Стихотворение «У моря ночью темно и страшно» возникло от слов, произнесённых ночью нашей знакомой, с которой Бальмонт встретился на берегу моря в темноте. Стихотворение «Чёт и нечет» – от шума падающих с крыши капель. «В столице» – от проезжающего воза с сеном. «Бойтесь старых домов» внушено ему было картиной Борисова-Мусатова, изображающей старый дом в парке.
<…>
Все стихи Бальмонта в сущности точные пересказы его душевных переживаний, чувств, мыслей и мечтаний. «Запечатлённые мгновения», как очень верно сказал о нём Брюсов.
Стихотворение «Старый дом» входит в сборник Константина Бальмонта «Только Любовь. Семицветник», вышедший в ноябре 1903 года в московском издательстве «Гриф» и неоднократно переиздававшийся: «Полное собрание стихов» в 10 томах (3-е изд. — Москва, 1913. — С. 99-100)*.
* Бальмонт К.Д. Полное собрание стихов [в 10 т.] : Том Четвёртый : Только Любовь : Семицветник / К. Д. Бальмонт. — 3-е изд. — Москва : Книгоизд-во. «Скорпион», 1908-1913. — 144, [14] с.
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).