Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.07 · 06:28 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМKУТИЛОВ-А-МАГНИТ
Сардарян С.М. — Свобода как условие единства поэтического и философского в жизни и творчестве Аркадия Кутилова
.

ЭССЕ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ


Сардарян
Софья Мартиковна
магистрант
Омского государственного университета
имени Ф. М. Достоевского
(г. Омск)



Свобода как условие
единства поэтического и философского
в жизни и творчестве Аркадия Кутилова


Тема свободы является актуальной во все времена. Что является в человеке как личности главным качеством, основной ценностью, определяющей мировоззрение? Что есть свобода в иерархии ценностей личности философа. Споры об этом не утихают до сих пор. Чем же является свобода для мыслителей – от идеала свободной личности в лице философа Сократа до философов ХХ века? Сравним образ жизни особо ярких личностей – от Сократа, философа античной эпохи, до поэтов и художников 20-го столетия с философским взглядом на жизнь и творчество.
Философы считали свободу своим идеалом, которую понимали, прежде всего, как свободу мышления. Идеалом свободной личности в философии стал Сократ, один из первых философов, свобода мышления которого определяла его образ жизни и даже судьбу. Свобода в философии во все времена выступает как общечеловеческая ценность. Свобода – одна из основных философских категорий, так как только через неё можно реализовать человеческий потенциал.
Знакомство с мировым философским наследием привело к вопросу о формах существования философской мысли в наши дни.

Мы обратились к личности ярчайшего омского поэта и художника Адия Павловича Кутилова (Аркадия Кутилова), значение творчества которого всё более и более осознаётся сегодня, через четверть века после его смерти. Во время знакомства с литературным и изобразительным творчеством Аркадия Кутилова были изучены его взгляды на ценности, наиболее точно характеризующие личность философа. Это – свобода, отношение к Родине, человеку, природе, к образу жизни, истине, любви, войне.
При анализе творческого наследия А. П. Кутилова были выделены его произведения философской направленности.
Аркадия Кутилова характеризует единство поэтического и философского начал. Его личность мало изучена, не собрано до конца его богатое наследие – произведения литературного творчества и изобразительного искусства. На данный момент издано восемь книг с его поэтическими произведениями, известно около трёхсот графических и живописных работ.
Творчество – это образ жизни Кутилова. В своих стихах он знакомит со своей философией, своей мудростью. Особенно ярко это просматривается в следующих стихотворениях:

* * *
Всем идолам души моей – амнистия!
Шуруйте, держиморды, на покой!..
Фонарик моего свободомыслия
включился достоевскою рукой.
Ревизия все догмы с места стронула.
Вперёд, моя фантазия, вперёд!
Раскольников в костюмчике нейлоновом
по Омску неприкаянно бредёт.
Все мысли перетряхиваю заново
и вновь мировоззрение плету.
Фонарик мой, как Неточка Незванова,
тревожит голубую темноту.

МИРОЗДАНЬЕ
Мирозданье живёт уверенно,
нет достойной ему беды!
Мироздание если дерево –
Мы с тобою на нём плоды…
А История в синь-косынке,
опечаленная слегка,
осторожно несёт в корзинке
Льва Толстого и Бальзака…

ЭРЗАЦ-ИСТИНА
Возьми в ладонь земли комок,
и с дерзостью Икара,
тащи в свой терем-теремок
кусок земного шара.
Не отдавай!
Пусть бьют в твой дом
из пушек и обрезов…
Ты станешь с истиной знаком
с игрой богов и бесов.

КУВШИН
Сух и беден лишь тот,
кто дарить не умеет.
От взаимных щедрот –
будут счастливы все!
Запотевший кувшин…
Он пустой не потеет.
От своей доброты –
весь в алмазной росе.

* * *
Разум – гость, а тело – тленно…
Не жалей ни ум, ни плоть…
Нет проблемы – ставь полено, –
пробуй мыслью расколоть!
Зри звезду, чтоб злость дрожала,
не смиряй своей мечты…
Чтобы душу разрывала
недоступность той звезды.

* * *
Если мысль выше крыш не взлетает,
значит, кончился в сердце огонь…
Если снег на ладони не тает,
значит, мёртвая это ладонь…

* * *
Рождённый в пекле горна,
железа высших проб, –
он гнулся так упорно,
когда вгоняли в гроб…
Как будто знал отлично
покойничий «уют»…
Гвоздю не безразлично,
куда его вобьют.

ПЕТУХ
Петух красиво лёг на плаху,
допев свое «кукареку» …
И каплю крови на рубаху
брезгливо бросил мужику.

ДУРАКИ
…Все в равновесии – слои и классы, –
висят, покачиваются слегка…
И вьются умные бесцветной массой
на ярком фоне дурака.

«Если добро ты можешь делать
и один, то для зла нужны двое.»
(Диалектика)

Для Аркадия Кутилова главное – это свобода. Каждое его стихотворение – это либо о свободе, либо об её обретении, либо о пути к ней. Это показано в стихах и рисунках о мироздании, о любви, об истине, о Родине:

* * *
Свобода! Мой дух ураганами взвей!
Я рад неожиданной встрёпке…
Крылатые кони российских кровей
летят по экваторной тропке.

* * *
Я перед ней не млею, не дрожу,
люблю её, хоть будь она и строже…
Но если выбор – весело скажу:
«Россия – мать, но истина – дороже!»

СОКРАТ
Ты – ромашка,
я – Сократ.
Я твой раб –
со лба до пят.


Его образу мыслей особенно был близок немецкий философ Ницше с его теорией «сверхчеловека». Кутилов творчески подходил к идеям Ницше, был согласен с его мнением о том, что «сверхчеловек» в самом широком понимании этого слова – это идеал человека будущего.
В своей неопубликованной работе «Новая Система Воображения как принципиально новое направление в искусстве» Кутилов представляет свою точку зрения на создание художественных произведений: «Произведения Новой Системы Воображения – это философские сочинения, изложенные на холсте посредством линий и красок».
В работе «Абстракционизм: теория и практика», также неопубликованной, он выразил своё отношение к абстракционизму: «Произведения абстракционистов – это философские сочинения, а философия – это вечный поиск!»
Найденное сходство при сравнении жизненной позиции нескольких философов разных эпох, для которых основной ценностью была свобода, с личностью поэта и художника 20-го столетия Аркадия Кутилова, позволяет посмотреть на него как на оригинального философа-поэта современности.
Рассматривая проблему личности в философии, анализируя её развитие на протяжении истории философии, можно отметить, что в разные времена понятие «человек», а, следовательно, и «личность», рассматривалось по-разному. Это объясняется уровнем развития интеллекта людей, который на разных этапах развития человечества был не одинаковым. Поэтому не удивительно, что представления философов о личности различны.
Философия может быть близка поэзии, как и поэзия – философии, если творцом является личность, выше всего ценящая свободу мысли и образа жизни.
Тема свободы достаточно глубоко изучена в философии. Наш взгляд на жизнь философа, поиск сущностного сходства в судьбах Сократа и его духовных наследников, позволяет высветить новые грани свободы как основной ценности в иерархии ценностей личности мыслящего, любящего мудрость человека. Кем бы он ни был – «профессиональным» любителем мудрости или поэтом-мыслителем.
Многие строчки стихов Аркадия Кутилова могут стать или летучими фразами, или афоризмами, имеющими глубокий философский смысл, например:
- Заря не зря и я не зря…
- У ней на мордочке лукавой слегка рассыпан интеллект…
- Психиатры – это перья из Гиппократова крыла…
- Божий дар – человеческий голос, мы жалеем друг другу отдать.
- Звезда, отражаясь в колодце, не станет домашней звездой.
- «Мне дали жизнь. Сказали: на! Да чтоб звенела, как струна!».
Кутилов нёс людям свои сокровенные мысли, выстраданные умозаключения, философские истины.


* * *
А были
мамы
и
у нас,
но только
умерли
однажды…
Их
каждый
помнит
в горький
час, –
а в добрый
час
не помнит
каждый.

«— Вчера мы любили
весь свет, а сегодня –
только друг друга.»
(Любовь – высшая форма эгоизма)

* * *
Не расплескайте, милый друг,
как ручеёк из тёплых рук, –
среди порядочных людей,
среди ворон и лебедей,
среди подонков и калек –
не расплескайте интеллект.

* * *
Устал я считать мировые пожары
Бросаю делишки и в сквер ухожу.
У глаз поразвешу газетные чары
и в позе мыслителя важно сижу.
Прохожие думают:
ишь ты, философ!..

Кутилов – человек, рождённый гением с редким поэтическим даром, с философским складом ума. Он изучал труды великих философов, соизмеряя свою жизнь с их образом жизни, они служили ему образцом философских изысканий.
В произведениях Аркадия Кутилова прослеживается частое обращение к выдающимся философам, мыслителям. Он был знаком с их идеями, в своих стихах и рисунках Кутилов даёт им точную художественную и философскую характеристику. Во многих его стихотворениях живут образы разных мыслителей – встречаются Гегель, Сократ, Ницше, Маркс, Вольтер. Например, поэт слышит, как таёжные птицы плачут, рыдают, выкрикивая их имена:
…«Ах, Гегель!»,
«Маркс!»,
«Баку-у-у-нин!»,
а змея философски шипит:
«Ницш-ш-ш-е!».

Искусство, политика, обыденная жизнь, да и сам язык наделяют личность силой через активность. Кто не активен – тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности.
Стараясь найти сходство при сравнении жизненной позиции философов разных эпох, для которых основной ценностью была свобода, мы сделали вывод о существовании наследников сократовского идеала в современной культуре не только в философии, но и в искусстве, в частности, в поэзии. Главная ценность (как философская категория – прим. Ред.), которая их объединяет, – это свобода: свобода мысли, свобода в выборе образа жизни, свобода творчества.
Сократ передавал свои мысли, убеждения, нравоучения через беседы, разговоры; он не писал книг, устно проповедовал свои взгляды на жизнь. Главным в своём учении Сократ считал Свободу и любил её до такой степени, что не изменил ей даже перед лицом смерти.
Взгляды на искусство философа XVIII века Григория Сковороды роднят его с поэтом и художником XX века Аркадием Кутиловым. Так же как и Кутилов, Сковорода считает, что ничто не требует такой внутренней свободы, как искусство. «Для живописи и для музыки, как и для другого искусства нужно родиться» – делает вывод Григорий Сковорода.
Сходство жизненной позиции философов разных эпох и Аркадия Кутилова, поэта и художника 20-го столетия, позволяет посмотреть на него как на философа современности.
Аркадий Кутилов, недооценённый гениальный поэт-философ второй половины ХХ века, своим отношением к жизни, образом жизни и, особенно, своим творчеством близок философскому идеалу человека – творца и мыслителя, свободной независимой личности.
Современный человек не приобрёл полной свободы в смысле реализации личности, то есть реализации своих интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Опыт жизни и творчества философов и поэтов, склонных через поэзию к философским исканиям, может помочь в решении этой проблемы. Последователи и наследники сократовского идеала выглядели, может быть, даже изгоями или маргиналами в глазах общества, хотя вели добродетельный, но, в то же время, свободный независимый образ жизни и больше всего на свете ценили свободный творческий поиск истины.

С. М. Сардарян

* Все используемые в статье иллюстрации – рисунки А.П.Кутилова.
Впервые опубликовано:
Художественно-поэтический альманах «Чаша». Выпуск первый. – Омск : Дюма-студия, 2012. (ISBN 978-5-904931-01-8)
ЭССЕ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ → вернуться к Содержанию каталога

→ см. / скачать — Альманах «Чаша». Выпуск 1. 2012 — PDF · 11,86 Мб


Раздел "Исследователи и поклонники творчества А.П.Кутилова"  |►



Опубликовано:

23 июля 2013 года
Текст подготовлен к публикации редакцией проекта КУТИЛОВ • А • МАГНИТ


 
 
Автор : Сардарян Софья Мартиковна  —  Каталог : KУТИЛОВ-А-МАГНИТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: проза, Аркадий Кутилов, поэт, Поэзия, художник, А.Магнит, философ, публицистика
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD