Пусть простят мне люди, склонные к взвешенным и более осторожным суждениям, некоторую эмоциональную завышенность лексики и заявленную непреложность оценки: «гений». Для тех, кто знаком с творчеством Николая Бабина, многое, наверное, будет объяснимо. А тем, кому неведомо его творчество, но кто искренне интересуется настоящим искусством, хочется посоветовать: не упустите редчайший шанс, сходите на выставку в Музей изобразительных искусств имени М..А..Врубеля. Я не обещаю вам лёгкого просмотра и массы удовольствия. Это искусство из категории сложных, требующих ответного напряжения от зрителя.
Вполне допускаю, что кто-то, побывав на этой скромной выставке, этично названной «Говорите тише…», не разделит моё мнение. Может быть, даже разочаруется: художник за свою короткую жизнь (Николай умер в возрасте тридцати трёх лет) успел создать немного, отдельные работы кажутся неоконченными, будто фраза, прерванная на полуслове. Однако дело не в количестве или, скажем точнее, не только и не столько в количестве сделанного художником. Более значима степень концентрации мысли, чувства, отразившаяся в его произведениях.
В качестве полемических доказательств я бы привела примеры и спорные, и бесспорные. Художник, творец может создать одно произведение и заслужить определение «гениальный», а иной может всю свою долгую жизнь порядочно работать и до такого высокого именования не дослужиться. Если бы один из великолепной четвёрки «Битлз» Пол Маккартни написал только одну песню – «Yesterday», он всё равно заслужил бы восторженный возглас: «Гениально!». Зодчие, сотворившие храм Покрова на Нерли, имя своё потеряли в анналах истории, а определение «гениальные» за ними осталось. И ещё один факт: Александр Сергеевич Грибоедов в русской литературе – автор по сути единственного произведения. Но ни один нормальный человек не возразит против того, что автор комедии «Горе от ума» – гений.
Поэтому, когда говорят о том, что омский художник Николай Бабин немногое успел в жизни и вряд ли стоит применять к определению сделанного им высшие оценки, хочется энергично возразить.
Его работы можно выставлять в качестве символов XX века – времени самых крупных трагических потрясений, эпохи разлома человеческого сознания и общественных устоев. Отражение этих катаклизмов в художественном творчестве может быть монументальным, величественным, а может быть локальным, сдержанным. Николай Бабин в числе тех, кто относится ко второму направлению.
Дело специалистов – рассуждать о том, как он владел техникой письма и рисунка, как выстраивал композицию, какую избирал цветовую гамму. А обычный зритель прежде всего отметит: в своих сложных композициях Николай Бабин часто отталкивался от литературных, библейских сюжетов. Однако его работы совершенно лишены какой бы то ни было литературности. Это не рассказ, не повесть, а многоуровневое отражение известного сюжета, образа, будь то Дон Кихот или Саломея, – более похожее на полифоническое музыкальное произведение.
В работах художника причудливо и сложно переплетаются реалии и чистый вымысел, приметы ушедших в прошлое эпох и современности, здесь всё перемежается, всё взаимообусловлено и взаимодейственно.
Перед картинами Николая Бабина хочется поразмышлять, цепляясь краем мысли за обозначенный сюжет, неспешно перебираясь взором от одной детали к другой и возвращаясь к современности.
Творчество художников-интеллектуалов, к когорте которых безусловно относится и Бабин, ставит перед зрителем непростые вопросы. Например: что остаётся от цивилизации для конкретного человека? Что наша жизнь – беспорядочный хаос или организованный космос? Или эти категории – как два сообщающихся сосуда? Ряд подобных вопросов можно продолжить, помножить на собственное знание. А ответы… Что ж, ответы каждый для себя ищет сам, творчество современных художников может служить только подспорьем в той духовной работе, на которую способен отдельный человек.
Эту необходимость обращения зрителя к самому себе организаторы выставки подчеркнули интересным экспозиционным приёмом, включив в единую линию с картинами старинные зеркала, сделав таким образом мимолётное отражение каждого из посетителей будоражащим воображение фрагментом единого художественного пространства.
Да, работ Николая Бабина немного, но они – драгоценная часть неповторимой омской культуры. И благодарение сестре художника Татьяне Бабиковой за её подвижнические усилия по сохранению наследия брата – одного из самых глубоких и значительных художников Омска второй половины XX века.
Заметка Лидии Трубициной о выставке Николая Бабина «Говорите тише…», проходившей в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, опубликована в газете «Вечерний Омск - Неделя» от 8 апреля 1998 года (стр. 6).