В. Бичевой, Г. Пилипенко.
Омск. 2004
В большом выставочном зале Омского Союза художников 5.ноября открылась большая выставка двух художников, двух необычайно интересных личностей и творческих индивидуальностей. Их жизнь и судьба в изобразительном искусстве складывалась и формировалась в одних и тех же условиях академической школы живописи и рисунка Киевского государственного художественного института; метода социалистического реализма; участия в традиционных отечественных, зональных, региональных, всероссийских и всесоюзных выставках. При этом оба – Владимир Бичевой и Георгий Пилипенко – всегда оставались художниками, преданными своему искусству, и остались таковыми: с открытым и искренним взглядом на человека и его жизнь. Каждый из художников до сих пор работает и творит так, как подсказывает их внутренняя художественная совесть.
Владимир Бичевой именно таким предстаёт в большинстве своих работ. Блестящий рисовальщик и отличный живописец, он, один из немногих, остаётся преданным простым труженикам села, пишет их с натуры, просто и естественно воплощая их образы в своих работах.
На выставке мы можем видеть как художник трепетно и бережно относится к тому, что видит вокруг себя, что чувствует в жизни природы и человека. Всё это правдиво и выразительно оживает в его бесконечных карандашных набросках, живописных этюдах, портретах и жанровых композициях, выполненных основательно и добротно.
В..Бичевого невозможно представить работающим только в стенах мастерской. Он – один из тех художников-труженников, которые живут впечатлениями от бесконечных маршрутов, трудятся в пути, при помощи изобразительных средств открывая и осваивая жизненные пространства. С 1969 по 1987 с этюдником и картонами художник «прошёл» от Карелии до Северного Урала (Ухта, Печора, Ямало-Ненецкая тундра), от Северо-Восточной Сибири (Игарка, Дудинка, Хатанга, озеро Таймыр) до Байкала и Хакасии. Он будто гнался за разноликой и капризно-изменчивой природой Севера, догонял, останавливался и растворялся в её стихии, пока не чувствовал, что в этюде остановилась, застыла и природа. Художник с особым почитанием ходит по исконно русской земле под Вышним Волочком, где находится творческая дача («Академичка»). Сюда многие годы он приезжал работать, самозабвенно писал пейзажи, программные и тематические постановки, создавал замечательные портретные образы, написанные в лучших традициях русской национальной школы живописи.
Владимир Иванович сейчас больше работает у себя в мастерской, вспоминает поездки, создавая на основе этюдного материала пейзажи и жанровые композиции.
С художником Георгием Пилипенко Владимир Бичевой познакомился в 1960 году в стенах Киевского художественного института, когда профессор В..И..Забашта на первом курсе пригласил обоих заниматься у него в классе живописи. После успешной защиты дипломов (в.1964), два профессионально подготовленных художника стали трудиться в Омске, вместе участвовать во всех престижных выставках, получив впоследствии почётное звание «Член Союза художников СССР».
Георгий Пилипенко – живописец совсем иного художественного склада. В Омске он изначально тяготел к большой станковой форме, значительной теме. Не случайно у него появились многоплановые по своему содержанию работы, связанные с послереволюционной историей города Омска 1920-1940-х годов, Гражданской и Великой Отечественной войнами. Каждое из таких полотен требовало не только документальных свидетельств времени, особого композиционного решения, но и соответствующей формы пластического и живописного решения, более цельного и лаконичного.
Строгая, сдержанная цветовая палитра, изобразительный лаконизм и цельная обобщённая форма с элементами упрощения и стилизации легко просматриваются в натюрмортах, портретах, пейзажах и жанровых композициях. Впоследствии постепенно появляется (особенно в пейзажах) сгармонированная цветовая гамма, богатая колористическими сочетаниями, которую художник использовал вплоть до 1990-х годов.
Г..Пилипенко постоянно находится в творческом поиске. Начиная с 1990-х годов, художник уходит от конкретной светотеневой моделировки формы, из его работ постепенно исчезает пространственная глубина, но появляется та степень тональной условности, с которой на первый план выходит свет, некое внутреннее свечение, как новое в творчестве художника изобразительное и выразительное средство. Одновременно исчезает и устойчивая композиционная вертикаль в изображении фигур и архитектурных объектов, деформируется их пластика. Меняется и манера письма: отрывистые, точечные, многослойные мазки, обработанные мастихином, позволили художнику месяцами вести работу над холстом, который постепенно обретал живую плоть и дыхание, мягкость и воздушность. На этом фоне кажется естественным увлечение художника евангельскими сюжетами и образами, которые мы могли впервые видеть на большой персональной выставке в ООМИИ им..М..А..Врубеля. И сейчас в мастерской стоит на мольберте холст, посвящённый теме «Оплакивание» («Пьета») в необычной трактовке мастера.
На выставке представлены работы двух художников. Они разные, во многих отношениях противоположные друг другу, но каждый из них по-своему очаровывает и трогает своей изобразительной искренностью и задушевностью, своим содержанием и образным настроем.
Вступительная статья Геннадия Серафимовича Лубышева опубликована в проспекте выставки двух художников – Владимира Ивановича Бичевого и Георгия Георгиевича Пилипенко, – открывшейся 5 ноября 2004 года в омском Доме художника (см. ниже ссылку на текст в библиофонде NB).
Проспект выставки «В. Бичевой, Г. Пилипенко. Омск. 2004» размещён в библиофонде открытого библиографического собрания НООБИБЛИОН (см. текст).