В живописи Евгений Заремба может запечатлеть воздух, а в графике – соединить небо и землю.
У многих художников чётко расставлены приоритеты: либо они занимаются живописью, либо графикой. Впрочем, одна из этих техник может всплывать в их творчестве, так сказать, «факультативно». У Евгения Зарембы они равноправны. Тонкий художник-универсал плодотворно работает и в графике, и в живописи, а с некоторых пор – и в объекте.
Петроглифы и иероглифы
Чему верен Заремба, так это традициям абстрактного искусства. Хотя сам он утверждает, что пишет вполне реальные вещи, в основе которых лежат природные формы, природные стихии: воздух, вода, огонь, камень. Художник просто оперирует ими, как некими символами. Поэтому, в отличие от других абстракционистов, он уделяет большое значение пленэру как способу постижения энергетики места.
Не так давно в музее «Либеров-центр» работала выставка «В.стране.петроглифов», одним из авторов которой был Евгений Заремба. Петроглифы – это наскальные рисунки, выбитые на камне. Они известны с древности.
«Мы были в Горном Алтае, и жили там на высоте двух с половиной тысяч метров, – рассказывает Евгений. — Река Елангаш – это такое сакральное место, где насчитывается 35 тысяч петроглифов. Там проходила одна из ветвей Великого Шёлкового пути. И вот много работ у меня сделано по ощущениям Алтая».
Евгений Заремба.
«Елангаш – обитель богов».
2013 г.
холст ; масло : 120.0×150.0 см
В июне-июле 2014 в Музее изобразительных искусств имени М..А..Врубеля проходит персональная выставка Евгения Зарембы «Светлые воды, тёмные берега».
Тема некой границы всегда интересовала художника, и он возвращается к ней постоянно. Границы фактур, колористические границы ощутимы в каждой работе. Ну а жизнь, она ведь тоже сегодня катит светлые воды, завтра являет тёмные берега. Главное – движение, обновление, стремление к неизведанному.
Евгений Заремба.
«Светлые воды, тёмные берега».
2013 г.
холст ; масло : 65.0×85.0 см
На выставке представлена в основном живопись. Наибольшее значение в ней отводится цвету, и это заметно уже в названиях работ: «Красный пейзаж», «Синяя вода», «Розовый лёд». Из вселенского хаоса рождается «Новый день», а «Тёмная вода» хранит единственное белое пятно – осколок айсберга. Художник умудряется даже изобразить воздух. Ведь, по его мнению, все объекты в этом мире структурированы, а значит, визуально читаемы.
Графика присутствует в виде небольшой карандашной серии «Тотемы-Кариатиды». Чёрно-белые изображения напоминают иероглифы, в них Заремба заключил символ соединения Неба и Земли.
Евгений Заремба.
«Воздух».
2011 г.
холст ; масло : 82.0×96.0 см
Камень, кисточка, коряга
Несколько раз на выставке-конкурсе «Мой город» Евгений Заремба занимал призовые места в номинации «Живопись», а потом вдруг выступил с графикой, и снова успешно. Люди, регистрирующие результаты работы жюри, даже удивились: «Вы ничего не перепутали?» А ему действительно интересно всё. И живопись, и графика, и какой-то концептуальный объект являются частью единого творческого пространства. В живопись у Зарембы перенеслась лаконичность графики, в графику влилась некоторая живописность, в объекты – идея микрокосмоса, которая прослеживается и в полотнах, и в графических листах.
К объектам Евгений пришёл, можно сказать, случайно. На байкальском пленэре, так и сяк выписывая красивые камни, он вдруг почувствовал необходимость взять какие-то из них с собой. За камнями потянулись корни, коряги, вымытые волной. Всё это помогло «увезти» дух места, а после стало самостоятельными художественными работами. Одна из них – объект «По волнам» (кусок дерева в виде завитка на скрипичном грифе), где обыгрывалась и форма, и смысл, – не так давно выставлялась в Нью-Йорке и была продана.
«В июле еду в Новосибирск на месяц. Там много топляка – затопленных деревьев. Это хороший материал, хочу плотно с ним поработать», – делится планами Евгений. Но основные берега его творчества – это всё же холст и бумага. «Плывя» между ними, он познаёт Вселенную и рассказывает о своих познаниях зрителям.
Евгений Заремба.
«Возвращение».
2011 г.
холст ; масло : 65.0×100.0 см
Точка отсчёта
Условная форма даёт больше свободы, считает Заремба. Поэтому абстракция, конечно, предпочтительнее для выражения отношения к окружающему миру, для воспроизведения той или иной «картинки». Это взгляд на мир через определённый шифр, открывающийся не каждому. Поэтому вокруг творчества художников-абстракционистов так много недопонимания.
Искусство Евгения Зарембы метафорично, ассоциативно, оно наполнено высокой поэзией, философским смыслом и вместе с тем напоминает иногда научный трактат. И если приглядеться, в любой работе можно найти зерно Начала – начала мира, истории, какого-то процесса. Недаром отправной точкой его творчества является всё-таки Природа – прародительница всего и вся.
Очерк Эльвиры Кадыровой «Между двух берегов» опубликован под рубрикой «Омские художники» в газете «Коммерческие Вести» № 23 от 25 июня 2014 года (стр. 28).