“Одолень-трава”.
Народные художественные
промыслы
Корневая система
культуры
Выставка «ОДОЛЕНЬ-ТРАВА. Народные художественные промыслы» в Омском областном музее изобразительных искусств имени М..А..Врубеля (6 апреля - 30 июня 2019 года) вошла в число мероприятий, приуроченных к 95-летию музея.
В юбилейный год здесь стараются показать лучшие коллекции, экспонаты, которые давно не доставались из запасников. И в этой связи выставка изделий народных промыслов представляется очень символичной. Ведь именно в народном творчестве – корни многих видов искусств. На нём вырос практически весь русский авангард: в начале ХХ века художники ориентировались на яркость и декоративность народного искусства, постигали его особый язык. Значение народного творчества подчёркивал и основатель омского музея Фёдор Васильевич Мелёхин, настаивая на необходимости формирования фонда народного искусства.
Сегодня фонд насчитывает около двух тысяч единиц хранения. Условно его можно поделить на две части. Первая – это этнографическая коллекция, которую сотрудники музея собирали в экспедициях по сёлам Омской области. Туда входит художественный текстиль, резьба и роспись по дереву, художественный металл. Второй раздел коллекции – предметы российских народных промыслов. В разные годы поступления были из РОСИЗО, Министерства культуры РФ, от частных лиц. На выставке компактно, но содержательно, представлены десять самых прославленных народных промыслов, занимающихся лаковой миниатюрой, деревянной и глиняной игрушкой, традиционными росписями.
«Золотое» дерево
Самая известная роспись – хохломская. Название она получила от села Хохлома, где мастера-ремесленники сбывали свой товар. Само искусство зародилось в XVII веке в заволжских лесах, куда бежали от преследования за веру старообрядцы. Многие из них были иконописцами, мастерами книжной миниатюры, владели мастерством тонкого кистевого письма. В окрестных же сёлах издавна существовала традиция изготовления токарной деревянной посуды. Сельские ремесленники и придумали остроумный способ делать её «золотой». Для этого изделия сначала покрывали тонким слоем глины, затем полудой – оловянным порошком, и расписывали. Дальше шёл слой олифы, сваренной из льняного семени, и обжиг. В печи рисунок приобретал золотисто-коричневый цвет, а полуда загоралась золотом.
Полхов-майданская роспись (село Полховский Майдан Нижегородской области) представлена в основном матрёшками. Кстати, многим матрёшка кажется достаточно древней. На самом деле она появилась в 1890 году. Автором первой матрёшки называют живописца Сергея Малютина. Как гласит история, Малютин оттолкнулся в создании матрёшки от японской игрушки Дарумы, изображающей седовласого старца. Художник взял за основу разъёмно-складной принцип и создал девочку в русском сарафане с петушком в руках. Она была расписана неяркими красками в стиле модерн. А уже когда мастера-ремесленники подхватили эту идею, родилась полнокровная русская матрёшка в цветастом фартуке. В Полховском Майдане изготовлением матрёшек (тарарушек, как их здесь называют) вообще занялись только в 20-30-е годы ХХ века.
В бирюльки играть
Богородская игрушка тесно связана с Сергиевым Посадом. В селе Богородском её резали из липы, в Посаде – расписывали. Но часто она оставалась вовсе без росписи, что было её характерной чертой. Другая отличительная особенность богородской игрушки – она, как правило, была снабжена простым, но вместе с тем занимательным механизмом, что, безусловно, способствовало детскому развитию. Самая известная игрушка, которая являлась визитной карточкой богородского промысла, – «Кузнецы». Подобная игрушка существовала ещё в средние века и в Европе, и в России, но здесь одним из «кузнецов» стал медведь – любимый персонаж богородских мастеров. Это связано с «Житием Сергия Радонежского»: в повествовании есть история приручения лесного зверя.
В Богородском занимались и изготовлением бирюлек. Эта игра была популярна не только у детей, но и у взрослых. Обычно в комплект входили два крючка и 32 фигурки, изображающие рабочий инструмент или столовую посуду. Играющие должны были по очереди вытаскивать крючком одну игрушечку, не цепляя соседние. Чем меньше были бирюльки, тем сложнее задача. Говорят, Лев Толстой однажды подарил своей знакомой комплект бирюлек, который умещался в коробочке размером с лесной орех.
А вот, как бы сейчас сказали, представительская вещь – подносное блюдо, на котором почётным гостям подавали хлеб-соль. Оно сделано в византийском стиле из дерева, украшенного медным сплавом и вставками из цветного стекла. Хочется подчеркнуть, что блюдо, изготовленное в конце XIX - начале XX века, музеем демонстрируется впервые.
Лаки-краски
Двадцатый век изменил многое и в традициях, и в арсенале народных мастеров. Вместо ручной резки стали использоваться станки, это ускоряло работу и удешевляло её. После революции из обихода ушли библейские сюжеты. Так, например, Палех (Ивановская область) – старинный иконописный центр – в 1920-е годы перешёл на лаковую миниатюру – роспись шкатулок из папье-маше. Сюжеты брались из сказок, но были и исторические, и жанровые композиции.
Палехская роспись относится к художественным лакам. Традиция пришла к нам из Японии и Китая, однако российские мастера придумывали свои рецепты на основе масла и сажи, чтобы получать абсолютно ровную лаковую поверхность.
К художественным лакам относится также жостовская (деревня Жостово Мытищинского района Московской области) и уральская (город Нижний Тагил) роспись подносов. Уральская – тагильская – лаковая роспись появилась на сто лет раньше, в XVIII веке. Поначалу подносы тоже делались из папье-маше, потом стал применяться металл, преимущественно железо. Кованые «демидовские» подносы были подчас довольно тяжёлыми.
Жостовские мастера ориентировались на уральские подносы, которые славились своей росписью, но, в конце концов, у них сложился собственный стиль многослойной лессировочной росписи, в несколько приёмов, специальными беличьими кистями. Жостовские подносы можно узнать по роскошным букетам, по особому сиянию, которое создаётся примерно так же, как и в хохломской росписи – под лак наносится металлический порошок, который просвечивает через краску. Получается прозрачное «сквозное письмо».
Для Нижнего Тагила, помимо цветочных композиций, характерны бытовые сюжеты. На одном из подносов (автор Алевтина Сидорова) мы видим тагильский пейзаж, где показаны и металлургический завод, и знаменитая Лисья гора с часовенкой, и пруд, который сейчас уже не существует. Тагильская роспись ведётся в один приём, но кисть насыщается краской так, чтобы получалась градация – от тёмного тона к светлому, и мазок делался «объёмным».
Многообразие керамики
Глиняная игрушка представлена тремя известными центрами народных ремёсел.
Каргопольская игрушка (город Каргополь Архангельской области) более сдержана по цвету. Это краски русского Севера – коричневые, охристые тона. Также в каргопольской игрушке присутствует интересный персонаж русского фольклора – Полкан, полуконь-получеловек. Родственный кентавру образ, пришедший из восточных легенд, приобрёл на Руси черты былинного богатыря.
Филимоновская игрушка (деревня Филимоново Тульской области) отличается вытянутыми пропорциями, что обусловливается свойствами местного сырья. И если другие игрушки покрываются белым грунтом, то филимоновская лепится из иссиня-чёрной глины (синьки), которая при обжиге приобретает белый цвет с розоватым или желтоватым оттенком. Расписывается она анилиновыми красками в три основных цвета – жёлтый, красный (или малиновый), зелёный (или синий). И ещё филимоновская игрушка – это, почти всегда, свистулька.
— То, что мы видим сейчас, это, конечно, уже сувениры, а не игрушки для детей, – поясняет хранитель фонда народного искусства Омского областного музея изобразительных искусств имени М..А..Врубеля Анна Царегородцева.
— Дымковская игрушка – стопроцентный сувенир, подражание фарфоровой пластике. Она усложнённая, очень яркая – до десяти цветов, тогда как в других центрах палитра ограничена.
Дымковский промысел – один из старейших, он берёт начало в XV веке. Название происходит от слободы Дымково (сегодня это район города Вятки), а развитие связано с обрядовыми весенними праздниками. Дымковская игрушка поражает разнообразием тематики, сложными композициями. Например, есть большая композиция «Моя семья», которую слепила Римма Пенкина. Когда-то она сама вошла в семью потомственных мастеров. Или – «Семейный портрет Деньшиных», композиция интересная с точки зрения истории.
— Игрушка изображает Алексея Деньшина, это художник-живописец, уроженец Вятки, – рассказывает Анна Царегородцева. — В начале ХХ века он очень много сделал для популяризации дымковской игрушки, и благодаря ему этот промысел не умер, не затух, а продолжает существовать до наших дней. Он отрисовывал альбомы дымковских игрушек, и потом эти альбомы служили пособием для самих дымковских мастериц. Благодаря ему изменился и облик игрушки, потому что он сделал её слегка ярче, внёс свои добавки, например, использование кусочков сусального золота, чтобы фигурки сияли.
Последний пункт выставочного «путешествия»: центр керамической посуды – город Скопин (Рязанская область). Скопинские сосуды узнаваемы тем, что украшены скульптурными изображениями птиц и зверей. Причём, как реальных (скопа, лев, волк), так и фантастических (дракон, сирена, алконост). Лепные глазури тут декорированы самыми разными способами: для имитации шерсти, к примеру, глину пропустили через сито.
* * *
Традиционные ремёсла делают нашу культуру богатой и неповторимой. Недаром выставка носит название «ОДОЛЕНЬ-ТРАВА». Одолень-трава – один из самых распространённых славянских символов, мощный оберег, защищающий разум, тело и душу. С таким оберегом, к тому же соединяющим разные поколения людей, можно сравнить и народное искусство. Оно несёт в себе национальный код, не позволяющий нам утратить свою самобытность.