OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.21 · 21:59 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
ИЗОТЕКА — Э.Т.Кадырова — Тотемы творчества
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Эльвира Кадырова
ИЗОТЕKА • IZOTEKA • • •
OM
Тотемы творчества
Мифические, сакральные, фольклорные образы животных часто присутствуют в картинах Татьяны Татауровой.
Случайно перепутать её работы с чьими-то другими просто невозможно. Они не теряются даже в самой большой экспозиции. Работы Татьяны Татауровой узнаёшь сразу по открытому цвету, по ярким сюжетам, по стилизованности под русский лубок или этнографический материал. Начав с вышивки и аппликации, попробовав графику, Татьяна Татаурова выбрала для себя живопись. И, пожалуй, именно здесь она смогла в полной мере реализовать свои замыслы и фантазии.
Легенды Африки и Сибири
Многие художники отталкиваются от натуры. Татьяна Татаурова идёт от внутреннего ощущения, от импульса, который получает, взглянув на какую-нибудь вещь, ситуацию или просто на тюбик с краской. Даже выезжая на пленэры, она не пишет природу такой, какая она есть. Художница ищет эквивалент этому в своём воображении. Обычно получаются довольно фантастические сюжеты с нереальной цветопередачей, с лаконичными крупными деталями. Кстати, работы Татьяны имеют успех. Вот и такие известные, как «На краю поля» или «Зачем вы, девочки, красивых любите?» давно нашли благодарных зрителей, поселивших их в своих домах.
 
Татьяна Татаурова.
«На краю поля».
2004 г.
холст ; масло : 80.0×80.0 см
Татьяна Татаурова родилась в селе Усть-Шиш Знаменского района. Когда-то это был довольно большой посёлок с деревообрабатывающим комбинатом, но постепенно жизнь в нём затихла. Главное – место это историческое. Там, где река Шиш впадает в Иртыш, говорят, была последняя стоянка Ермака. Напитавшись этой атмосферой, брат Татьяны Сергей стал историком, кандидатом наук, известным в городе археологом. Приходя к нему в гости, заезжая вместе с мужем к нему на раскопки, Татьяна имела возможность прикоснуться к удивительным вещам – свидетельствам древней северной культуры. Так появился цикл этнографических работ, ставший даже самостоятельной выставкой «Возвращение солнца».
 
Татьяна Татаурова.
«Бубен, катящийся с горы».
2010 г.
холст ; масло : 80.0×80.0 см
 Идея работы «Вошинг Урт – Бобёр с острова Бобров» возникла, когда брат показал мне бляшку, а на ней – два бобра и человечек посередине, – рассказывает Татьяна. — И я уже додумала, что, скорее всего, это родоначальник какого-то рода Бобров с острова Бобров, и находится этот остров на северных реках. Или вот эти работы – «Ымьял-Пая и Анчи-Абышка» и «Алтын-Чач и Торко-Чачак». Я взяла имена коренных народов Сибири. Интересно, когда вот такие корни настоящие. Работы «Золотая баба» (она сейчас находится на продаже в галерее «Квадрат»), «Бубен, катящийся с горы», «Медвежий праздник», «Мир-Сусне-Хуму полетел» – это всё оттуда, от общения с братом, от знакомства с его работой. Вот так пошли эти северные мотивы, сюжеты мифов и легенд. Очень интересная, глубокая тема на самом деле.
 
Татьяна Татаурова.
«Алтын-Чач и Торко-Чачак. Укокские принцессы».
2007 г.
холст ; масло : 90.0×100.0 см
Африканская серия родилась не от желания тепла, а от стремления сменить краски. Чтобы не зацикливаться на синем и сиреневом, а сделать яркую красно-жёлтую работу. Или попробовать сочетание жёлтого и фиолетового, охры и терракотовых оттенков. Опять же получилось работ на целую выставку – «Влюблённые с острова Мадагаскар».
 
Татьяна Татаурова.
«Африка».
2006 г.
холст ; масло : 80.0×140.0 см
Сейчас Татаурову интересует немножко другое – изображение растений в русском лубочном стиле, в стиле русского орнамента («Золотые яблоки», «Во поле берёза стояла»). Тут уже прочитывается славянская мифология. А цветы нет-нет, да и напомнят о любимой когда-то вышивке, образчики которой ещё можно найти в дальних углах квартиры-мастерской.
Таня и медведи
Художница часто обращается к женской тематике, что, наверное, совершенно естественно. В каких-то образах она даже изображает себя. Так было в работе «Ищу счастье». Причём, если изначально на картине были только женщина, цветок папоротника и змей – хранитель цветка, то позже появились медведь и волк.
 У меня тогда было как-то нехорошо на душе, – вспоминает Татьяна. — Такой вот сложный период в жизни творческой. И образы людей, которые были мне на тот момент неприятны, я зашифровала в образы медведя и волка. Изобразила – и сразу стало легче. Тем более, я поняла, что эти люди себя узнали. В этом и преимущество художника, что он может позволить себе такое иносказание.
Вообще же медведи – одни из любимых животных Татьяны Татауровой, часто ею изображаемые («Маша и медведи», «Медвежий праздник», готовящаяся работа «Ярмарка»). Медведь, конечно, образ не натуральный, а тоже стилизованный под фольклор. «Я люблю рисовать животных, – говорит Татьяна. — Может быть, потому что я выросла среди природы. Мне это близко. У меня везде волки, медведи, коты, зайчики». В работе «Полнолуние» у Татауровой даже облако напоминает кошку. «Полнолуние» – наверное, самая мистическая её работа, хотя изображён там реальный дом из числа старого деревянного фонда. Но так по-булгаковски отражается в картине томление полной луны. Не спится старику, не спится молодой женщине в окне. Ангел на крышу присел – улыбается на выпады беса, пристроившегося рядом. Чувствуется, привычное это у них общение.
 
Татьяна Татаурова.
«Маша и медведи».
2010 г.
холст ; масло : 90.0×90.0 см
Сиреневое настроение
Татаурова чутко улавливает состояние природы. В сиреневом вечере, что изображён на ещё не высохшем холсте, безошибочно угадывается уходящий август. И это же время года – исход лета – сейчас на душе у женщины, присевшей последним тёплым вечерком покормить кошек рядом с отцветающей клумбой. Сиреневое настроение. Спокойствие. Предчувствие осени. А вот – «Омская лирическая»: тоже летний вечер, тоже женщина, и – аккордеон. Работа недавно вернулась с очередной выставки-конкурса «Мой город». У Татьяны к аккордеонам в женских руках какая-то особая тяга (если вспомнить работу «Зачем вы, девочки, красивых любите?»). «Такое композиционное решение, когда играют на инструментах, поют, мне очень нравится в живописи, – объясняет художница. — Это какой-то полёт души».
 
Татьяна Татаурова.
«Зачем вы, девочки, красивых любите…».
2005 г.
холст ; масло : 80.0×80.0 см
Скоро начнётся новый учебный год. Татьяна вновь превратится в Татьяну Филипповну – педагога художественного отделения ДШИ № 3, лучшим преподавателем, между прочим, в 2011 году признанным. Она сама в школьном возрасте с преподавателями художественных дисциплин не занималась. Правда, узнав, что в Омске есть институт, где «учат на художников», решила поступать туда и только туда. Отец повёз девочку в город знакомиться с вузом. Как нетрудно догадаться – педагогическим, где и был художественно-графический факультет. Их встретил Амангельды Шакенов. «Он к нам очень хорошо отнёсся, – вспоминает Татьяна. — Поговорил с нами. Даже сказал: «Давайте я вашей девочке поставлю натюрморт, пусть попробует». Дал мне краски, кисточки, показал несколько моментов. Я до этого всё совсем по-другому себе представляла. А он говорит: там больше оттенков, тут больше цвета. Было очень интересно». И хотя потом на курсе преподавали Станислав Белов, Александр Темерев, Борис Тржемецкий, Шакенов запомнился как первый учитель.
В жизни всё неслучайно, а уж в творчестве – тем более. И какие-то новые повороты, новые стремления, новые образы приходят для чего-то. У Татьяны Татауровой довольно долго её синие медведи, животные из северных мифов были как некие тотемы – обереги, путеводители, ведущие к свету. И если наступит время чего-то иного, хочется верить, это тоже принесёт удачу.
Эльвира Кадырова.
Фотографии, репродукции:
из личного архива Т. Ф. Татауровой.
 
Очерк Эльвиры Кадыровой «Тотемы творчества» опубликован под рубрикой «Омские художники» в газете «Коммерческие Вести» № 32 от 27 августа 2014 года (стр. 26).
 
 
Татьяна Филипповна Татаурова.
«Вошинг Урт – Бобёр с острова Бобров».
2011 г.
холст ; масло : 90.0×100.0 см
 
Татьяна Филипповна Татаурова.
«Мир-Сусне-Хуму полетел».
2008 г.
холст ; масло : 90.0×100.0 см
 
Татьяна Филипповна Татаурова.
«Золотая баба».
2010 г.
холст ; масло : 100.0×90.0 см
 
Татьяна Филипповна Татаурова.
«Ымьял-Пая и Анчи-Абышка».
2008 г.
холст ; масло : 80.0×80.0 см
 
Татьяна Филипповна Татаурова.
«Медвежий праздник».
2010 г.
холст ; масло : 90.0×100.0 см
 
Татьяна Филипповна Татаурова.
«Полнолуние».
2007 г.
холст ; масло : 80.0×80.0 см
 
Татьяна Филипповна Татаурова.
«Омская лирическая».
2014 г.
холст ; масло : 130.0×100.0 см
 
Татьяна Филипповна Татаурова.
«Влюблённые с острова Мадагаскар».
2002 г.
холст ; масло : 90.0×90.0 см
 
Опубликовано: 14 июля 2018 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 01.07.2018.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: IZOTEKA, альманах, OMIZDAT, эссе-клуб, ИЗОТЕКА
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD