Человек на земле – один из мотивов творчества и стиль жизни Анатолия Щикалёва.
Анатолий Щикалёв принадлежит к плеяде замечательных сельских художников, которых немало в Омской области: Сергей Зольников в Таврическом, Владимир Чупилко в Кормиловке, Александр Куроедов в Тюкалинске. К сожалению, недавно ушёл из жизни Николай Кальницкий, плодотворно работавший в Таре. Анатолий Щикалёв прославил Калачинск. Говорю это без преувеличения.
В 2005 году Щикалёв стал открытием не только в омском, но и в сибирском искусстве, благодаря конкурсу «Пост № 1», который проводила галерея «Квадрат». Там, где ценились эксперимент и новаторство, он вдруг покорил всех своими спокойными, размеренными натюрмортами. В них не было ничего экспериментального, но, безусловно, был уровень, стиль, достойный мировых галерей. И даже после этого Щикалёв не переехал ни в Омск, ни в Москву или Санкт-Петербург, а продолжал трудиться на ниве художественного просвещения в Калачинске, где оказался ещё в 1976 году после окончания художественно-графического отделения ОГПИ. Он до сих пор преподаёт в Калачинской детской художественной школе, вот уже почти тридцать лет являясь и её директором. Недавно выпустил тысячного ученика. Вообще же, среди выпускников Щикалёва – известный омский художник Юрий Картавцев, дизайнер Василий Гульченко. Так что, по результатам можно сказать, что он с большой заботой и вниманием относится к становлению профессиональных навыков у молодого поколения. Ему-то в своё время пришлось расти «дичком».
— Я иногда сам задаюсь вопросом, как я стал художником, – улыбается Анатолий Михайлович. — Помню, в школе, классе в восьмом, была организована выставка учащихся. Выставлялись рисунки. И мне вдруг так завидно стало. После этого я начал заниматься. Ну, как заниматься – срисовывать картинки.
В маленьком городке Таштагол (Горная Шория) художественной школы, разумеется, не было. Даже в обычной школе рисование не преподавалось. Таштагол был тогда практически просто рудник. Вот вокруг этого «градообразующего» предприятия и возникло какое-то поселение. До областного центра надо было добираться с пересадкой на двух поездах. В таких вот условиях четверо мальчишек – закадычных друзей – стали готовить себя сами, ни много ни мало, к поступлению в Суриковское художественное училище в Красноярске. Творческому вдохновению, наверное, способствовала только окружающая природа.
Атмосфера Горной Шории подпитывает творчество Анатолия Щикалёва всю жизнь. Он каждый год ездит на родину – в гости к матери и сёстрам. Говорит, в омскую природу так и не влюбился. Хотя есть у него сюжеты, сделанные здесь – в Калачинске, в Таре. В Калачинск, по слухам, привела его любовь. И нашёл он тут себя в полной мере: крепкая семья, педагогика, и творчество, о котором он не забывает. Глядя на мальчишек-учеников наверняка нет-нет, да и вспомнит собственную молодость и своих друзей.
В знаменитую Суриковку они тогда, конечно, не поступили. Покорённые акварелями молодого абитуриента и рисунками некоторых его товарищей, преподаватели предложили им для начала пройти несколько курсов вечерней художественной школы. Но для этого надо было устроиться на работу, а без прописки никуда не брали. Поэтому друзья-товарищи вернулись домой, поработали там, отслужили положенные два года в армии. И как-то так получилось, что после, один за другим, поступили на омский худграф.
Его путь к признанию не был лёгким. Почти с самого момента приезда в Омскую область Щикалёв начал активно участвовать в областных, зональных и всероссийских выставках. В 1998 году он стал стипендиатом Омской организации Союза художников России. А потом семь лет затишья, и вдруг – как прорвало. Призёр Всесибирской выставки-конкурса современного искусства «Пост № 1». Победитель в номинации «Графика» по итогам выставки-конкурса «Художник года - 2007». Дипломант Десятой юбилейной региональной выставки «Сибирь» (Новосибирск). Победитель в номинации «Живопись» на выставке-конкурсе «Лучшее художественное произведение - 2011». За это время Щикалёв учил детей, вынашивал идею создания Калачинской художественной галереи, которая сейчас уже близка к воплощению. И, конечно, эволюционировал как художник.
— Я поначалу стал писать большие картины, хотел перейти на жанр, – говорит Анатолий Михайлович. — Но административная работа не даёт мне сосредоточиться на работе творческой. Акварель – она более подвижная, быстрая. Получилось – не получилось, там два-три часа. Хотя пейзажи маслом люблю, как песни.
Пейзажи в последнее время Щикалёв начал писать чаще. До этого долгое время он создавал натюрморты, многие из которых правильнее было бы назвать композициями. Поскольку в них изображаются не столько букеты цветов, сколько предметный ряд – кувшины, самовары, корзины. Этого добра полно в художественной школе, которой он руководит. Используются для уроков.
Анатолий Щикалёв.
«Осень».
2008 г.
бумага ; акварель : 70.0×80.0 см
«Эти предметы окружают меня сутками, – улыбается художник. — Вижу их и днём, и вечером. А это разное освещение, разное отношение, разное настроение».
О Щикалёве говорят: в его работах можно увидеть его душу. Он проникновенно, глубоко подходит к теме деревни, обращается к пласту народного быта. И это заметно как в натюрморте «Тёплый вечер», так и в пейзаже «Баньки топятся».
Анатолий Щикалёв.
«Баньки топятся».
Из серии «Горная Шория».
2013 г.
бумага ; акварель : 67.0×77.0 см
Его графика и живопись словно перетекают одна в другую. Колористическая насыщенность и плотность акварели приближают её к масляной живописи. А от какой-то своей воздушности живописные полотна кажутся иногда графическими.
Недавно Анатолий Щикалёв открыл в музее «Либеров-центр» свою персональную выставку «Живительный родник». На ней собрано около 30 работ разных лет. В них художник делится самым сокровенным – отношением к природе, к жизни, воспоминаниями о детстве. У каждого человека, вне зависимости от профессии, есть свой родник, свой источник вдохновения. Как и природный родник, он бьёт в самых корнях. Вот и мы, проходя по экспозиции, словно возвращаемся к родине, к истокам, в своё детство, когда ездили в деревню к бабушкам и дедушкам. И на душе от этого светлеет.
Очерк Эльвиры Кадыровой «Родники души» опубликован под рубрикой «Омские художники» в газете «Коммерческие Вести» № 28 от 30 июля 2014 года (стр. 20).