Это сладкое, это манящее, это странное слово… Что же оно означает на самом деле? Или же смысл, который люди вкладывают в него, называя свободу то философской категорией, то состоянием души, то понятием, то способностью, – столь же иллюзорен и неуловим, как, скажем, смысл слова «счастье»?
Что будет после того, как человек, стремясь обрести свободу, год за годом, час за часом по капле выдавливая из себя раба, однажды выдавит его окончательно? Что произойдёт? Как вы думаете? Вот-вот… Период борьбы с собственным рабством сформирует в человеке привычку бороться с внутренним врагом. Как только враг будет уничтожен, сражаться станет не с кем. Но это только на первых порах. Человек, освобождаясь из одного рабства, тут же попадает в другое. Избавляясь от одних привычек и зависимостей, попадает в зависимость от собственного стремления к независимости. Он полагает себя свободным, и в то же время, прежде чем что-либо сказать или сделать, настороженно думает, будет ли это слово и дело соответствовать его представлениям о свободе…
Расправить крылья. Поймать встречные потоки воздуха, опереться на них. Парить над всем, что стремится лишить человека свободы, над всеми людьми и над всеми обстоятельствами… Быть свободным, как ветер, как сам воздух… Вероятно, именно так кто-то представляет себе свободу. Но ведь и это иллюзия. Земное притяжение напомнит об этом. Напомнят о себе и голод, и холод, и непогода…
Кто-то присоединится к представлениям о свободе великого Пушкина:
Никому отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь Божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
— Вот счастье! вот права…
Иной скажет, что свобода есть «осознанная необходимость».
Можно также увлечься историческими экскурсами. Привести массу высоких примеров борьбы за свободу и независимость, исполненной героизма и самопожертвования.
Свобода… Социальная, политическая, духовная. Свобода воли, слова, совести и собраний. Свобода от – или свобода во имя?..
Ф..М..Достоевский в «Записках из Мёртвого дома» исследовал феноменологию свободы, наблюдая за окружавшими его каторжанами. Некоторые из них были исключительно бесстрашными людьми. Бежали из застенков на волю, чтобы обрести свободу или хотя бы её иллюзию. Готовы были идти на всё, даже на мучительную смерть ради одного глотка свободы. Иногда таким «глотком» оказывалась копейка, или луковица, из-за которых они хладнокровно убивали человека. Другие, разбойничая на дорогах, могли, благодушествуя, пропустить человека и с сотнею тысяч, а на другой день могли убить даже бедняка, убить просто так, потому что им резать хочется. Путь от свободы до своеволия оказывается коротким, как дыхание…
Хочу — не хочу. Буду — не буду. Вот императивы своеволия. А есть ли такие императивы у свободы? Может свободный человек сказать: «я должен», «это нельзя», «так надо»? Могут быть у свободного человека какие-то обязательства? Если да, то что это за свобода такая – с обязательствами? С другой стороны, свобода без обязательств – анархия, беспредел…
Так что же это за феномен такой – свобода?..
В первую очередь, всё же, это осознание своей ответственности, своих обязательств. Человеку, который говорит: «Я хочу», всё-таки придётся понять, в какой степени его хотение затрагивает интересы других людей. Истинно свободный человек будет рассчитывать только на свои силы и возможности. Он будет брать на себя ровно столько, сколько в состоянии выполнить. Потому что в случае невыполнения взятых на себя обязательств пострадают другие люди.
Далее. На мой взгляд, свободный человек постарается узнать всё о своих возможностях и способностях. Познать самого себя. Он соразмерит свои способности и собственное чувство ответственности с возможностями, которые может предоставить ему общество для реализации его потребности в свободе, попытается понять обращённые к нему общественные ожидания. Осознает себя частью мироздания и социума. И только тогда он сможет определить истинную степень своей свободы…
Почаще да побольше бы думать об этом людям, пока они учатся в школе. Думать вместе со своими учителями да с родителями. Думать и тем, кто пишет школьные программы, и кто их утверждает. Потому как потом думать будет уже поздно. Со всех сторон слышишь: «Никто никому ничего не должен». Всё громче звучат разговоры о том, что кто-то виноват в наших современных проблемах. А, разобравшись всерьёз, придется заняться той самой процедурой, о которой писал А..П..Чехов. Да-да, правильно: капля за каплей, капля за каплей…