Интерьерная кукла популярна сегодня во всём мире. Наверное, благодаря ей, взрослые люди добирают то, чего им не хватило в детстве. Или просто пытаются оставить детские радости с собой на всю жизнь. К изготовлению таких кукол художники приходят по-разному, и, как правило, очень неожиданно.
Курсовая по ДПИ
Ксения Чéфин (в ту пору ещё Жданеева) училась себе на худграфе, изучала классические дисциплины: рисунок, живопись. Но душа просила творческого эксперимента, каких-то отклонений от изобразительных «гамм». Случай подвернулся на четвёртом курсе.
— Перед курсовой по декоративно-прикладному искусству преподаватель собрала нас и сказала: как хотите, но к концу семестра должна быть кукла, – вспоминает Ксения. — Что за кукла? Как её делать? Никто себе не представлял. В институте это была новая дисциплина, не было никаких методических пособий. Впрочем, сам жанр тогда тоже был достаточно новый. В общих словах нам объяснили: используются – проволочный каркас, синтепон, пластик. Остальное посмотрите в Интернете. Ну, я там что-то налепила, и вышел такой фантазийный образ – «Лунных цветов хозяйка». В моей «Луне» чего только не было: и синтепон, и гипс, и монтажная пена!
Ксения Чефин.
«Лунных цветов хозяйка».
2006 г.
смешанная техника : h ≈ 70.0 см
Работа понравилась. И Ксения решила, что будет продолжать мастерить кукол, хотя бы на уровне хобби. Вскоре появилась вторая кукла, точнее – целая композиция «Зимний сон». Иногда Ксения ласково называет её «Зимушка».
Идея возникла зимним утром по дороге в институт. Автобус, сонные люди, а за окном – невероятной красоты пейзаж. Ночью прошёл снег, и казалось, что вместе с ним на кусты и деревья опустилась сама Зима.
Ксения Чефин.
«Зимний сон» / «Зимушка».
2007 г.
пластика : h ≈ 80.0 см
Вот так и родилась эта композиция – заснеженный куст, а на нём спит чудесное белое существо с голубыми искорками в волосах. Искорки – это маленькие лампочки. Там есть ещё и большая, превращающая фигуру Зимы в торшер. В общем, конструкция получилась довольно сложной.
Наш ответ НАТО
Красивую иностранную фамилию Ксения получила на пятом курсе. Тогда все увлекались интернет-знакомствами, и она тоже составила профиль на одном из сайтов. «Я даже не лелеяла мысль выйти замуж за иностранца, хотя возможности такой для себя и не исключала, – признаётся Ксения. — В общем-то, хотелось языковой практики, ведь по книжкам язык учить скучно».
Тим Чéфин оказался человеком с юмором. Они долго и с удовольствием переписывались, а потом он приехал в Омск, чтобы повести невесту в загс. Тим – американец, офицер НАТО, по контракту служил в Неаполе. Урывками, на каникулах, Ксения ездила к мужу в Италию через Францию и Германию. Брак получился недолговременным и не очень удачным, но благодаря ему она хотя бы посмотрела мир.
Иностранцы умеют радоваться жизни, отмечает Ксения. Этим они сразу отличаются от нас, вечно озабоченных и агрессивных. Немцы замкнутые, а французы и итальянцы – другое дело. Оптимизму последних остаётся лишь завидовать: они могут быть счастливыми без гроша в кармане. И рассказы о бурной жестикуляции жителей Италии – не байки. Наверное, если им связать руки, они не смогут общаться.
Семейная лодка, увы, разбилась о барьеры менталитетов, о географические границы. Сказалась, конечно, и нервная служба Тима. Он стал необоснованно ревновать, устраивать сцены с битьём посуды и не только. «Я уже боялась, что он меня когда-нибудь убьёт» – смеется Ксения. Она окончательно вернулась в Омск, бросив все виды на жительство. Тим сказал на прощание: «Я не понимаю. Женщины плачут, когда узнают, от чего ты отказалась!» А мы вот не плачем, говорит Ксения, мы и без заморских женихов обойдёмся.
Ведьмино благословение
Зато освободилось время для творчества, которое увлекло не только Ксению, но и её маму. Галина Жданеева, медик по образованию, перепробовала многие виды деятельности – от массажиста до организации собственного бизнеса. Однажды из Германии дочь привезла пластиковую ведьмочку. Фигурка невероятно понравилась Галине. Зная, от дочери же, свойства пластика, она попыталась повторить её самостоятельно. И – получилось! Тогда она продала торговую точку на Левобережье и гордо стала называться художником по авторским куклам.
Этот творческий дуэт теперь хорошо известен в городе и даже за его пределами. За восемь лет Галина Жданеева и Ксения Чефин провели персональные выставки в галереях «Квадрат» и «Сибирская пирамида», поучаствовали во множестве сборных экспозиций. Они ездили в Москву на Международный кукольный салон. Мероприятие затратное, но необходимое для того, чтобы познакомиться с коллегами из других городов и стран, узнать новинки кукольной индустрии, а возможно, и расширить круг потенциальных заказчиков и покупателей. Ведь кукольный мастер хоть и похож на волшебника, не святым духом питается.
Усталый Купидон и
Пугачёва в миниатюре
Галина любит воплощать яркие, «плотные» образы, навеянные фильмами и книгами в жанре фэнтези. Это и Хранительница Рона, и пираты с цыганками.
У Ксении больше получаются светлые, воздушные, лирические герои, которых она придумывает сама. Её короли – мечтатели с бумажными самолётиками в руках, а Купидон – утомлённый жизнью (и любовью) старичок не без игривости в глазах. Зазывает, обмахиваясь веером из банкнот, обаятельная Фортуночка. Летит куда-то на самокате странноватый Мистер Чудакулис. Кстати, когда сзади на самокате появилось ведро с ромашками, композиция стала называться «Цветы для любимой». Бывает, что куклы дорабатываются, спустя какое-то время, меняются и названия.
Ксения Чефин.
«Мечтатели».
2010 г.
фимо : h ≈ 30.0 см
Иногда хочется пошалить с образами известных людей. Например, Аллы Пугачёвой или других эстрадных исполнителей. «Кукла – это каждый раз маленькое чудо, – говорит Ксения. — Такой кайф испытываешь, когда материализуются твои фантазии! Вот я на мир смотрю, замечаю что-то, пытаюсь в обыденном увидеть лирику». Заказы на портретные куклы Ксения не любит, хотя они, конечно, кормят. Много зависимости в них от клиента, от его капризов. А вот Галина за такие куклы берётся с удовольствием, и выходят они у неё на славу.
Список необходимых талантов
Мастерам интерьерной куклы часто приходится сталкиваться с пренебрежительным отношением к себе коллег-художников – живописцев, графиков. Впрочем, наверное, как и всем прикладникам. А ведь они умеют побольше многих, – считает Ксения.
Ксения Чефин.
«Купидон».
2009 г.
фимо : h ≈ 45.0 см
Человек, создающий куклу, прежде всего владеет мастерством скульптора. Одну только ладошку приходится лепить целую неделю, чтобы всё – до последнего ноготка – выглядело, как настоящее. На куклу в целом уходит не меньше месяца. После запекания пластик тонируется маслом, и это уже сродни живописи. С живописью тут вообще много общего – прорисовка лица (портрет), создание контраста, чтобы образ не размывался, а выстраивался, складывался в восприятии зрителя последовательно. Авторскую куклу называют иногда «одетой скульптурой». Чтобы одеть её, надо знать основы дизайна, быть портным, сапожником, ювелиром. Столичные мастера одевают своих кукол у Юдашкина и Зайцева, заказывают для них ювелирные украшения в уменьшенном варианте. А тут всё приходится делать самой. Поэтому, наверное, надо быть ещё немного волшебницей. Особенно, чтобы совершить самое главное – вдохнуть в своё творение душу.
Ксения Чефин и Мистер Чудакулис.
«Куклы делают людей добрее, – убеждённо говорит Ксения. — Они и самого автора меняют. Смотришь на своё создание, и самой хорошо становится. Нужно, чтобы твоя работа у тебя самого вызывала радость и ощущение счастья. Тогда и вокруг счастливых людей станет больше».
Очерк Эльвиры Кадыровой «Скульптура, живопись и немного волшебства» опубликован под рубрикой «Омские художники» в газете «Коммерческие Вести» № 27 от 23 июля 2014 года (стр. 26).
В открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН представлена книга Т. А. Васильевой «Авторская кукла в Омске», которая посвящена творчеству мастеров авторской куклы: главы книги – иллюстрированные очерки, включая главу «Образы прекрасной мечты. Творчество Галины Жданеевой и Ксении Чефин» (см. релиз / текст).