OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.29 · 14:08 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
ИЗБОРНИК — В.П.Ватаман — К вопросу о посетителе
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Власта Ватаман
ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
OM
К вопросу о посетителе
Заметки провинциального
музейщика
Посетитель. Каждый порой оказывается в этой роли и, наверное, всем интересно узнать, что думает о нём музейщик. Тем более, что нередко посетитель бывает недоволен отношением к нему. С этим приходится сталкиваться, прежде всего, провинциальному маленькому музею. Возможно, это связано с тем, что в музеях больших «не забалуешь», в них чёткие устоявшиеся правила, строгие смотрители и множество непреодолимых ограничений. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что правила в музеях нашей страны практически одни и те же, они всегда прописаны в документах внутреннего пользования, известны посетителям, т..к. традиционно вывешиваются на видных местах для ознакомления. Но современный посетитель много ездит, и сегодня ничего не стоит от него услышать: «А вот в Лувре… или в Прадо…». Ему есть с чем сравнить.
Главное, что стоит, наверное, сказать сразу, успокоив любого посетителя, – он желанен музею. Его ждут, к его приёму готовятся, ему рады. Музеи сегодня активно борются за посетителя. Для него ищут новые формы работы, старательно проводят разнообразные мероприятия, занятия и мастер-классы. Ну а что представляет собой он сам, наш сегодняшний посетитель? Разумеется, то, что написано далее, следует из моего опыта работы в музее, т..е. достаточно субъективно. Но, возможно, этим и интересно. Речь идёт о музее маленьком, провинциальном (находящемся в провинции!), художественном и мемориальном.
Посетитель случайный
Маленький музей имеет свои преимущества и недостатки. Экскурсия для 1-2 посетителей – вынужденная мера: музею надо зарабатывать. С такими экскурсиями «то густо, то пусто»: от большого количества устаёшь, от малого – скучаешь. Впрочем, иногда радуешься и одной. Я люблю такие экскурсии, прежде всего, за эффект неожиданности. Никогда не знаешь загодя, с кем будешь иметь дело. Случайный посетитель – тот, кто зашёл «от нечего делать», «просто мимо проходил» или «надо скоротать время до теплохода (поезда)»… Его тоже можно «обратить в свою веру», увлечь, заинтриговать, но, конечно, придётся очень постараться.
Такой посетитель часто бывает невнимателен, погружён в собственные размышления. Порой он невольно обижает сотрудников, например, когда говорит: «Что-то мало у вас работ…» или «А что, у вас даже нет ни “Масленицы”, ни “Купчихи за чаем”»? Или, прослушав всю экскурсию (именно «прослушав», т..е. пропустив мимо ушей), неожиданно спрашивает: «А я не понял, у вас что, только копии?..».
Изумлённый экскурсовод в этот момент напоминает подбитую птицу. Реакция может быть разная. Совсем юные сотрудники, теряясь, начинают с тоской в голосе выводить: «Да нет же, я ведь вам говорил, мы с вами смотрели, проходили в таком-то зале…»
Экскурсоводы постарше, поопытнее, вздохнув, стараются вежливо «отбить» позиции: они вновь повторяют уже прозвучавшие в экскурсии цифры, приводят конкретные данные, апеллируют порой к самому посетителю: «Вспомните, Вы же ещё вопрос задавали…».
Экскурсовод-ас может и разозлиться. Он-то как раз знает, что слово «мало» («мало работ») в музее не работает: вокруг одного экспоната можно построить целую эпическую конструкцию. Он знает, что, несмотря на то, что роскошная «Купчиха» и яркая запоминающаяся «Масленица» действительно находятся в Петербурге – в Государственном Русском музее, и в собрании его музея есть подлинные шедевры, созданные Б..М..Кустодиевым. Например, «Христосование (Пасхальный обряд)» или «Портрет Ирины Кустодиевой», дочери художника. У него наверняка есть в коллекции и свои любимые работы, за которые становится обидно. Кроме того, он давно знает, что в мире, да и в нашей стране, есть уже музеи копий – профессионально, хорошо и оригинально собранные. Впрочем, асу такие вопросы не задают… Ему «смотрят в рот», пытаются поддакивать (и комментировать), выходят из музея с мыслью: «Вот повезло, какой экскурсовод попался…».
Посетитель любопытный
Такой посетитель активно интересуется всем. В целом это – прекрасное качество, ведь всегда хочется обратной реакции, нам не всё равно, как нас слушают. Посетитель любопытный изначально нацелен на эту обратную реакцию, на взаимодействие: он хочет всё понять, во всём разобраться. Его можно назвать «всеядным»: в общем, ему всё равно, куда и зачем его привели. Его энергии хватает на то, чтобы интересоваться всем. Он задаёт массу вопросов, забегая вперёд логики экскурсии, переспрашивает, уточняет, часто пропускает смысл сказанного.
Чаще всего с таким посетителем стараются работать аккуратно и вежливо, предлагая ему задать свои вопросы и получить ответы на них либо в конце экскурсии, либо при переходе из зала в зал. Полагаем, что такой тип посетителя отражает особенности характера человека – шустрого, неуёмного, не очень сосредоточенного и несобранного. Иногда, к сожалению, не слишком хорошо воспитанного или просто страстно желающего обратить на себя внимание, особенно, если экскурсовод – молодая и симпатичная женщина.
Посетитель-путешественник
Как уже известно, сегодня культурный туризм хорошо развит во многих странах. Он сформировал своё лицо, занял достойное место среди разнообразных, увлекательных видов туризма – экологического, гастрономического, экстремального…
Люди, имеющие возможность, активно путешествуют как за рубежом, так и по нашей стране. Любая культурная программа во время путешествия обязательно связана с обзором достопримечательностей, посещением музеев. Поэтому среди посетителей часто встречаются путешественники. Они – собиратели знаний и впечатлений, по характеру своему открытые люди, с удовольствием (а не просто любопытством) впитывающие новую информацию, радующиеся ей, охотно сравнивающие то, что уже знали, с тем, что увидели и услышали впервые.
Применительно к Дому-музею Б..М..Кустодиева стоит сказать, что многие путешественники, знающие творчество художника, видевшие его работы не только в центральных музеях (Русском, Третьяковской галерее), но и в провинциальных городах (Костроме, Вятке, Нижнем Тагиле и Нижнем Новгороде), часто удивляются, обнаружив его музей в Астрахани. Редко кто помнит, что он здесь родился (в 1878 году), прожил детские и юношеские годы (до 1896 года), получил начальные знания об изобразительном искусстве у единственного тогда в городе профессионального художника П..А..Власова. Сюда же он написал матери о поступлении в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.
Многие специалисты считают, что именно Астрахань наполнила работы Кустодиева яркими, солнечными красками и образами, запомнившимися с детства. Именно Астрахань подарила художнику удивительный оптимизм, поддержавший его в самые трудные годы. Погуляв по городу, познакомившись с произведениями мастера в музее, прослушав экскурсию, туристы обычно соглашаются с такой постановкой вопроса. Ведь этот яркий южный город умеет произвести впечатление, умеет запомниться.
Посетитель пресыщенный
Много путешествующие люди начинают ощущать быстро растущее количество впечатлений, которое постепенно становится чрезмерным. В этом случае неизбежно возникает пресыщенность. Не зря говорят: «Всё хорошо в меру». Изобилие увиденного (а оно абсолютно индивидуально, как переедание) порождает у некоторых равнодушие и скуку. «Ну и что? Я ещё и не такое видел… Но уж, коли пришёл, развлекайте меня, удивляйте, посмотрим, на что вы способны», – написано на лице такого посетителя.
По своей натуре, я, например, не могу просто «отработать» – озвучить заранее выученный текст. Мне это не интересно. Для меня экскурсия – всегда импровизация, в неё всегда можно включить свежий материал – данные научных исследований, которые чаще всего остаются за пределами знаний экскурсантов. У меня экскурсия – это и «людей посмотреть», и «себя показать». И себя не просто как человека, личность, а себя как представителя музея. Потому что в этот момент я и есть музей, который сам о себе рассказывает, старается увлечь и заворожить. Проработав в музее семь лет, могу сказать точно: водить экскурсии – это дар. Можно быть начитанным, хорошо подготовленным, грамотным специалистом, можно постоянно учиться, копировать и подражать. Но «увлечь и заворожить» дано далеко не каждому. Надо стараться быть таким.
И даже самый пресыщенный впечатлениями турист всегда оценит такого экскурсовода. Это ведь нечастая удача – пообщаться с человеком, способным тебя «заговорить» в самом лучшем смысле этого слова.
Посетитель-профессионал
В данном случае я имею в виду именно профессионала в узком смысле этого слова – специалиста-музейщика. Работать с ним как с посетителем, а это бывает не так уж и редко: приезжают наши коллеги, экскурсоводы, хранители, искусствоведы, эксперты и реставраторы, так вот, работа с профессионалом – истинное удовольствие. Мне довелось водить по музею сотрудников Третьяковской галереи, Русского музея, музеев Екатеринбурга, Вятки, Нижнего Новгорода… Как никто, они способны оценить наши маленькие находки в создании и реконструкции экспозиции, похвалить композицию выставки, цветовую гамму стен или паспарту. С полуслова специалисту понятны задумки кураторов, заслуги экспозиционеров.
Но именно им видны и огрехи, которых не замечает обычный посетитель. И дело касается не только неровно вырезанного паспарту или не слишком аккуратной этикетки. Речь идёт о принципиально важных вещах: неадекватном воплощении оригинального замысла, нарушении логики экспозиции, вычурно нестандартных решениях стандартных проблем или, напротив, кое-где совсем ненужном академизме… Настоящему музейщику важна не только похвала, ему важна и нужна критика – доброжелательная и конструктивная. Она поможет расти и развиваться дальше, преодолев свои недостатки.
Посетитель-коллекционер
Особенную группу посетителей составляют коллекционеры. Их сегодня не так уж и мало среди посетителей. Что только не коллекционируют люди! Собирать и иметь в личных коллекциях произведения живописи и графики всемирно известных художников, таких, как Б..М..Кустодиев, могут позволить себе немногие. Но такие люди есть. Общение с ними чрезвычайно интересно и полезно для развития музея. Некоторые из коллекционеров являются специалистами в области своих интересов, обладают редкими знаниями, имеют богатую библиотеку справочной литературы. Однако далеко не всегда они готовы делиться своими знаниями и наработками. Их можно понять. Довольно часто даже маленькое открытие в отношении какого-либо предмета коллекции дорогого стоит. И не только в материальном смысле. Часто открытия требуют массы времени и усилий, сверхъестественного стечения удачных обстоятельств, прозорливости и умения смотреть далеко вперёд. Тот, кто прошёл через всё это, знает цену информации о коллекции.
Прямая польза музею от общения с такими людьми состоит ещё и в том, что в случае взаимного интереса и сложившегося взаимопонимания коллекционеры соглашаются на использование предметов из их коллекций в музейных выставках.
Посетитель-фанат
Другой тип посетителя – фанат. Среди поклонников русского искусства есть настоящие фанаты художественного наследия Б..М..Кустодиева. Иногда они добираются и до Астрахани. И это не может не радовать, т..к. если внимательно изучить жизнь и творчество мастера, то можно увидеть, что яркий и самобытный художник некоторое время был не слишком популярен, а то и вовсе забыт после 1929 года. Тогда некий художественный критик товарищ А..Михайлов в статье для журнала «На литературном посту» довольно резко обвинил Вс..Воинова и Э..Голлербаха в популяризации «неприемлемых для пролетариата буржуазных картин г-на Кустодиева»*1.
Люди, хорошо знающие произведения мастера, попав в наш музей, всегда рады расширению своих познаний, знакомству с неизвестными им ранее работами, рады нашим маленьким открытиям. С ними приятно делиться результатами последних научных исследований, подбрасывать загадки, вести дискуссию, выслушивать их мнение. Всё это возможно в процессе экскурсии, правда, признаемся честно: в этом случае она длится не в пример дольше обычной экскурсии. Однако обе стороны расстаются удовлетворёнными.
Посетитель-«знайка» (и скептик)
Посетитель-«знайка» – тяжёлый посетитель. Такому интересно не экскурсовода послушать, а самому показать, как много он знает. Он не просто поддакивает и кивает, он проверяет экскурсовода. Такой посетитель постоянно перебивает, задаёт вопросы, на которые тут же сам отвечает. Ему важно, чтобы его знание признали. Он ни одной минуты не допускает, что может быть носителем устаревшей точки зрения или неверно запомнил какой-то факт биографии художника. В случае поправки он искренне недоумевает: «Как же так?! Ведь я это читал там-то, у того-то…». Во многих случаях он скептически относится к новой информации и привередливо осведомляется об источниках, из которых она получена. Часто его вопросы, особенно заданные молодым сотрудникам, носят провокационный характер.
Ярко выраженная позиция скептика воплощается в недовольстве абсолютно всем (дескать, всё не то и не так) и ироничным отношением к любым усилиям сотрудников музея, особенно молодых и не слишком опытных.
Постоянный посетитель
Это самый желанный и дорогой для нас посетитель музея. Он любит музей, переживает за него, следит за происходящими событиями и достижениями. Приходит в него так часто, как только может. Он давно решил для себя, что это – его музей. Ему всё здесь интересно и важно. Такой посетитель следит за выставочной афишей, отмечает изменения в экспозиции, он идёт сюда с неизменным удовольствием. В маленьком музее он знает сотрудников и, возможно, выбрал себе «любимого куратора».
Здесь посетитель отвлекается от своих проблем, поднимает себе настроение, развивается, принимая участие в различных формах деятельности музея – лекциях, дискуссиях, музейных «огоньках», творческих встречах или мастер-классах. Любой музей мечтает о том, чтобы таких посетителей было как можно больше. Во многих музеях формируются так называемые «Клубы друзей». Их члены выступают спонсорами каких-либо мероприятий, участниками различных акций, к ним первым музей обращается за помощью.
Такой посетитель никогда не скажет: «Я там уже был». Наоборот, спросит: «А что у них новенького?» Или посетует: «Как же я пропустил? Надо посмотреть!».
Таких посетителей встречают, как старых друзей. Им рады по-особому. И в маленьком, провинциальном музее их часто знают не только в лицо, но и по имени-отчеству.
В этой статье намеренно обойдён посетитель-ребёнок, потому что работа с детьми сегодня – отдельный пласт деятельности музея. За время существования музеев на эту тему написано довольно много литературы*2.
Разумеется, можно выделить и другие типы посетителей, но полагаю, что сказанного вполне достаточно для того чтобы понять, как сложно удовлетворить интересы посетителей, порадовать их, не потеряв при этом своего профессионального лица. Нужно очень стараться и хорошо понимать, с каким посетителем ты имеешь дело, чтобы избежать характерных ошибок. Надо также помнить, что твоё собственное удовольствие от работы – ещё не гарантия её настоящего качества. Не следует забывать, что всегда есть кто-то, кто знает больше и может рассказать это лучше. А значит, нет предела совершенству, и работа над собой – постоянный спутник музейщика.
В. П. Ватаман,
кандидат философских наук, доцент,
старший научный сотрудник
филиала Астраханской государственной
картинной галереи имени П. М. Догадина
«Дом-музей Б. М. Кустодиева»
(г. Астрахань).
 
*1 Михайлов А. Легенда о Кустодиеве // На литературном посту. — 1929. —
№ 13 (июль). — С. 76-78.
*2 См., например: Ребёнок в музее : новые векторы детского музейного
движения / Российский ин-т культурологии ; [Е. Л. Галкина и др. ; отв. ред.: М. Ю. Юхневич]. — Москва : Изд-во «Академический проект» (РИК), 2006. — 174, [2] с. : ил., табл. — (Gaudeamus : учебное пособие для вузов). — ISBN 5-93719-058-0.
 
Статья Власты Петеровны Ватаман «К вопросу о посетителе. Заметки провинциального музейщика» опубликована в сборнике материалов XV Круглого стола «Музей и проблемы культурного туризма» (Санкт-Петербург, 2017. — С. 31-34)*.
 
* Музей и проблемы культурного туризма : материалы пятнадцатого
Круглого стола : [сб. ст.] / Государственный Эрмитаж. — Санкт-Петербург :
Изд-во Государственного Эрмитажа, 2017. — 267 с. — (XV Круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма», 6-7 апреля 2017 г., Санкт-Петербург).
 
Опубликовано: 22 января 2019 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 21.01.2019.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: альманах, OMIZDAT, эссе-клуб, ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD