Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.11 · 18:46 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОММНЕМОСИНА
МНЕМОСИНА — В.С.Вайнерман — Отстаивая интересы человечества
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Виктор Вайнерман
МНЕМОСИНА • ΜΝΗΜΟΣΥΝΗ •
ОМ
Антон Семёнович
СОРОКИН
Прозаик
29.VI {11.07}.1884 — 24.IV.1928
 
ПОСВЯЩЕНИЕ
Вступительная статья В. С. Вайнермана
к книге «Голос степного края» – сборнику рассказов
из трёхтомного собрания сочинений Антона Сорокина (Омск, 2014).
 
Виктор Вайнерман
Отстаивая интересы
человечества
Не будут ли такие слова слишком громкими для первого сибирского литератора-рекламиста, самопровозглашённого «короля писателей», заядлого мистификатора и сочинителя громких и скандальных легенд о самом себе? О каком человечестве мог думать литератор, никогда не выезжавший за пределы Сибири?
Родившись в достаточно зажиточной семье, Антон Семёнович Сорокин мог неплохо устроить свою жизнь. Но он «в 1900 году почувствовал ненависть к капиталистам. Главная причина – ненормальная семейная жизнь, где жадность и подхалимство были невероятно развиты». И – мгновенный перенос обиды за себя на обиду за всех, кто нуждается, чей труд не получает достойного вознаграждения. Механизм переноса собственных чувств и придания этим чувствам всечеловеческого характера действовал у Сорокина безотказно.
Например, добиться публикации своих рассказов он смог ценой приложения «невероятной энергии». Её проявлениями была не только усиленная бомбардировка рукописями всех возможных редакций, но и публикация некролога на самого себя, объявление себя «кандидатом» на Нобелевскую и действительным лауреатом премии, которую он в разных редакциях называет то премией братьев Гайфун, то киргизской премией Байфун; сближение со знаменитым футуристом Давидом Бурлюком, который объявил его «акционером литературной промышленности».
Собственная непростая литературная судьба становится основанием для целой жизни, положенной на попечительную заботу о перебивающихся с хлеба на воду талантливых молодых людях. И, хотя сам он всю жизнь остро нуждался и «вымерзал на 5 градусах в кухне», беззаветно бросился спасать и поддерживать молодую литературную поросль. «Поэт Тачалов торгует семечками и селёдкой, поэт Худяков пишет вывески, писатель Всеволод Иванов был клоуном, а теперь наборщиком, Александр Новосёлов долгое время был смотрителем в школе». Насмотревшись на такую нестерпимую несправедливость, Сорокин объявил «бунт против всех, кто губил сибирские таланты». Его дом на ул. Лермонтовской, 28, построенный «на деньги, полученные от своих литературных произведений», стал единственным в Омске литературным клубом, где молодого литератора могли выслушать с вниманием и заинтересованностью. Здесь хранились их рукописи и рисунки, отсюда исходили нити помощи попавшим в беду. Здесь особенно удручённым и неуверенным в себе выдавали «патент о гениальности»… Думая об этом, отправляешь в пространство риторический вопрос: «А кто помогал самому Антону Сорокину? Была ли хоть одна рука, протянутая ему, когда он «кричал неуёмным криком отчаяния»?
Этот же механизм действовал, когда Антон Сорокин писал свои рассказы о Степи. Почему? Потому что он родился и вырос в казахском городе Павлодаре? Далеко не только поэтому.
«Не случайна, конечно, любовь к киргизам в моих рассказах, – писал Сорокин в своём «Завещании». – Я не мог обойти молчанием народ умный, энергичный, на который надвинулись со всех сторон более глупые, быть может, культурные люди с железными машинами, с пыльными городами, и то, как отстаивали эти люди-киргизы свой опыт, своё самобытное житьё, то, как вымирали, придавленные культурной жизнью, я не мог не отметить».
Его рассказы о Степи необыкновенно лиричны. Это не просто стилизация под легенды, которые передают из поколения в поколение местные сказители, не просто напевный речитатив, напоминающий песнь акына. Каждый раз это оригинальный сюжет, полная драматизма и сострадания история. Часто в этой борьбе жители Степи оказываются побеждёнными, будь то борьба молодых людей за своё счастье, бедняков с суровыми природными условиями или с новой жизнью, принёсшей в Степь горе и несчастья. И чаще всего смыслом любой борьбы остаётся сохранение в сердцах рождённых здесь запаха родины. Покидает навсегда сын своё селение, не внемлет мольбам старика-отца защитить его и саму землю, не оставлять её на произвол судьбы. Но забыл сын запах родины, запах травы джуусан, полыни. Великое горе у старика. «Даже запах родины не доходит до твоего сердца, покрытого пылью с улиц великого города, – восклицает он. – Кто ты, страшное чудовище? Кто отец твой, кто мать твоя? Я тебя не знаю… Я забыл тебя… как ты забыл запах родины – траву джуусан».
«Конечно, все вы знаете, – утверждал А. Сорокин в «Материалах для биографии», что киргизы вымирали со своим скотом на солончаках, а лучшие земли занимали переселенцы. Орочены, чукчи, вогулы, остяки, тунгусы вымирали от водки и нищеты, обобранные жадными купцами. Нельзя губить инородцев. Это преступление.
И вот когда эти инородцы после революции получили свободу жить и строить свою культуру, когда получили свои земли в своё управление, мне оставалось одно: прекратить писание рассказов из киргизской жизни. О чём писать, кого обличать? Оставшихся старых богачей? Не стоит затрачивать труда. И я стал описывать, как инородцы встретили новую эру своей жизни. Если в Теренгуле в благодарность за лучшую жизнь джигиты строят живой растущий курган, я должен это написать. Я не хочу молчать. Если тунгус везёт необыкновенного осетра в Москву за лучшую жизнь, я не хочу молчать».
Рассказы А. Сорокина о Степи, написанные после Октября 1917 года, не менее лиричны и также полны романтики. Однако в них перемешаны радость и гордость за народ, к которому автор прикипел всей душой, который любит всем сердцем, с гневом и яростью на бандитов – белоказацких атаманов, творивших бесчинства в Степи. Много таких рассказов. Кровь льётся в них рекой. Но в каждом из них звучит вера, что окажутся недолгими мытарства жителей Степи, что вернётся к ним мир и будут они жить сытно и счастливо, а имена погибших остаются в памяти читателей, как имена героев, о которых сложат песни и легенды.
В коротком рассказе «Железная птица» сын Сапыргая Айтым, лучший стрелок Степи… убил невиданную железную птицу. Даже современники Сорокина понимали аллегорию: метким выстрелом из ружья сбил Айтым аэроплан. К несчастью для охотника и его земляков, оказался аэроплан белогвардейским. За это был убит стрелок «на глазах матери Касаин», сожжён аул. «Загорелась степь, к реке Тахир побежал огонь».
Ещё живы в Степи предрассудки и старые обычаи. Ещё, не спрашивая их согласия, отдают дочерей отцы, прельстившись большим калымом, замуж за богатых стариков. («Новая девушка степи Джеланум».) Но пришло уже новое время. И уходит из родной юрты Джеланум, «несёт киргизским женщинам новую радостную весть, радостную весть тем, кто долгое время был на положении скота». Интересную приписку делает к этому рассказу автор: «Там, где несутся по воздуху за тысячи вёрст слова радио, там, где театры, кинематографы, трамваи, автомобили, там, где умелые рассказчики Эренбурги, Зозули, Шкловские, наивная сказка Джаксалыка наивна. Наивность первобытных людей забавна и только». Последние слова этого рассказа представляют другой тип женщины, женщины нового времени. Она, судя по описанию, не вызывает у автора никакой симпатии: «редактор – энергичная женщина с золотым зубом – мужским голосом говорит: «Успех нашего журнала «Свободная женщина» небывалый». Отвечая на собственный незаданный вопрос «кто лучше?» А. Сорокин отдаёт предпочтение пусть наивным, но живым, человечным жителям Степи.
В своей автобиографии, Антон Сорокин писал: «Жизнь есть борьба. Каждый имеет право отстаивать свои интересы. Антон Сорокин занимался другим, он отстаивал интересы человечества». Он выступал против кровопролитных войн, против власти золота, против убийства и угнетения, в защиту родившей и вырастившей его Степи. Как любой идеалист и романтик, Антон Сорокин верил в силу своего слова. «24 тома были моим завещанием человечеству. Исполняя мои мысли, они никогда бы не знали жадности, злобы и убийства.»
Виктор Вайнерман
заслуженный работник культуры РФ,
член Союза российских писателей,
профессор
Российской Академии естествознания

 
Вступительная статья В. С. Вайнермана к сборнику рассказов Антона Сорокина «Голос степного края» опубликована в трёхтомном собрании сочинений А. С. Сорокина, изданном к 130-летию со дня рождения писателя (Омск, 2014. — С. 7-11)*.
 
* Сорокин А.С. Голос степного края : [рассказы] / Антон Сорокин ; вступ. ст.: В. С. Вайнерман. — Омск : Тип. «Золотой тираж» (ООО «Омскбланкиздат»), 2014. — 156 с. : ил. — ISBN 978-5-8042-0364-2.
 
 
 
Аннотация к книге Антона Сорокина «Голос степного края».
 
«Антон Сорокин» – литературная легенда Омска начала XX века, быстро покинувшая узкие пределы писательского мира: о «скандалах», устраиваемых писателем, ещё до революции говорил весь город.
Художественная практика Антона Семёновича Сорокина (1884–1928) принадлежит в основном эстетике модерна, однако в области «искусства жизни» он – несомненный авангардист, авторитет которого был признан Давидом Бурлюком. Некоторые стороны творческой активности писателя удивительным образом предвосхищают возникшие много позже направления авангардистского искусства XX века: мэйл-арт («искусство почтовой коммуникации»); рэди-мэйд («искусство присвоения чужих текстов»); тщательное документирование и архивирование деятельности художника; искусство акции, перформанса; «серийное искусство» и др.
В настоящее издание вошли произведения, объединённые «степной» тематикой. В это понятие включается как региональная тематика, так и «евразийство» писателя. Наряду с уже известными произведениями Сорокина, опубликованными в сборниках «Напевы ветра», «Запах родины», читатели смогут познакомиться с текстами, извлечёнными из дореволюционных сборников, газет и журналов, а также рукописного фонда А. Сорокина и впервые опубликованными в книге «А. С. Сорокин. Сочинения. Воспоминания. Письма» (Тобольск : Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2012).
Издательство благодарит Омский областной музей изобразительных искусств им. М. Врубеля, Павлодарский Дом-музей П. Васильева за предоставленные материалы.
 
 
Содержание книги Антона Сорокина «Голос степного края».
 
В. С. Вайнерман.
Отстаивая интересы человечества

Непонятая песня
Мало матерьяла, ничего не сделаешь
Заревшан, или Раздавателъ золота
Запах родины, или Дар степи – трава джуусан
Страшный танец кутерме
Тынду-тунта – трава стона
Последний бакса Итар
О чём плакал Кинжетай
Не пойте песен своих
Печальные песни Ачара
Бесекей
За страх и ужас в глазах
Джурабай
Песня Джеменея
Саудакас
Железная птица
Дуана Байман
Глаза Сибири
Гнев Ашахата
Сильнее пушек
Гибель аула Батырбека
Плевок в глаза Дутову
Песня о живом кургане Азах
Что знает только Аделькан о Ленине
Жизнь, данная Октябрём
Человек, который ещё не умер
Почему улетела птица
Джайкайдар

...... 7

.... 14
.... 20
.... 23
.... 28
.... 37
.... 41
.... 45
.... 49
.... 51
.... 56
.... 59
.... 63
.... 65
.... 69
.... 74
.... 77
.... 79
.... 83
.... 88
.... 95
.... 99
.. 114
.. 120
.. 129
.. 134
.. 138
.. 142
.. 149
 
 
АВТОР ПОСВЯЩЕНИЯ
Виктор Соломонович Вайнерман
(р.1954)
• прозаик, публицист, литературовед; член Союза российских писателей; директор Омского государственного Литературного музея имени Ф. М. Достоевского; профессор Российской академии естествознания; Заслуженный работник культуры РФ.
 
Опубликовано:
14 января 2015 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 13.01.2015
 
 
Автор : Вайнерман Виктор Соломонович  —  Каталог : МНЕМОСИНА
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD