OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.14 · 11:16 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМЛ.Г.Чебоксарова
2015 — Л.Г.Чебоксарова — Издания военного времени в коллекции редкой книги ООМИИ им. М.А.Врубеля
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Людмила Чебоксарова
Издания военного времени
в коллекции редкой книги
Омского музея
изобразительных искусств
имени М.А. Врубеля
Издания, вышедшие в тревожные и трудные годы – с 1941 по 1945 – занимают в фонде редкой книги особое место. Их немного, всего одиннадцать. В большинстве своём они имеют непритязательное оформление и отпечатаны на плохой бумаге; но эти скромные книги являются живыми свидетелями военного времени, в них, как в зеркале, отражается боль за Отчизну и незыблемая вера в Победу.
 
Прежде всего, остановимся на омских изданиях. В 1941 году вышли в свет три каталога, авторами которых были научные сотрудники музея.
Впервые Г. Н. Мосензов подготовил Каталог музейного собрания с разделами: живопись, скульптура и графика (обложку, титульный лист и марку выполнил художник А. С. Окушко). Второй каталог, «Картины художников-передвижников в Омском музее», был составлен И. М. Давыденко. Состав Первой выставки театральных художников Омской области представил С. Д. Гачков (под редакцией И. М. Давыденко).
 
Каталог «Живопись. Скульптура. Графика».
(Омск, 1941 г.)
 
Каталог «Картины художников-передвижников в Омском музее».
(Омск, 1941 г.)
 
Каталог выставки театральных художников.
(Омск, 1941 г.)
 
К двадцать пятой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в Москве и Ленинграде, во всех крупных городах Советского Союза, республиканских и районных центрах были открыты выставки, в которых художники рассказывали о Великой Отечественной войне, о героической борьбе фронта, о героических делах тыла, о доблестных подвигах защитников Отечества. Выставка живописи, скульптуры и графики художников Омской области (1942 г.) – лишь одно из звеньев всесоюзного смотра творческих сил советских художников в суровые дни войны. В ней также принимала участие группа художников, эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Воронежа. Выставка сопровождалась небольшим каталогом (формат 13×9 см), выполненным на газетной бумаге и в обложке из обёрточной бумаги коричневого цвета. На пожелтевших от времени страницах – знакомые имена: А. Ф. Билль, Б. Н. Дейкин, Т. П. Козлов, А. Н. Либеров, В. М. Мариупольский, К. Н. Щекотов и многие другие. Всего на выставке экспонировалось 221 произведение, по их названиям, как своего рода документам, можно восстановить живую действительность военных событий: «Оккупант», «После бомбардировки», «Будь ты проклят!», «Руки прочь от Ленинграда!», «Письма раненым», «Гонят в рабство», «Возвращение партизан», «Вперёд к Победе!».
Во вступительной статье Л. Гутман анализирует работы В. Прагера и Б. Дейкина, В. Мариупольского и К. Белова, К. Щекотова и В. Радимова, не оставляет без внимания и работы скульпторов С. Алешина и С. Велиховой и других. До войны в Омске состоялись всего четыре областных выставки. Автор сравнивает их с военной выставкой и приходит к выводу, что их качественный и количественный состав значительно изменился за счёт роста профессионализма участников, что отразилось и на общем уровне выставляемых работ. Кроме того, он отмечает, что впервые в области и в достаточном объёме была представлена скульптура. В заключение статьи Л. Гутман пишет: «Художник сегодня – это боец и историк, агитатор и пропагандист, средствами искусства мобилизующий массы на борьбу с врагом и кующий в героическом советском народе железную волю к Победе».
 
Каталог выставки живописи, скульптуры, графики
художников Омской области, посвящённой 25-ой годовщине
Великой Октябрьской социалистической революции.
(Омск, 1942 г.)
 
В отделе редкой книги хранятся две книги для детей, изданные в блокадном Ленинграде в 1943 году – «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина с известными рисунками И. Я. Билибина и, для старшего возраста, «Генерал Багратион» С. Н. Голубова с замечательными иллюстрациями Н. В. Кузьмина.
 
А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Рисунки И. Я. Билибина.
(Ленинград, 1943 г.)
 
С. Н. Голубов. «Генерал Багратион».
Рисунки Н. В. Кузьмина.
(Москва–Ленинград, 1943 г.)
 
Двадцать седьмого мая 1943 года исполнилось 240 лет со дня основания Ленинграда. Отметить знаменательную дату решили выпуском юбилейного альбома «Ленинград», в котором дан архитектурно-планировочный обзор развития города. В невероятно сложное и трудное время издательство «Искусство» совместно с типографией имени Ивана Фёдорова великолепно справилось с ответственным решением Исполкома Ленинградского Городского Совета депутатов трудящихся. Необычный формат издания, художественное оформление, полиграфическое исполнение, всё говорит о неординарности книги. Открывается издание авантитулом, строгое оформление которого сразу переключает внимание на заголовок: Издано в Ленинграде в дни Великой Отечественной войны.
В предисловии, редакция, обращаясь к читателям, говорит о том, что осаждённый Ленинград героически защищаясь и мужественно переживая тревожные и напряжённые дни, ни на минуту не прекращал творческой, созидательной работы.
 
«Ленинград дважды орденоносный».
Сборник материалов к 1-й годовщине освобождения от блокады.
(Ленинград, 1945 г.)
 
В Государственной Третьяковской галерее в 1944 году открылась выставка семи художников: В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, И. Э. Грабаря, Е. Е. Лансере, В. Н. Мешкова, И. Н. Павлова и К. Ф. Юона. Над экспозицией выставки и составлением каталога работали А. И. Архангельская и Е. В. Сильверсван под руководством Г. В. Жидкова.
Вступительная статья, написанная Г. В. Жидковым, знакомит с творчеством семи старейших русских художников, каждый из них – сложившаяся творческая индивидуальность со своим художественным восприятием действительности, изобразительными средствами, миром образов. Но этих художников, истинных патриотов, роднит и объединяет безраздельная любовь к Родине, её природе, людям, героическому прошлому. В суровые дни Великой Отечественной войны они создали ряд произведений, задевающих самые сокровенные струны русской души, волнующих и проникающих в самую глубину сердца своим содержанием и мастерством исполнения. Творчество мастеров, как никогда, являлось востребованным и необходимым советскому народу, самоотверженно сражающемуся за свободу и независимость своей страны.
 
Каталог выставки «В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля,
И. Э. Грабарь, Е. Е. Лансере, В. Н. Мешков, И. Н. Павлов, К. Ф. Юон».
(Москва, 1944 г.)
 
Невозможно обойти вниманием и весьма скромное по внешнему виду, но содержательное издание 1944 года – «Картины В. И. Сурикова» Н. М. Щекотова, подготовленное издательством «Искусство». В нём опубликованы очерки о шести известных исторических картинах мастера: Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни, Меньшиков в Берёзове, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы и Степан Разин. Автор пишет, что книга создана во время Великой Отечественной войны, собственно, «рождена этим временем».
В творениях В. И. Сурикова, по мнению автора, особенно ярко раскрыты национальные черты русского характера, которые и проявились в героических деяниях русского народа на фронте и в тылу, «вызывая изумление всего мира и предвещая врагу конечное поражение».
 
Н. М. Щекотов. «Картины В. И. Сурикова».
(Ленинград–Москва, 1944 г.)
 
«Автобиографические записки» А. Н. Остроумовой-Лебедевой вышли также в издательстве «Искусство» в 1945 году: изысканная обложка, книжные украшения и иллюстрации, выполненные талантливой художницей, придают особое очарование книге.
 
А. Н. Остроумова-Лебедева. «Автобиографические записки».
(Ленинград–Москва, 1945 г.)
 
Третья выставка работ художников Ленинградского фронта открылась в дни Великой победы советского народа над немецким фашизмом. Немалую роль в достижении этой благородной цели сыграли и художники-фронтовики. Защищая свой родной город с оружием в руках, они никогда не расставались с карандашом и альбомом. Так и собирался ценнейший историко-художественный материал – зарисовки эпизодов фронтовой жизни, краткие минуты отдыха, портреты боевых друзей, – который и был представлен на выставке. Выставка проходила в залах Всероссийской Академии художеств, и это не случайно, так как большинство её участников – воспитанники Академии. Каталог составлен М. Н. Васильевой, в него вошли три раздела: живопись, графика; плакат; скульптура и архитектура. В каталоге приведены биографические данные экспонентов, сведения об образовании и о воинском звании: от красноармейца до генерал-лейтенанта. Завершает каталог приложение – одиннадцать репродукций, среди них работы А. Бантикова, Г. Савинова, П. Луганского, Б. Ермолаева, К. Иогансена и В. Петрова. Во вступительной статье учёный секретарь Всероссийской Академии художеств И. А. Бродский рассказал о двух предшествующих выставках. Первая из них была организована Политуправлением Ленинградского фронта в мае 1943 и открыта в залах Дома Красной Армии имени С.М. Кирова (после закрытия её дополнили новыми произведениями и показали москвичам). Через год, в мае 1944 в залах Русского музея, после трёхлетней консервации вновь открытых для посетителей, была устроена вторая выставка художников-фронтовиков. Эти выставки пользовались огромной популярностью и получили восторженные отклики в прессе и у благодарных зрителей. По мнению И. А. Бродского, «искусство в послевоенный период призвано к тому, чтобы выразить величие исторических побед Красной Армии, героику борьбы советского народа с немецким фашизмом».
 
Каталог «Третья выставка работ художников Ленинградского фронта».
(Ленинград, 1945 г.)
 
В завершение обзора изданий военного времени уместно вспомнить о мнении Л. Гутмана, составителя каталога 1942 года, который считал, что эти работы впоследствии обогатят собрания художественных и краевых музеев и оставят будущим поколениям взволнованные, правдивые, эмоционально насыщенные свидетельства очевидцев Великой Отечественной войны.
Л. Г. Чебоксарова
старший научный сотрудник,
хранитель фонда редкой книги
Омского областного музея
изобразительных искусств
имени М.А. Врубеля

 
Опубликовано:
7 мая 2015 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 30.04.2015
 
 
Автор : Чебоксарова Людмила Георгиевна  —  Каталог : Л.Г.Чебоксарова
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: издательство, OMIZDAT, эссе-клуб, альманах, ОМИЗДАТ
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD