OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.24 · 03:25 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМИЗОТЕКА
ИЗОТЕКА — Л.К.Богомолова — Своя эпоха Владимира Бичевого — [часть 2.]
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Людмила Богомолова
ИЗОТЕKА • IZOTEKA • • •
OM
Своя эпоха
Владимира Бичевого
Часть 2.
И всё же более близкой по духу, созвучной характеру дарования художника оказалась природа средней полосы России. Она привлекала его своей лиричностью, мягкостью, тонкостью цветовых сочетаний с того момента, как впервые в 1966-м он попал на Академическую дачу близ Вышнего Волочка. Художник влюбился в этот речной и заозёрный край, не расставаясь с желанием вновь и вновь сюда приезжать.
На творческой даче Бичевой побывал шесть раз. Его живописные этюды и рисунки запечатлели многие примечательные места. Спуск, идущий от мастерских художников к берегу озера Мстино, лодочные стоянки, неизменные для сельского пейзажа бани, деревянные мостики, придающие особую прелесть этому, как любовно называли художники, «русскому Барбизону».
 
IT
Владимир Бичевой.
«Мстинское озеро».
1987 г.
картон ; масло : 12.0×17.0 см
В непосредственной близости от Академической дачи живописно расположились деревни Малый Городок, Гирино, Новое и Старое Почвино, Кишарино, Леонтьево, Подол. Здесь жили и работали, начиная с 1960-х годов, многие известные художники Москвы и Ленинграда: Ю..П..Кугач, братья А..П. и С..П. Ткачёвы, супруги К..Г. и З..С. Казанчан, Ф..П..Решетников и Л..И..Бродская, Н..А..Сысоев и Н..В..Скорубская, А..П..Левитин и М..К..Копытцева, В..Ф..Токарев, В..М..Сидоров.
 
IT
Владимир Бичевой.
«Зимние баньки».
1981 г.
картон ; масло : 15.0×19.0 см
Здесь Владимиру Бичевому всегда работалось легко. Порядок жизни, подчинённой творчеству, никогда не менялся. На этюды всегда уходил один. Ему нравилось подолгу уединяться в лесу, в поле, на берегу Мсты. Писал приглянувшиеся мотивы. Работал с наслаждением, вкладывая в них свою взволнованную поэтическую душу. Сам художник впоследствии признавался в том, что лучшие годы в его жизни – это годы становления его как художника на Академической даче, где он набирался мастерства. Его руководителями были яркие творческие личности: В..Ф..Токарев, Ю..П..Кугач, В..Ф..Загонек, И..С..Сошников, Х..А..Якупов, А..П..Белых, В..М..Сидоров.
Натурные этюды, написанные под Вышним Волочком, важны для понимания процесса формирования пейзажного зрения художника. Этюд как способ изучения реальной действительности – обычное явление в практике любого художника-реалиста. Работа над пленэрным пейзажем является необходимой школой мастерства для каждого живописца, обладающего колористическим даром. У Бичевого был дар непосредственности восприятия натуры, он умел найти меру соотношения рисунка и декоративно-цветовой компоновки, чёткую продуманность композиции. Пейзаж был для него естественной средой, где нашли выражение главные черты его живописного дарования.
Роль этюда имела у Бичевого свою эволюцию, обусловленную художественными задачами, к решению которых он стремился. Первоначальное значение этюда как произведения вспомогательного характера в период сбора натурного материала к задуманной картине постепенно отступило на второй план. Второстепенная функция сменилась целенаправленностью работы в этюде, через который шло постижение жизни природы. Через тщательную штудию пленэра он как бы насыщался её мотивами. Глядя на пейзажи художника, чувствуешь, как уютно работалось художнику в небольшой этюдной форме.
Бичевой любил мотивы пейзажа широкого. Через открытый передний план раскрываются многоплановые дали. Благодаря ясности взаимодействия планов, взор сразу охватывает большое пространство.
Самое удивительное, что склонность к широкой напевности сюжетов – почти врождённое свойство Бичевого, воспитанное самыми ранними детскими впечатлениями. Где бы ни бывал художник, он подсознательно находил в окружающей природе характерные черты деревенского пейзажа Тургеневки. Художник воспевал поля, небо с плывущими облаками, маленькие домишки, разбросанные вдоль берега реки. Он любил передавать углублённое пространство, потому что в его представлении оно связано с восприятием нашей сибирской равнины, венцом которого становится небо. Небо часто доминирует в его этюдах. В детстве он любил смотреть на плывущие облака, наблюдая, как меняются их очертания. Форма и ритмы движения облаков воздействуют на восприятие то высокого и чистого бездонного неба в ясный день, то нависшей угрюмости надвигающегося ливня, то какой-то отрешённости серебристых сумерек, когда последние лучи солнца отражаются на лёгких облаках. Цвет в его пейзажах всегда предметный, обогащённый тонкой системой отношений, рефлексов..
Над своими пейзажами Бичевой работал без устали. Писал он их очень быстро, стремясь не упустить природное состояние: заход солнца, ветреный день, движение облаков. Многие его натурные этюды вполне самостоятельны. И далеко не случайно особое внимание на персональных выставках Бичевого привлекали и продолжают привлекать именно пейзажи.
Пейзажная палитра художника неисчерпаема, этюды наполнены каким-то внутренним светом, завораживают! Небольшие по размеру, они ассоциативно полнозвучны: мы видим не только живую красочность предметного мира, но ощущаем прохладу или знойность дня, шум ветра в ветвях деревьев или тишину вечернего сумрака. Со стороны могло показаться, что такая поэтическая наполненность пейзажных этюдов давалась легко. Однако это не так. В каждый этюд художник вкладывал огромный заряд творческой энергии, каждый простейший мотив наполнялся глубоко личным отношением.
Трудно выделить пору года, которую В..Бичевой любил бы больше. Но, кажется, чаще всего художник обращается к весенним и зимним мотивам, когда воздух упруг и прозрачен и в природе царит состояние бодрящей свежести.
Он создал множество этюдов, запечатлевших все оттенки, все градации жизни природы на исходе зимы. Можно многое сказать о личном пристрастии к этим сюжетам. Они импонировали мировосприятию художника, волнуя движением к обновлению, к торжеству жизненных сил («Речка Радунка», «Тает снег»). Он варьирует полюбившиеся мотивы, возвращаясь к ним снова и снова, наполняя их новым настроением.
 
IT
Владимир Бичевой.
«Речка Радунка».
1991 г.
картон ; масло : 13.2×17.7 см
Как полнозвучен «Тихий мартовский день» (1991.г.). Небо и снег поделили пространство картины на две половины. Зеленовато-бурые ветви высоких берёз, закрывающих почти всё небо, пронизывает лазурный свет. Он разлил по рыхлой снежной пелене розовато-пепельные рефлексы. Ощущение обилия света и тепла усиливают освещённые солнцем стены домов и освободившаяся местами от снега земля. Постигал живописец и приёмы передачи гармонически спокойных, устойчивых состояний природы. В этюдах «Дыхание весны» (1980.г.), «Дом братьев Ткачёвых» (1991.г.) всё погружается в световоздушную дымку морозного дня. Здесь господствуют серебристо-серые, холодные тона. Глядя на эти лирические пейзажи, ощущаешь восторг художника перед русской зимой.
Этюды Бичевого сделаны как бы по наитию. Внутреннее видение помогло художнику творчески определиться к концу 1970-х годов. Его пейзажи, традиционные по своим мотивам, привлекают элегичностью настроения, выраженной как-то «изнутри», в тонкой гармонии цвета, в сдержанном ритмическом строе. Живопись в его этюдах разнообразна, как и сама природа, широка по своему образно-пластическому диапазону от обобщения и импровизации до академической документальности и максимальной объективности изображаемого.
Один из творческих руководителей, Ю..П..Кугач, живший близ «Академички», в деревне Малый Городок, разбирая произведения, написанные приезжими художниками, однажды произнёс: «Ну что о самых больших мастерах сказать? Ваша задача – стать такими же. Хочешь писать лучше Сурикова? Пробуй! Но что в них, наших учителях, главное? Везде видно, что писал человек, одержимый любовью к правде».
Пейзажи Бичевой писал везде и всюду. Жил ли он в родной Тургеневке, или во время многочисленных поездок по стране, или же в Омске, когда по разным обстоятельствам не мог никуда уехать. Пейзажи непрерывно обогащали его палитру. Город он изображал крайне редко.
В 1990 году художник написал: «Я живу и думаю: как хорошо, что я на родной земле. Хороша Украина… и Киев, но Сибирь – есть Сибирь. Россия значит. Живя на Украине, мучился бы, тянуло бы меня всю жизнь домой… Какая ни есть – ровнёхонькая, редколесная, родная сторона. …“Академичка” тоже стала чем-то родным, тоже Россия».
Весной 1991 года Бичевой работал под Вышним Волочком много и увлечённо. Писал, руководствуясь одной целью – передать всё обаяние деревенского пейзажа. Художник был упоён равнинными полями, чистым высоким небом, покоем тихих деревенских речушек. Во многих этюдах этого времени один и тот же мотив: простор неба и земли. От панорамных, с далёкой перспективой этюдов он переходит к более камерным. Рассматривает изображаемое как бы в упор, вблизи: старый деревенский дом, много видавший на своём веку, женский монастырь в Вышнем Волочке, покрытую водяными лилиями старицу у деревни Гирино. Настроение этих этюдов более сложное и тонкое.
В тот год Бичевой работал на Академической даче в общей сложности четыре месяца, с конца марта по июль. Художник вспоминал, как после просмотра его этюдов в апреле руководитель потока сказал: «Да, мастер», и предложил ему остаться ещё на один срок.
Для Бичевого пейзажи нашей страны – это почва, на которой он пытался обрести прочность душевную, откуда и черпал своё вдохновение. В его мастерской, находившейся в Доме сибирского писателя Антона Сорокина, хранились аккуратно разложенные по сериям этюды.
Творческий кризис последних десятилетий жизни Владимира Бичевого был вызван причинами разного свойства. В 1990-е годы постепенно приходила в упадок знаменитая Академическая дача, закрылся Дом творчества «Байкал», в Вертикосе сгорел Дом художника. Жизнь вдали от природы вызывала гнетущее чувство тоски.
Каждый, даже редкий выезд становился живительным глотком воздуха, вносил желанную разрядку в скучную размеренность повседневных дел. Несколько раз Бичевой ездил на этюды в город Урай Тюменской области по приглашению своего старого знакомого Альберта Витальевича Кузнецова. В Омске весной и осенью в поисках мотива часто ходил в район Сельхозинститута. Выполнял по нескольку этюдов в день, в один сеанс. Писал быстро, но с большим напряжением и максимальным пониманием. Главным было для него уловить своеобразие момента, зафиксировать первое движение души, то первоначальное волнение, которое явилось побудительной причиной взяться за кисть. С поэтическим подъёмом художник передавал одухотворённость тонкой, неброской красоты, тишину, присущий нашим местам колорит. Иногда к нему присоединялся его приятель – художник-пейзажист Александр Фокеевич Краснопёров.
Любимым жанром в 1990-е годы становится цветочный натюрморт. Тонким лиризмом проникнуты изображения его любимых весенних цветов – ландышей, незабудок, одуванчиков, написанные лёгким, подвижным мазком. В последние годы жизни лишённый возможности путешествовать, он писал по памяти пейзажи Карелии и дорогой его сердцу «Академички».
 
IT
Владимир Бичевой.
«Ландыши».
1999 г.
картон ; масло : 21.0×24.0 см
Владимир Иванович Бичевой был простым и поэтически возвышенным человеком. Он искренне любил, искренне отдавался чувству дружбы, жил увлечением поэзией. С такой же непосредственностью погружался в раздумья о жизни, о судьбах людей, о творчестве. Он был необычайно чуток к прекрасному, значительному и в жизни, и в искусстве.
Говоря об окружении Бичевого, о людях, мнением которых он дорожил, кто действенно помогал ему разрешать житейские и творческие проблемы, нельзя не назвать его жену, Надежду Дмитриевну, соратников по искусству – Георгия Пилипенко, Юрия Давыдова, Александра Голубецкого, искусствоведа Геннадия Лубышева, поэтов Владимира Макарова и Николая Разумова.
Бичевой – художник традиционный, всё созданное им – во времени. Его пейзажи помогают не терять духовного равновесия, находить необходимую связь с природой, замечать её, понимать и любить. И в этом смысле искусство Бичевого – современное, живое.
Этюды художника, представленные на трёх выставках, состоявшихся уже после смерти художника, оказались откровением для зрителей. Он не только не потерялся среди других омских живописцев, но и прозвучал собственным голосом. Своими камерными пейзажами Владимир Иванович Бичевой утвердил себя как ещё одну творческую грань, характеризующую его поколение.
Людмила Богомолова,
искусствовед,
член Союза художников России.
Репродукции, фотографии:
из личного (семейного) архива художника,
из музейных фондов.
.
 
IT
Владимир Иванович Бичевой.
1980-е.
Фотография: Михаил Фрумгарц.
 
Очерк Людмилы Константиновны Богомоловой «Своя эпоха Владимира Бичевого» о творчестве художника Владимира Ивановича Бичевого опубликован в альбоме «Владимир Бичевой. Живопись. Графика» (Омск, 2012. — С. 3-21)*.
 
* Владимир Бичевой. Живопись. Графика : [альбом] / сост., вступ. ст.:
Л. К. Богомолова ; ред.: О. Г. Даниленко ; фот. (репрод.): М. М. Фрумгарц ;
оформ.: Е. А. Пичугина. — Омск : [б. и.], 2012 ; [в тип. «Золотой тираж»
(ООО «Омскбланкиздат»)]. — 144 с. : ил., портр., фот. — Библиогр.: с. 141-142
(42 назв.). — 25.0×18.5 см. — 500 экз. — (В надзаг.: М-во культуры Омской
обл.). — (На с. 1 обл.: В. Бичевой. «Цветёт черёмуха», 1969-1980 гг.). —
ISBN 978-5-8042-0262-1.
 
В открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН представлен альбом «Владимир Бичевой. Живопись. Графика» (см. релиз / текст).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : [б. и.], 2012.
В. И. Бичевой, Л. К. Богомолова.
Владимир Бичевой.
Живопись. Графика.

Альбом.
 
Опубликовано: 4 апреля 2019 года.
Текст предоставлен издателем. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 03.04.2019.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : ИЗОТЕКА
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: ИЗОТЕКА, альманах, IZOTEKA, OMIZDAT, эссе-клуб
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD