OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.21 · 22:15 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
ИЗОТЕКА — Э.Т.Кадырова — Отражённый мир Георгия Кичигина
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Эльвира Кадырова
ИЗОТЕKА • IZOTEKA • • •
OM
Отражённый мир
Георгия Кичигина
Вот уж никогда не думала, что буду сидеть и тупо смотреть на чистый лист, не зная, что сказать о самом известном омском художнике. Столько уже и сказано, и написано о нём, в том числе и автором этих строк. И понятно, что Кичигин феноменален уже тем, что в советское время практически один представлял современное искусство Сибири в Государственной Третьяковской галерее, и что он единственный в городе (после Либерова) член-корреспондент Российской академии художеств. Но, наверное, не только в этом дело. А тогда – в чём?
Автопортрет на фоне времени
Фирменный, узнаваемый с первого взгляда кичигинский стиль соединил в себе подробность письма старых голландских мастеров, приёмы гиперреализма, возникшего в европейском искусстве середины прошлого века, и парадоксальные фантастические детали, позаимствованные у любимых художников – Дали, Магритта, Босха. Притчевость, метафоричность и при этом ярко выраженная социальная тематика – вот чем в первую очередь притягательны работы Кичигина. Художника интересует всё, что происходит вокруг него – окрест. Так, кстати, называлась его юбилейная выставка, объехавшая недавно всю Сибирь. Не просто интересует – волнует, тревожит. Как-то я спросила Георгия Петровича, зачем ему, такому уже маститому и знаменитому, участие в конкурсах вроде «Мой.город» или «Лучшее художественное произведение года». «Надо смотреть на себя со стороны, сверяться со временем», – ответил он.
Сверился, и вот – появились «Симфония.безмолвия», «Лестница», «Трибуна», «Деревня имени Ренессанса» в 1990-е. И цикл «Париж», опять же с мотивами Дали. Попытка убежать от неказистой российской действительности эпохи перемен в благословенные Францию, Грецию, Германию. Но нет. «Я пробовал работать где-то в других землях, но где бы ты не был, всё равно пишешь о своей, – признаётся Георгий Петрович. — За рубежом я не мог так работать. Предполагалось поменять географию, писать другие страны, но я не смог соединить себя с ними».
В 2000-е остро зазвучала городская тема. И, наряду с лирическими пейзажами («На улице П..Некрасова», диптих «Дождь на Любинском»), с импрессионистскими наблюдениями (цикл «Мастерская. Выходы»), с семейными сюжетами («Любимое окно. Семейный портрет»), был царапающий душу «Новорусский мотив», серия «Теневая сторона улицы». Одна из работ серии называется «Макияж». Здесь заложен двойной смысл и горькая ирония по этому поводу. Размалёванное лицо девушки-гота сочетается с грубой «косметикой» улицы. Исписанная и изрисованная всякой ерундой стена – типичное дворовое творчество, примитивный «макияж» наших домов.
Присутствие своего образа в сюжете картины – ещё одна из особенностей творческого метода Кичигина. Это то самое «соединение себя с…» Во многих работах можно встретить его автопортрет. И в толпе уставших от митингов людей, образующих вокруг пустой трибуны некую колышущуюся массу – этакое Саргассово море голов. И среди тех, кто смотрит (или даже не смотрит) на недосягаемую небесную лестницу. Именно художник вскидывает руку в надежде ухватить её, выбраться из болота обыденности. Его отражение мелькает в зеркалах («Белое и чёрное», «Каинова печать»). В картине «Несение мольберта» он взваливает на свои плечи мольберт, как тяжёлый крест.
 
Георгий Кичигин.
«Автопортрет. Несение мольберта».
2009 г.
холст ; масло : 120.0×100.0 см
Путешествие в зазеркалье
Отражение – вторая реальность произведений Георгия Кичигина. Вернее, это та единственно возможная реальность, ради которой затевалось то или иное произведение. Отражается прежняя жизнь там, где всё разрушено и забыто («Лужа», «Окно женской гимназии»). Отражается пальма в стекле машины, припаркованной на омской улице, символизируя невыносимую жару («Плюс.35.градусов»), Отражается роза в пустой на самом деле вазе («Запах мёртвых роз») – как память стекла. Часто отражение становится тем «окном», за которым открывается истинная природа вещей. В этом зазеркалье Кичигин вновь и вновь находит себя. Иногда – буквально, как в работе «Отражение» из цикла «Фотоальбом деда».
«Интрига этой фотографии налицо в прямом и переносном смысле, – пишет в комментарии к ней автор. — На фото, взятом за основу моей композиции, невесёлое событие – видимо, проводы на фронт. Печалью и усталостью пропитана фигура беременной женщины, рядом мужчина, замерший по стойке «смирно». Что поражало – с моим лицом! Непонятно. В этом была какая-то мистика. Решение пришло мгновенно: я решил накрыть фото стеклом, отразившим моё лицо. Это позволило не только показать наше сходство, но перекинуть мост во времени».
 
Георгий Кичигин.
«Отражение»
(вариант).
Из цикла «Фотоальбом деда».
2014 г.
холст ; масло : 120.0×100.0 см
Война и мир
Цикл «Фотоальбом деда» включает в себя 16 произведений, и нельзя с уверенностью сказать, что он завершён, хотя уже есть работа «Сто лет спустя». Фотоальбом действительно существует. Ещё в юности художник нашёл его на чердаке родительского дома на улице Степной. Частные дома тем и хороши, что в них, на чердаках, в кладовках и прочих потаённых углах, оседают все вещи, которые однажды в дом попали. Альбом был, видимо, вещью опасной, но он хранил память многих поколений, поэтому выбросить его не решились, только засунули подальше. «Так, листая его, я постепенно узнавал свою родословную, – говорит Георгий Петрович. — Оказалось, что были в ней и купцы, и казаки, и прочий служилый люд. Деда своего я, в общем-то, и не знал, никто про него ничего особо не рассказывал. Говорили, умер молодым, где-то в 1937 году. Как – можно только догадываться».
За основу работ Кичигин взял вот эти пожелтевшие фотографии. Память старого альбома донесла до нас лица людей, которые жили в Омске в начале ХХ века, в тревожное время на границе мира и предстоящих разрушительных войн – Первой Мировой, Гражданской, Отечественной. Поэтому в работах так тревожно соединяются последние нехитрые радости и предчувствие трагических перемен: «Тень тихого счастья», «Праздник, который всегда…», «Разведённые временем», «Моя Атлантида», «Предчувствие Гражданской войны». И вот уже из фотографий вырезаются отдельные фигуры («Запрет на память») – люди боялись держать дома снимки родственников, попавших в немилость к новой власти. Самое страшное в Гражданской войне то, что она разрушает семьи, рвёт родственные узы, делает врагами близких людей. Это отчётливо читается в работах цикла «Фотоальбом деда», которые, кстати, в данный момент представлены на одноимённой выставке в Историко-краеведческом музее. Цикл был задуман давно, создавался долго, и вдруг оказался очень актуальным. Ведь в нынешнем году исполняется сто лет с начала Первой Мировой войны, изменившей многое в этой жизни.
Осмысление времени, его течения от берега до берега, времени и – себя в нём, наверное, главное для художника Георгия Кичигина. Это нужно ему для того, чтобы отражать наш противоречивый мир в зеркале своих полотен.
Эльвира Кадырова.
Фотографии, репродукции:
из личного архива Г. П. Кичигина.
 
Очерк Эльвиры Кадыровой «Отражённый мир Георгия Кичигина» опубликован под рубрикой «Омские художники» в газете «Коммерческие Вести» № 18 от 21 мая 2014 года (стр. 26).
 
 
Георгий Петрович Кичигин.
«Разорванные судьбы».
Из цикла «Фотоальбом деда».
2010 г.
холст ; масло : 100.0×120.0 см
 
Георгий Петрович Кичигин.
«День».
Из диптиха «Дождь на Любинском».
2005 г.
холст ; масло : 114.0×146.0 см
 
Георгий Петрович Кичигин.
«Любимое окно».
2008 г.
холст ; масло : 120.0×100.0 см
 
Георгий Петрович Кичигин.
«Лиза».
1991 г.
холст ; масло : 100.0×80.0 см
 
Георгий Петрович Кичигин.
«Свидетельство старого самовара».
1998 г.
холст ; масло : 70.0×80.0 см
 
В открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН представлен альбом-монография «Георгий Кичигин. Живопись, графика, пластика, записки» (см. релиз / текст).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : [б. и.], 2011.
Альбом-монография.
Георгий Кичигин.
Живопись, графика, пластика, записки.
 
Опубликовано: 9 июля 2018 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 01.07.2018.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: IZOTEKA, альманах, ИЗОТЕКА, OMIZDAT, эссе-клуб
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD