Творчество художника, рано ушедшего из жизни, всегда сохраняет в себе тайну невоплощённых образов, недосказанных слов. Тем более если художник работал не по традиционным общепринятым канонам, а искал новые средства выражения своих представлений о мире. К таким художникам относился Николай Бабин, жизнь которого связана с Омском. Здесь он родился и здесь умер, когда ему было всего 33.года, тут живут его родные, хранящие не очень большую коллекцию его работ. Наконец, в Омске остались его друзья – художники, для которых общение с Николаем Бабиным не прошло бесследно.
Четыре года назад была организована персональная выставка Н..Бабина в омском Доме актёра, затем она побывала в Новосибирске и Ереване. Однако интерес к творчеству этого художника не только не угас, но ещё и усилился, имя его стало обрастать легендами, а увидеть произведения Н..Бабина можно было только в старом деревянном доме его матери на Госпитальной улице.
Между тем, творчество Н..Бабина заслуживает большего внимания и глубокого искусствоведческого исследования. Выставка «Пространство и время Николая Бабина», открытая в Омском музее изобразительных искусств – первый шаг в этом направлении. На ней показаны живописные и графические произведения, принадлежащие семье художника и музею.
Попав в музейную среду, небольшие, ювелирно исполненные картины Н..Бабина органично в неё вписались. Они, действительно, очень «музейны» и по манере исполнения, и по колориту, напоминающему живопись «малых» голландцев, и по тематике, неразрывно связанной с искусством и духовным миром художника.
…Мчится на зрителя всадник в средневековых доспехах – благородный рыцарь из Ламанчи. На одной картинной плоскости с ним, но в других пространственных измерениях существуют старинные локомотивы, древнейшие каменные сооружения – мегалиты и юная пара на мотоцикле. Все элементы картины находятся как бы во взвешенном состоянии, нет чёткой пространственной ориентации, единой точки зрения. Взгляд погружается в картину, выхватывая отдельные, филигранно прорисованные детали, но сам предмет будто растворяется в пространстве.
В картинах Бабина нет законченности и определённости, все в них находится в движении: казалось бы, случайный затёк краски вдруг превращается в элемент пейзажа, взятого в другом измерении. Картины Н..Бабина насыщены до предела. Один пространственный слой перетекает в другой, резко меняются масштабы, соседствуют разные эпохи, изящные, художественно декорированные формы незаметно перерастают в детали бытовых коммуникаций. Многомерность пространственных построений вызывает ощущение бесконечности мира, непостижимости его тайн. Зрителю кажется, что он ещё многого не сумел разглядеть в этих небольших по формату картинах.
Возникает ощущение, что художник стремился вместить в одну картину и высказать сразу всё, что можно было бы растянуть на десятки отдельных тем и сюжетов. Видимо, прав был Б..Пастернак, когда писал, что причина образности, метафоричности художественного творчества кроется ещё и в том, что за короткое, отведённое человеку время, он стремится решить огромные и надолго задуманные задачи. Время, как и пространство, в картинах Н..Бабина сгущено, сконцентрировано. Прошлое и настоящее, сиюминутное и вечное – всё сливается в воображении художника.
Н..Бабин очень внимателен к конкретно-историческим деталям. Историей он увлекался с детства. Но если сначала это была история военная, давшая блестящее знание воинской амуниции и атрибутики, то впоследствии объектом пристального изучения стала история искусства: средние века и северное Возрождение, аристократичный XVIII.век и изысканный модерн, наконец, экспрессивный и аналитически-рассудочный ХХ.век с такими грандиозными фигурами, как Сальвадор Дали и Павел Филонов…
Одна из работ Н..Бабина названа «Вариации на тему “Мир.искусства”». Это чудесная фантазия, навеянная утончённой, божественно прекрасной графикой рубежа XIX-XX веков. Собственно, все его произведения являются вариациями на темы изобразительного искусства, музыки, литературы, мифологии, истории. Узнаваемые мотивы, знакомые по легендам, мифам и романам персонажи будят воображение зрителя и связывают произведение с целыми пластами культуры человечества.
Несмотря на «музейность» и «книжность», творчество Н..Бабина далеко от иллюстративности. Автор свободно интерпретирует известные сюжеты, связывает их с современностью, пропускает сквозь себя, при этом соединяя мотивы готики, рококо, модерна, классицизма. При этом он избегает эклектичности. Целостность произведений Н..Бабина обусловлена тем, что связь отдельных элементов в них рождается изнутри, продиктована их содержанием.
Как же постичь это содержание? Как расшифровать усложнённый язык живописи Николая Бабина? Очевидно, что сфера его интересов – это духовный мир человека. Образы Дон Кихота, Сизифа, Саломеи художник использует как символы нравственных, этических категорий. Добро, Зло, Красота, Глупость, Судьба, Коварство – вечные темы искусства. Николай Бабин увидел их глазами художника семидесятых годов ХХ века.
В призрачный, хрупкий мир красоты и гармонии вместе с реалиями современного неустроенного быта вторгаются экспрессия и гротеск, свойственные искусству ХХ.века. Приёмы сюрреализма с его эстетикой безобразного, парадоксальностью и холодной бесстрастностью изображения вносят в живопись Н..Бабина разрушающее начало. Его картины не успокаивают и не уводят от острых проблем современности. Прекрасное и уродливое, рождающееся и умирающее, органическое и механическое духовное и бесчеловечное – всё перемешано в подчёркнуто хаотичных композициях, как и в реальной жизни.
В 1970-е годы, когда работал этот художник, в советское искусство всё настойчивее начинали проникать неудовлетворённость окружающей действительностью, рефлексия, надломленность и мучительные поиски истинных ценностей. Наиболее острые формы проявления этих тенденций на фоне общего благодушия официального искусства казались чем-то неприятным, раздражающим и ненужным. Может быть, поэтому круг зрителей Николая Бабина был не очень широк. Но художник не изменял своим взглядам, продолжая писать сложные, «непонятные» картины, которые зачаровывают нас красотой, но и предупреждают о незащищённости добрых и светлых начал, о хрупкости жизни.
Статья Галины Мысливцевой «Пространство и время Николая Бабина» опубликована в газете «Вечерний Омск» за 30 августа 1990 года и включена в Сборник трудов Г..Ю..Мысливцевой «Территория мечты» (Омск, 2014. — С. 161-162)*.
Сборник трудов Г. Ю. Мысливцевой «Территория мечты» представлен в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (см. релиз / текст).