OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.25 · 22:25 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМKУТИЛОВ-А-МАГНИТ
Федоровский И.С. — Аркадий Кутилов и его внутренняя и внешняя империи
.

ПУБЛИКАЦИИ


Кутилов
Адий Павлович
поэт, публицист, художник, философ
(1940–1985)

Творческое наследие А. П. Кутилова

Материалы региональной конференции
(Омск, 26 марта 2008 года)

ГУ «РИАЦ»
Омск, 2008

Федоровский
Игорь Сергеевич

Аркадий Кутилов и его
внутренняя и внешняя империи
Тезисы доклада


Жизнь Аркадия Кутилова – это вечная борьба с двумя империями, которые мы определим, как внешняя и внутренняя. Под внешней империей нужно понимать окружающий мир, который давил на поэта постоянно, систему, существовавшую в нашей стране в эпоху «застоя», внутренняя империя же – это система взглядов человека, его убеждений, ценностей. Как внешняя империя подчинена своему центру Москве, так внутренняя империя имеет свой определённый центр. В данном случае это душа Кутилова, мечущаяся, скитающаяся, бродяжничающая, как и он сам, не находящая себе приюта. Человека можно засадить в тюрьму и психушку, душа же неподвластна замкам и стенам, душа будет «вне» тех же замков и стен.
Кутилов не мог позволить себе не бороться, так же как система не могла позволить себе принять поэта, который под неё не подлаживался, не пел гимнов существующему строю. Смысл жизни поэта – борьба, утрата этого смысла привела бы к духовному падению, к потере существующих истин, к победе системы. Кутилов борется до конца, и нельзя сказать сейчас, что в конечном итоге внешняя империя победила поэта, раздавив его в страшных тисках системы.
«Всё как будто в порядке», – говорит Кутилов в стихотворении «Автопортрет». И уже в этой строке можно увидеть противостояние с самим собой, с собственной империей. «Как будто» – слово, заставляющее нас задуматься и понять, что душа Кутилова в поиске, она не может примириться с этим «как будто», но ничего не может поделать. Чересчур откровенное «Я пьянством Родину прославлю» может неожиданно смениться проникновенно-лиричным (вспомним желание поэта послушать песню «Журавли»). Кутилов не может быть однообразным, он ни в коей мере не индивидуалист, он не описывает свою сложную полную невзгод и лишений жизнь, понимая, что сейчас есть темы куда важнее индивидуальной частной человеческой судьбы. Кутилов не идёт по принципу «Расскажу о себе, и пусть мир узнает, как на самом деле плохо», он копает глубже, не успокаиваясь на том, что лежит на поверхности. Можно воспринять данность, а можно данность осознать, донеся её потомкам спустя два десятилетия.

Рассмотрим эволюцию взглядов автора, сопоставив стихотворение «Самоубийца», с далеко не пессимистичным выводом:

Я дал себе слово
до смертного срока
дыханьем своим дорожить!
И выплеснул яд,
и докушал сороку,
и вышел на улицу – жить!

И одно из последних дошедших до нас стихотворений:

Меня убили. Мозг втоптали в грязь.
И вот я стал обыкновенный жмурик…
Моя душа, паскудно матерясь,
сидит на мне. Сидит и, падла, курит!..

Что можно заметить? Душа, которую мы определили как центр внутренней империи, отказывается метаться и искать, она просто-напросто устала от гнёта системы, срочно нужна передышка. Но её не может быть как таковой, система только и ждёт уступки со стороны поэта, чтобы победить его, заставить отказаться от борьбы. Но отказаться нельзя. А осознание того, что нужно жить, сменяется приговором «Меня убили». Автор вышел на улицу жить, но улица, подчиняющаяся системе, раздавила его, не приняла идей и стремлений – «Мозг втоптали в грязь». Что же остаётся бесприютной душе? Автор и не пытается её оправдать, здесь он беспощаден, мы можем заметить, что до последнего автор борется со своей внутренней империей. Да, в последнем стихотворении она победила, но не стоит забывать про слова «паскудно матерясь». Действительно, рада ли империя собственной победе, что вообще может душа без человека? Только курить? Но огонька от горящей сигареты ничтожно мало, чтобы осветить весь окружающий мир. Человек (по Кутилову) – связующее звено между внутренней и внешней империей. Без этой связи бессмысленно представлять творческую натуру вообще. Стихотворения есть результат выхода из своего внутреннего мира, чтобы Словом противостоять миру внешнему.
В стихотворении «Вкладыш к моей трудовой книжке» Кутилов показывает, что можно и подладиться под законы системы, утверждая, что это приведёт к разрушению, а, следовательно, и к гибели.

Учил детей и им читал по книжке,
как стать вождём, диктатором Земли…
И через год чудесные мальчишки
мою квартиру весело сожгли!

Вторжение внешних факторов во внутреннюю империю очевидно. Квартира, как часть внутреннего мира человека перестаёт существовать, герой попытался свести империи воедино, но понял, что они не уживутся не то что в квартире, но и в мире вообще. Во всяком случае, лучше поздно, чем никогда, поскольку противостояние империй может привести к уничтожению мира, как такового. Поняв это, сам Кутилов находит выход в самостоянии, попытке отгородиться от мира внешнего ширмой. Но квартира была уже сожжена, пришлось «укрываться небом», осознавая, что оно безграничней любой империи и пытаясь решить один из главных для себя вопросов, как быть самим собой.

И. С. Федоровский
Омск, 2008



УДК 82.09
Текст (тезисы) доклада опубликован:
Федоровский И.С. Аркадий Кутилов и его внутренняя и внешняя империи // Творческое наследие А. П. Кутилова : материалы региональной конференции : 26 марта. – Омск : б.и.‚ 2008. – С. 71-73.

Раздел "Биография и библиография А.П.Кутилова"  |►



Опубликовано:

14 октября 2013 года
Текст подготовлен к публикации редакцией проекта КУТИЛОВ • А • МАГНИТ


 
 
Автор : Федоровский Игорь Сергеевич  —  Каталог : KУТИЛОВ-А-МАГНИТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: проза, Аркадий Кутилов, поэт, Поэзия, художник, А.Магнит, философ, публицистика
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD