OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.14 · 01:12 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
ИЗОТЕКА — Э.Т.Кадырова — Иртыш течёт на Север. Межмузейный выставочный проект
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Эльвира Кадырова
ИЗОТЕKА • IZOTEKA • • •
OM
Иртыш течёт на Север.
Межмузейный выставочный проект
Ориентация – Север
Омский областной музей изобразительных искусств имени М..А..Врубеля и Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И..С..Шемановского (Салехард), а также архивные учреждения двух городов с 15 августа по 30 сентября 2018 года представляют в Омске совместный выставочный проект «Иртыш течёт на Север». Эта выставка – часть другого крупномасштабного проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», в котором уже поучаствовали Великий Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Выборг и Пермь.
Север, знакомый с детства по фильмам «Земля Санникова» и «Два капитана», вдруг оказывается так близко и открывается с самых разных сторон. Это и забавный олений пробег «Салехард–Омск» зимой 1937 года, и трагическая «Мёртвая дорога» ГУЛАГ’а, предметное наследие таинственной Мангазеи и военные трофеи Второй мировой. Витрины выставки оформлены в виде айсбергов, каждый из которых хранит в себе удивительные артефакты, готовые рассказать свою историю. И, несмотря на информационную насыщенность, то, что мы видим в зале, похоже, действительно лишь верхушка айсберга, именуемого историей Русского Заполярья.
 
Бороться и искать
Омск, на площадке которого проводится выставка, – самый южный из городов-участников межмузейного проекта, однако его роль в освоении северных территорий неоспорима. Основанный в 1716 году как город-крепость, он неизменно оказывался «в начале славных дел», в числе которых были и прокладывание Северного морского пути, и сражение за Арктику, и разработка природных месторождений.
 
Первым шагом из Омска в Заполярье стала Карская экспедиция, организованная в 1919 году адмиралом А..В..Колчаком, тогдашним Верховным правителем России. Экспедицию возглавил Николай Урванцев – молодой геолог, окончивший в 1918 году Томский политехнический институт. Именно он открыл на Таймыре месторождение медно-никелевых руд. У Колчака, как у полярного исследователя, была мечта связать Западную Сибирь с миром через Северный морской путь. По сути, он, как Пётр.I, прорубил ещё одно окно в Европу.
 
Уже после установления советской власти экспедиции продолжались. Их называли «хлебными», потому что через Карское море из Сибири в другие регионы России и за рубеж везли зерно, а обратно – станки и оборудование. Позже тем же путём пошла нефть, а в 2000 году отправилась в кругосветное путешествие знаменитая теперь яхта «Сибирь».
Иртыш стал водной транспортной артерией, которая могла конкурировать с Транссибирской магистралью на суше. Главный «герой» карских экспедиций советской эпохи – буксирный теплоход «Анастас Микоян», который посетители выставки видят и на фотографиях, и на картине Виктора Уфимцева, и в виде макета, созданного капитаном В. А. Вронским.
 
Корабельный колокол (рында) с транспортного судна «Марина Раскова» – напоминание об одной из самых страшных трагедий, случившихся в Арктике во время Великой Отечественной войны. 12 апреля 1944 года возле острова Белый был потоплен советский конвой БД-5, состоящий из парохода «Марина Раскова» и двух эскадренных тральщиков. Тогда погибло 378 человек, в их числе женщины и дети.
 
Удивительно слышать, что подобный инцидент произошёл у берегов Омской области, всегда считавшейся тыловой и сухопутной. Но в 1930-е - начале 1940-х годов область была огромной и простиралась до самого Карского моря (потом часть территорий отошла Тюмени).
 
Так что здесь, по слухам, были даже базы немецких подводных лодок. Во всяком случае, в экспозиции представлены хантыйские сумки с побережья Обской губы, где в качестве декора использованы пуговицы «Kriegsmarine..1942» военно-морского флота Германии.
 
Найти и не сдаваться
Художественный аспект выставки – северная тематика в изобразительном искусстве. Представлены произведения целой плеяды художников-шестидесятников из фондов Омского музея имени М. А. Врубеля.
 
В основном это работы живописцев и графиков, входивших в творческую группу «Нефть и газ Сибири» (1971-1975.гг.). Она была создана из художников разных городов и возглавлялась народным художником СССР Алексеем Николаевичем Либеровым. Участники группы побывали в Сургуте, Нижневартовске, Салехарде, Нефтеюганске, на Самотлоре.
 
Геннадий Арсентьевич Штабнов
(1927–1989).
«Земля людей».
1969 г.
холст ; масло : 150.0×190.0 см
Вдохновлённые романтикой первопроходцев, они изображали на своих полотнах покорение природы людьми, эпические северные виды, промышленный пейзаж. Сложился так называемый «суровый» стиль, в котором работали Геннадий Штабнов, Василий Белан, Николай Бережной, Анатолий Чермошенцев.
Пожалуй, лишь творчество Николая Третьякова можно отнести к альтернативному художественному течению, поскольку автор не шёл в русле официальной идеологии и соцзаказа. Он причудливо преобразовывал реальность, создавая немного лирические, декоративные композиции. К таким можно отнести даже его «Поморов», не говоря о многочисленных северных этюдах.
 
Николай Яковлевич Третьяков
(1926–1989).
«Поморы».
1968 г.
бумага ; темпера, гуашь : 63.0×88.5 см
Уникальность художественной части состоит в том, что многое здесь экспонируется впервые. Например, серия рисунков «Люди Севера» Геннадия Намеровского или графический лист «Карская экспедиция» Арсения Клементьева.
Впервые в Омске демонстрируются и работы ханты-мансийского художника Геннадия Райшева из собрания МВК им. И..С..Шемановского. Небольшая подборка линогравюр – ранние работы признанного ныне мастера. Ханты по национальности, Райшев отражает в своей графике мифологический мир северных народов, их особую философию и отношение к жизни.
 
Геннадий Степанович Райшев.
«Полярная сова».
1971 г.
бумага ; линогравюра : 46.5×64.0 см (лист: 52.0×78.0 см)
Косторезное мастерство в основном представлено омскими прикладниками, такими, как известный косторез Виктор Синицких. А вот салехардский музей удивил деревянными скульптурками Геннадия Хартаганова, выразительными, наполненными юмором, хотя и слегка наивными.
 
Геннадий Ефремович Хартаганов.
«Строгающий рыбу».
1980 г.
дерево (сосна, берёза) ; резьба : 13.5×8.0×8.0 см
В пространстве выставки, в общем-то, идёт своеобразная перекличка взглядов художников-аборигенов и художников, открывающих для себя Север. В том числе тех, кто приезжает на возродившийся в последние годы Международный Ямальский пленэр.
 Значение подобных проектов состоит в том, что мы познаём коллекции друг друга, мы знакомим с ними зрителей, – говорит один из авторов идеи и концепции выставки, директор Омского музея изобразительных искусств имени М..А..Врубеля Фарида Буреева. — Салехардский музейный комплекс больше краеведческий, наш музей – художественный. И вот все вместе, самыми разными средствами, мы пытаемся рассказать об истории региона. Эта выставка концентрированная и амбивалентная. Она объединяет самые разные материалы: предметы изобразительного искусства, документы, этнографические предметы, археологические. Такое разнообразие позволяет сделать выставку максимально насыщенной и интересной для самого широкого зрителя.
 Наш художественно-исторический проект рассказывает об Омске и о Севере, о том, какую роль играл Омск в его освоении, – добавляет соавтор и куратор выставки, заведующий отделом художественного проектирования и дизайна салехардского музейно-выставочного комплекса имени И..С..Шемановского, ещё недавно омич, Сергей Баранов. — Крайний Север никогда не был абсолютно далёким и отрезанным от мира, это подтверждают многие экспонаты. С другой стороны, и Омск владел обширными территориями, не только на юге, когда был центром Степного края, но и на севере. Мы видим огромную карту 1935 года, где всё это – Омская область. И о чём бы ни рассказывала сейчас выставка, во многом она говорит об огромном омском ареале.
Тундра бережно хранит следы предыдущих цивилизаций, иногда одаривая исследователей неожиданными открытиями. Например, в экспозиции присутствует иранская чаша IX-XIII.вв., найденная на Гыданском полуострове.
 
Такая находка не единична. Это позволяет утвердиться во мнении, что маршруты товарообмена были налажены в Арктике ещё в средние века. Берестяному коробу из святилища Усть-Полуй и вовсе более двух тысяч лет. Он удивляет не столько своей сохранностью (вечная мерзлота консервирует всё), сколько уникальным лабиринтным орнаментом, бережно восстановленным реставраторами. Подобный орнамент встречается, в основном, в странах Средиземноморья.
И, конечно же, предметы из легендарной и почти мифологической Мангазеи – первого русского города в Заполярье, просуществовавшего около восьмидесяти лет (1600-1677.гг.). Эти предметы материальной культуры дают представление о том, как жили люди в центре пушного промысла. А жили, судя по всему, удивительно. Была развита грамотность, население было знакомо с гигиеной, вообще уровень жизни для того времени (и места) был достаточно высок. Недаром кто-то называет сегодня Мангазею северной Атлантидой.
Археологические находки, глубокие этнические традиции служат неисчерпаемым источником для научных интерпретаций и художественной рефлексии. Всё это делает Русский Север не только промышленным и экономическим, но и культурно-историческим пространством.
Эльвира Кадырова.
Фотографии, репродукции:
С. Баранов, В. Бахарев, Э. Кадырова и др.;
из личных архивов и из собраний
Музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля (г. Омск),
Музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского (г. Салехард),
Исторического архива Омской области,
музея Омского института водного транспорта (филиала СГУВТ).
 
 
Геннадий Арсентьевич Штабнов
(1927–1989).
«Васюган».
1976 г.
холст ; масло : 147.0×208.0 см
 
Виктор Иванович Уфимцев
(1899–1964).
«Карская экспедиция».
1931 г.
холст ; масло : 132.0×185.0 см
 
Геннадий Васильевич Намеровский.
«Рыбацкие снасти».
Из серии «Ханты-Мансийский рыбокомбинат».
1978 г.
бумага ; уголь : 73.4×80.5 см
 
Николай Яковлевич Третьяков
(1926–1989).
«Новый Порт».
Из серии рисунков на тему «Север».
1967 г.
бумага ; гуашь : (лист: 29.0×42.6) см
 
Геннадий Степанович Райшев.
«Стойбище».
1970 г.
бумага ; линогравюра : 46.0×51.7 см (лист: 52.2×67.7 см)
 
Виктор Степанович Синицких
(1926–2002).
«Стоянка ненцев».
1998 г.
кость мамонта (подставка: рог лося) ; резьба
 
Николай Яковлевич Третьяков
(1926–1989).
«Материнство».
1968 г.
бумага ; резерваж : (лист: 56.0×70.0) см
 
Владимир Анатольевич Чупилко.
«Северное сияние, полярный волк и Шайтан-камень».
2016 г.
холст на пластике (поливинилхлорид) ; темпера : 64.0×87.0 см
 
Опубликовано: 17 сентября 2018 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 14.09.2018.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: эссе-клуб, OMIZDAT, ИЗОТЕКА, IZOTEKA, альманах
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD