ИЗБОРНИК — Л.П.Трубицина — Владимир Селюк – собиратель, исследователь, воитель, основатель
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ•Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Лидия Трубицина
ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ•
Владимир Селюк –
собиратель, исследователь,
воитель, основатель
Особо представлять героя этой публикации коренным омичам не стоит: они его прекрасно знают, а для некоренных, пожалуйста, – Владимир Иванович Селюк, краевед, коллекционер, основатель Омского музея городского быта, председатель Общества коренных омичей, президент Русско-французского культурного центра в Омске, член Топонимической комиссии, Градостроительного совета города, Координационного общественного совета при мэре Омска.
Об этом уникальном человеке можно говорить по поводу и без повода. Имя и понятие «Селюк» – уже повод. Но у нас сегодня другая точка отсчёта в разговоре: в 2013 году он отметил свой юбилей – 70-летие. Когда эта цифра произносится, у многих изумлённо округляются глаза, поскольку она никак не соотносится с моложавым, энергичным, деятельным мужчиной, каким Владимир Иванович умудрился прийти к своему юбилею.
У него любопытное и, можно сказать, провиденциальное сочетание в образовании. Первое он получил в Рижском художественном училище, что придало ему интерес к вещам, значительным в аспекте культуры, истории, декора, второе – в Свердловском юридическом институте, а это, как он цитирует своего деда, – «чтоб тебя никто не мог голыми руками взять». И оно важно, поскольку многое, что потом он затевал в своей жизни, требовало правовой опоры. Правда, он признаётся, что хотел поступать не в юридический, а в историко-архивный, но не мог не послушаться любимого деда. Что ж, историко-архивные познания – это его любимое занятие в течение многих лет и теперь уже на всю жизнь.
Если говорить о крупнейших коллекционерах Омска, то Владимир Селюк будет здесь персоной номер один. Кто-то считает собирательство старых предметов чем-то вреде блажи, кто-то неодобрительно ворчит: мол, по свалкам ходит, есть те, кто вообще доходит до обвинений в обирании старушек. Насчёт старушек сразу скажу: те, у которых есть наследники, сами решат проблему, что кому передать. А одинокие, может быть, даже благодарны бывают за то, что передают вещь в надёжные руки, что она в музей в конце концов попадёт, а не на свалке сгинет.
Кстати, о свалках. Когда Владимир Иванович с помощью замечательных музейных работников впервые в 1989 году выставил часть своей коллекции в музее изобразительных искусств, мы, помню, поразились их количеству и разнообразию. Тогда я впервые увидела странный и, можно даже сказать, элегантный стеклянный сосуд – оказалось: мухоловка. Вовнутрь наливали квас, туда мухи залетали, напивались всласть и выбраться обратно не могли. В экспозиции было представлено множество часов. Собиратель признался: все подобрал на свалках, все починил, все ходят… правда, все врут.
В его коллекции можно обнаружить предметы, которым в прямом и переносном смысле цены нет. К примеру, брёвна от дома основателя второй Омской крепости Ивана Ивановича Шпрингера, датированные 1768 годом.
—Примерно двадцать тысяч экспонатов я сдал в историко-краеведческий музей, – рассказывает Владимир Селюк. — И однажды принёс седло амазонки, а потом обнаружил, что его выбросили, побоялись, что моль заведётся. Наверное, они были правы, может, действительно не было тогда у музея средств защиты, но после этого случая перестал относить туда предметы старины. И уже лет сорок собираю свой музей. Как это бывает? Идёшь – дом старый ломают. Спросишь, если есть что-то ненужное, хозяева не отказывают. В дровяном сарае, помню, одна вдова держала древние книги, которыми топила печь в доме. Бери, говорит, только не все, оставь мне на растопку. Я отобрал штук двадцать наиболее ценных фолиантов, теперь они в музее. Два года назад оказался возле котлована в Тобольске. Залез туда и обнаружил в слое почвы слюдяное оконце – огромная редкость… Был у меня частный дедов дом на 5-й Линии, весь уставленный старинными вещами, этакий ретросалон. Эксклюзивная мебель – шведский шкаф, который открывался по-особому, венские стулья. Хорошо, хоть часть из них сохранилась. Дом сгорел вместе с мебелью. Думаю, его намеренно подожгли: мешал стройке… Я мечтал создать в Омске музей городского быта и реализовал свою идею. Подарить городу такой музей – цель моей жизни.
Он любопытен по природе. Ему многое в жизни интересно, но на протяжении нескольких десятков лет он разумно концентрирует круг своих интересов. Это история России и история Омска как одного из старинных сибирских городов. Омск, особенно его историческую часть, он исходил вдоль и поперёк, знает, где какая улица была, кто жил в сохранившихся доныне старых домах, что было в постройках XIX - начала XX веков. Краевед въедливый и дотошный. «Свой человек» в секторе краеведения Пушкинской библиотеки и Историческом архиве. И, конечно, раскопал свою родословную.
—Один из моих предков поселился в этих местах чуть позже времени основания Омской крепости. Я выяснил, что умер он в очень преклонном возрасте в 1742 году. Через него идёт моя чисто омская линия, например, одна из бабушек принадлежала к роду Оконешниковых. По отцовской линии родословную веду с 1870 года, когда в Сибирь из Черниговской губернии приехали Селюки. Мой прапрадед, Гордей Иванович Селюк, участник Крымской войны, упоминается в исторических книгах. Дед Прокопий Андреевич Селюк, поручик в армии Колчака, был репрессирован, отсидел в лагере. Счастливо избежал расстрела. Умный был, предусмотрительный. Его сын и дочери воевали на фронтах Великой Отечественной. В юридический институт я поступил по его настоянию… Юрисконсультом я получал хорошую зарплату. Но бросил юриспруденцию, понял, что это не моё. Пошёл методистом в управление культуры на мизерную ставку.
Когда он устраивал первую выставку из своей коллекции, обнаружил: многие начали интересоваться прошлым города. Стали спрашивать: как называлась та или иная улица, почему она так называлась, что за здание изображено на той или другой старинной открытке?
В конце 1990-х, когда я работала в газете «Вечерний Омск», у нас однажды с Владимиром Ивановичем зашёл разговор в том смысле, что хорошо было бы сделать серию публикаций об истории омских улиц. И он живо откликнулся на это предложение. Каждую неделю приносил готовый материал, поражая найденными новыми подробностями в омской истории, быте горожан.
Теперь уже можно сказать, что Владимир Селюк – маститый автор. У него множество статей в региональной периодической печати, посвящённых истории не только омских улиц, но памятников истории и архитектуры, он написал немало статей, связанных с юбилеями значительных событий, с деятельностью известных омичей. В 1991 году совместно с Ириной Девятьяровой подготовил к печати набор открыток рубежа XIX-XX веков «Старый Омск» и книгу «Прогулки по старому Омску». При участии Владимира Селюка к 275-летию Омска был подготовлен альбом планов города «Омск. 1716 – 1991».
Ряд публикаций и отдельное издание он посвятил знаменитой Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставке, проходившей в Омске в 1911 году, – событию, свидетельствовавшему о высоком уровне культуры общества и культуры производства России начала ХХ века, а также о значительном авторитете Омска как одного из крупных российских городов.
Так исторически и сообразно его характеру складывается, что он постоянно против чего-то и за что-то воюет. Конечно, он может с ходу проиллюстрировать пословицу «и один в поле воин», но считает более разумным собирать своих единомышленников, людей любящих Омск, радеющих об истории и благосостоянии родного города. Так появилось Общество коренных омичей, неизменным с 1997 года председателем которого Владимир Иванович Селюк и является. Вместе они воюют и реализуют многие свои замыслы вполне успешно.
Сейчас, в период подготовки к 300-летию основания Омска, возникает, по выражению Маяковского, «планов громадьё», не всегда конструктивное и разумное. Таким коренным омичам представляется проект застройки сквера напротив мэрии.
—Неправильно и обидно, что всё решают только чиновники, что не приглашают для обсуждения городских переустройств общественников, – считает Владимир Иванович.
Когда речь шла о возведении колеса обозрения в Воскресенском сквере, общественность активно воспротивилась этой идее с такими аргументами: во-первых, не надо лишать горожан зелёной зоны в центре города, их и так осталось ничтожно мало против того времени, когда Омск по праву носил звание города-сада. Во-вторых, место нынешнего сквера – это низина, что можно было бы разглядеть с колеса? Разве что крыши соседних домов. Возникло альтернативное предложение – поставить колесо обозрения на Левом берегу, к примеру, рядом с «конгресс-холлом». Там одна из самых высоких точек города, поэтому обзор откроется широкий.
К сожалению, по мнению, Владимира Ивановича, на общественные инициативы не особо обращают внимание: осенью 2012 года члены Общества коренных омичей предлагали установить памятный знак сибирскому воинскому подразделению, героически сложившему головы в боях против наполеоновских войск во время Отечественной войны 1812 года, но им не разрешили.
—Да, мы хотели установить памятный знак в виде колонны с орлом на плацу, с которого Ширванский мушкетёрский полк отправился на сражения с Наполеоном, то есть на том месте, где сегодня располагается выставочный сквер «Флора», – рассказывает В..И..Селюк. — Андрей Викторович Бородавкин, доцент кафедры монументального и декоративного искусства Омского государственного педагогического университета, начал делать знак, и мы успевали поставить его в сентябре, как раз на юбилей Бородинского сражения. Ни у кого денег на это не просили, просто захотели сделать доброе дело, но главного архитектора города это не устраивало, и нам стали говорить: нужно выбрать другое место, нужно согласовать как положено. Но я намерен всё-таки довести дело до конца: скульптор доделает знак, и мы его установим. Также обидно бывает, когда мы не успеваем сказать спасибо щедрым и бескорыстным людям. Вот пример: с 1992 года я был знаком с Андреем Дмитриевичем Шмеманом – видным деятелем русской эмиграции во Франции, председателем Объединения кадет российских кадетских корпусов во Франции. Долгое время я уговаривал его передать архив русской эмиграции, и четыре года назад он согласился. Причём бесплатно. К сожалению, Шмеман скончался, так и не услышав «спасибо» от омских властей. Мы передали этот объёмный архив – около 400 килограммов – в омский государственный исторический архив, надеемся, что путём организации выставок он будет представлен омичам. Но меня возмущает равнодушие чиновников – никому ничего не нужно. Хотя Москва выражала своё недовольство: как это архив оказался не у них, а в Омске? Что интересно, если бы его не забрали мы или Москва, то этот архив купили бы американцы. Кстати, американцы сейчас очень интересуются русскими документами. Приведу пример: несколько лет назад, будучи в Париже, я познакомился с семьёй известного русского художника Константина Маковского. Приехал из Франции, рассказал, что мы можем приобрести за чисто символическую цену некоторые портреты. Здесь даже никто не вздрогнул: ни работники музея, ни чиновники. В итоге эти работы за огромные деньги купила Америка. И сейчас почти вся коллекция Маковского находится в США.
Создание Общества коренных омичей Владимир Иванович Селюк относит к одной из главных своих заслуг. Возглавляемая им общественная организация инициировала и реализовала множество проектов, сохраняющих страницы прошлого. По предложениям коренных омичей и с их участием издаются книги по истории Омска. Ими создан некрополь на месте бывшего Казачьего кладбища в Центральном округе. Сейчас в нём есть старинные надгробия, собран военный мемориал со списками погибших воинов. Территория огорожена железной изгородью, благоустроена, засажена деревьями. А ведь было запланировано сделать там автостоянку. Но коренные омичи возмутились и воспротивились: Казачье кладбище – часть истории города, на нём хоронили губернаторов, военных, казаков, кадетов, купцов и других почтенных, известных граждан города.
По инициативе Общества коренных омичей в 2001 году на бульваре Мартынова заложена Аллея литераторов. Сегодня памятными камнями на ней запечатлены славные имена тех писателей, чьи судьбы и творчество связаны с Омском, – Леонида Мартынова, Георгия Вяткина, Павла Васильева, Иннокентия Анненского, Антона Сорокина, Тимофея Белозёрова, Роберта Рождественского, Аркадия Кутилова, Бориса Пантелеймонова и других поэтов, прозаиков, публицистов.
В реализации этих и иных проектов руководитель Общества всегда находит союзников и благотворителей из среды бизнесменов, любящих город и дорожащих его историей.
В 1993 году Владимир Иванович Селюк, продолжая и развивая знакомство с представителями русской эмиграции во Франции, основал и возглавил в Омске французский культурный центр. И сегодня, благодаря неуёмной энергии руководителя Общества коренных омичей, Омск располагает значительным числом артефактов, привезённых из Франции. Значительным событием, связанным с русско-французскими контактами станет выход в свет собрания сочинений Бориса Григорьевича Пантелеймонова, составленного Владимиром Селюком и Ириной Махнановой и подготовленного к выпуску министерством культуры Омской области.
Но самым главным делом своей жизни Владимир Иванович Селюк считает создание в Омске музея городского быта. Сейчас это подразделение музея «Искусство Омска», однако, для большинства знающих о нём омичей – это самостоятельный музей, со своей богатой коллекцией, насчитывающей свыше 80 тысяч единиц хранения. Музей проводит много выставок, участвует в организации выставок другими музеями. Но нынешнее положение его, к сожалению, не даёт оснований для удовлетворения. Он располагается в ветхом старинном деревянном здании. Однако, по заверению руководителя департамента культуры Администрации города Омска Владимира Васильевича Шалака, к 300-летию Омска музей городского быта будет иметь достойное расположение.
К юбилею нашего сибирского города Общество коренных омичей уже подготовило более ста предложений, касающихся самых разных сфер жизни и благоустройства Омска, которые, по мнению Владимира Ивановича Селюка, направлены на то, чтобы город стал местом современным, красивым и удобным для проживания, чтобы в нём была бережно сохранена история, чтобы такой важный человеческий компонент, как память, был присущ и представителям власти, и рядовым горожанам.
По мнению членов Общества коренных омичей, необходимо сейчас создать реально действующую рабочую группу по подготовке к 300-летию Омска, трезво оценить уже существующие проекты, обсудить новые и составить план их реализации.
На вечере, состоявшемся в Органном зале и посвящённом 70-летию Владимира Ивановича Селюка, один из выступающих сказал чудесную фразу: «Омичам повезло: не в каждом городе есть свой Селюк». И было в этом практически афоризме многое – любовь и уважение к человеку, внёсшему значительный вклад в дело сохранения истории Омска, признание за его всегда активную жизненную позицию, неуспокоенность, умение воевать и добиваться позитивных результатов.
•
Лидия Трубицина.
Омск, 2013.
Из цикла «Время и судьбы».
Встреча с А. И. Солженицыным в Омске. 1994 год.
(.В. И. Селюк – третий справа.)
Очерк Л. П. Трубициной «Собиратель, исследователь, воитель, основатель» опубликован под рубрикой «Юбилейное» в журнале «Омская Муза» № 3(35) на 2013 год (стр. 58-61).
Журнал «Омская Муза» № 35 на 2013 год размещён в библиофонде открытого библиографического собрания НООБИБЛИОН (см. текст).
см. текст в библиофонде
Омск : Департамент культуры Администрации г. Омск, 2013. Журнал о культуре и искусстве.
Омская Муза.
№ 3(35) : декабрь. 2013. Спецвыпуск.
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).