«Рисовальные понедельники» – уникальное художественное явление в Сибири. Их традиция была заложена в 1916 году Обществом художников и любителей изящных искусств Степного края. Через восемь десятилетий «Рисовальные понедельники» возродились в стенах Музея народного художника России Кондратия Белова. В 2012 году исполнилось 15 лет их плодотворного существования.
Вначале необходимо вспомнить историю музея и дома, в котором он расположен.
Во всём мире музеи создавались на основе коллекции произведений. Музей Кондратия Белова не стал исключением. Сто работ выдающегося мастера сибирского пейзажа, переданные Омску наследниками художника, заложили основу художественного собрания музея патриарха Сибирской живописи в 1991 году. Сейчас в нём 866 единиц хранения.
Произведения Кондратия Белова также хранятся во многих музеях страны. Творчество Белова, ставшего признанным мастером эпического пейзажа, переоценить невозможно. Место его искусства в художественной жизни Омского Прииртышья и Сибири огромно. «Ровесник века, участник гражданской войны, могучий человек, человек огромной духовной силы – таков народный художник России Кондратий Петрович Белов. В нашей среде это имя символизировало прочность, ясность, крепость, самобытность художественного творчества. Около этого имени сформировалось не одно поколение сибирских художников. Влияние К..П..Белова на развитие сибирской культуры очень велико» – так точно характеризует искусство Белова и его место к культуре Сибири народный художник России, действительный член Академии художеств А. Н. Алексеев.
Огромное творческое наследие художника было необходимо сохранить. Для этой цели было решено организовать его музей.
Здание для музея Кондратий Петрович выбрал сам. Это был деревянный особняк с резной башенкой, построенный в начале века. За многие годы здание обветшало и находилось под угрозой сноса.
Дочь К..П..Белова – Вера Кондратьевна, ставшая первым директором музея, при ремонте бережно отнеслась к истории дома. Портрет бывшего хозяина, окружённый фотографиями старого Омска, висит в центре стены в гостиной, носящей имя Ф. Ф. Штумпфа.
Штумпф родился в 1864 году в Томске, закончил университет. В Омск он приехал по приглашению генерал-губернатора Таубе. Сразу был назначен агрономом Степного края. Талантливый предприниматель, Штумпф вырос на омской земле в крупного землевладельца и промышленника, думающего о процветании родного края и об общественном благе. Горожане выбрали его гласным Омской городской думы. В 1911 году Штумпф стал одним из устроителей и участников Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной и торгово-промышленной выставки. Результаты его деятельности были отмечены многими наградами. В развитии экономики сибирского края деятельность Штумпфа сыграла заметную роль.
Музей Кондратия Белова
(г. Омск, ул. Ч. Валиханова, д. 10).
(бывший дом Ф. Ф. Штумпфа на бывшей Плотниковской улице)
Обладая высоким эстетическим вкусом, Филипп Филиппович построил себе дом в лучших традициях сибирского деревянного зодчества. После революции, при новых хозяевах, дом претерпел заметные изменения, превратившись, в конце концов, в густонаселённую коммуналку, сохранившуюся до 1989 года.
С 1991 года, после реставрации, у дома началась новая жизнь – он стал художественным музеем, в котором выставки современных омских художников мирно соседствуют с картинами Кондратия Петровича Белова.
В зале Штумпфа – за овальным столом – часто собираются любители искусства, чтобы говорить о живописи, вспоминать имена К..П..Белова, Ф..Ф..Штумпфа и первого директора музея Веры Кондратьевны.
Книга отзывов музея хранит много добрых слов. «С большим удовольствием посещаю этот дом культуры и великой истории Омска и Сибири. Николай Гончаров, США».
За двадцать лет работы музей занял достойное место в культурном пространстве города Омска. Многочисленные выставки произведений омских и иногородних художников привлекают внимание посетителей. Любят бывать здесь и иностранные гости. Признание музея достигнуто усилиями его сотрудников, занимающихся хранением, изучением и популяризацией творческого наследия К. П. Белова.
«Уникальный, истинно семейный музей. Спасибо душевное всем, кто создал и ведёт его. М..Качурин, профессор, Санкт-Петербург». Эти слова точно соответствуют положению вещей. Дело, начатое Верой Кондратьевной Беловой, продолжает её сын Владимир Дмитриевич Белов. После окончания художественно-графического факультета Омского педагогического университета пришла на работу в музей правнучка К..П..Белова Маша.
Особое место в деятельности музея занимают «Рисовальные понедельники». Люди разных возрастов, образования и художественной подготовки, собираются каждую неделю в одном из залов музея на рисовальные вечера. Всем желающим находится здесь место, каждому, влюблённому в искусство, доступна «роскошь человеческого общения».
Нечто похожее испытывали собравшиеся в 1916 году в зале Общественного собрания на первые «Рисовальные вечера». «Модель одевали в какой нибудь национальный костюм, освещали рефлектором и рисовали в течение 3-х часов – углём, карандашом, красками» – так рассказывает о первых «Рисовальных понедельниках» И..Г..Девятьярова в своей книге «Художественная жизнь Омска XIX - первой четверти ХХ века». В занятиях участвовали и организаторы Общества художников и любителей изящных искусств Степного края: Н..К..Молочников, Б..В..Трувеллер, А..Н..Клементьев и другие. Сохранились работы тех лет: «Девушка в русском костюме», «Украинка» Н..К..Молочникова, «Шаман» Б..В..Трувеллера. В работах чувствуется профессионализм в изображении выбранных моделей. После революции деятельность «Рисовальных вечеров» на несколько десятилетий прекратилась.
Прекрасная традиция возродилась в стенах музея Кондратия Белова в 1997 году. Толчком послужила выставка рисунков из запасников Омского государственного историко-краеведческого музея, созданных участниками тех давних «вечеров». Выставку представляла сотрудник музея Т..В..Еременко. На открытии выставки Вера Кондратьевна предложила продолжить традицию и нашла поддержку у многих. Первыми участниками «вечеров» стали художники А..Савкин, В..Некрасов, В..Кудряшов, А..Зайцев, Е..Колоколов, А..Баженов, М..Отставной, Н..Кальницкий, к ним присоединились Т..Бугаенко, А..Богоявленская и другие. На «Рисовальных понедельниках» есть место для всех искусств: музыки, поэзии, живописи.
Такой синтез обогащает всех участников. Результатом работы объединения становятся отчётные художественные выставки, которые проходят два раза в год. Выставки проводятся и в сельских районах области. Члены «Рисовальных понедельников» дарят районным картинным галереям свои лучшие работы. Таким образом, осуществляется живая связь времён и продолжаются художественные традиции, обогащающие культуру Омска и омского Прииртышья.
Вступительная статья Виктора Касьянова «Рисовальные понедельники» предваряет первое издание клубного объединения, действующего с 1997 года при Музее народного художника России Кондратия Петровича Белова, – «Рисовальные понедельники. 15.лет вместе» (Омск, 2012. — С. 1-6)*.
Поэтическая зарисовка Ирины Резник «Рисовальные понедельники» – посвящение Омскому музею Кондратия Белова и клубному объединению «Рисовальные понедельники» – включена в раздел «Стихи, посвящённые Омску и талантливым людям, чьи судьбы вошли в его летопись» авторского сборника И. И. Резник «Мне шепчет Омск…» (Омск, 2016. — С. 24-25)*.
Издания клубного объединения «Рисовальные понедельники» представлены в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (см. релиз / текст).