Ответ на этот вопрос знает омичка Татьяна Васильева.
Когда смотришь на кукол, созданных руками Татьяны Васильевой, трудно поверить, что мастер увлёкся прикладным творчеством всего три года назад.
— У меня за плечами было два высших образования – техническое и финансовое, – говорит Татьяна. — Я постоянно росла профессионально, отдавала себя работе.
Но, как признаётся женщина, искусство интересовало её всегда: Татьяна мечтала, что, когда пойдёт на пенсию, обязательно чем-нибудь займётся. На пенсию пришлось уйти раньше срока – по инвалидности.
— Жизнь зажала, – вспоминает Татьяна, – было плохо морально и физически. Первого числа я ушла на пенсию, а пятого уже взяла в руки пластик и начала мастерить куклу.
Новое увлечение настолько захватило, что от депрессии не осталось и следа.
Для создания образов своих кукол Татьяне приходилось осваивать различные техники, читать энциклопедические статьи, изучать историю.
— Когда делаешь ту или иную куклу, получаешь много информации, – говорит мастер. — Например, когда я создавала индианку, пришлось изучить индийские узоры и позы в индийских танцах. Для образа шаманки мне потребовалось знание узоров и изображений на традиционной одежде и бубнах. А когда взялась за пирата, мне было интересно узнать, откуда пошли курительные трубки.
Все детали костюмов Татьяна Васильева делает своими руками – не покупает в магазине, как некоторые кукольницы. К примеру, у старого охотника ружьё изготовлено из пластика и проволоки и запечено в обычной духовке, чтобы сделать валенки, мастеру пришлось освоить технику валяния. У другого героя Васильевой – капитана Спавенты – шею украшает роскошный воротник: на его изготовление у кукольницы ушла целая неделя.
Материалом для деталей может стать что угодно – проволока, кусочки меха и ткани, пряжа, веточка берёзы, даже туалетная бумага. Татьяна считает, что у кукол каждая деталь должна выглядеть, как настоящая.
— Мне нравится, когда кукольную композицию можно рассматривать бесконечно, но это кропотливый труд, – говорит мастер.
Многие куклы Татьяны Васильевой разъехались по миру, другие живут в маленькой, но очень уютной квартире в обычной пятиэтажке. Но иногда они выезжают на выставки. Мастерица участвовала в шести выставках, и всегда её работы отмечали специалисты и зрители.
А в прошлом году её куклы стали свидетелями защиты диплома: дочь Наташа заканчивала технический университет по специальности «Дизайн». И мама решила, что напишет книгу «Авторская кукла в Омске», а Наташа станет дизайнером издания. Защита, как говорится, прошла на «ура», дочь получила пятёрку, а книга уже выдержала два издания: она быстро разошлась среди кукольников и тех, кому интересно их творчество.
У каждой куклы есть имя, а вот на вопрос, есть ли у кукол душа, Татьяна отвечает уклончиво.
— Я стараюсь об этом не думать, – говорить она. — Однако когда прошла Наташина защита, у одной куклы изменилось выражение лица – она стала улыбаться. Наверное, порадовалась за дочь.
Но то, что Татьяна Васильева вкладывает в свои творения всю свою душу, сомнению не подлежит.
Очерк Татьяны Шипиловой «Есть ли у кукол душа?» о творчестве Татьяны Васильевой опубликован под рубрикой «Увлечения» в областной газете «Омская.правда» № 37 от 18 сентября 2013 года (стр. 7)*.
Выпуск газеты «Омская правда» № 37 от 18 сентября 2013 года размещён в библиофонде открытого библиографического собрания НООБИБЛИОН (см. текст).
В открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН представлена книга Т. А. Васильевой «Авторская кукла в Омске» (см. релиз / текст).