Мастер трепетного стиля. Он вырабатывал его годами: от соцреализма 1960-х до свободы 1990-х.
На десятой юбилейной выставке-конкурсе «Мой город» в нынешнем году главный приз достался художнику Георгию Пилипенко за работу «Омские ворота. Взгляд из прошлого». Георгий Георгиевич любит писать Омск, хотя родился и вырос на воспетой классиками литературы Полтавщине.
Война под крышами
Свой родной посёлок Семёновку он даже не запомнил. В полуторагодовалом возрасте родители увезли его к бабушке в село Рудка. Люди бежали от войны, но она настигала повсюду. Вскоре и в Рудку вошли немцы.
— Хата у бабушки была хорошая. Ставни, наличники резные, – вспоминает Георгий Георгиевич. — Она на две половины делилась. В одной жили мы – шесть человек, включая детей, на второй поселили немецких солдат. В конторе тоже были немцы, наводили порядки. Нас они, правда, особо не трогали, давали даже конфетки монпансье. Потом снова был бой, наши вышибли немцев, и в хате поселились русские танкисты. Под окном стоял танк. Старший брат и другие мальчишки вытаскивали остатки пороха из гильз и поджигали сложенные пучком соломины – длинные, как макароны. Такие вот были нехитрые развлечения. Потом армия пошла дальше немцев гнать, а мы остались.
Отец Георгия Георгиевича имел бронь, но тем не менее ушёл на фронт. Дошёл до Берлина и вернулся домой с победой. Он любил рисовать, писал небольшие акварельки. Эта тяга передалась и сыну. Пилипенко-младший уже в школе делал неплохие копии известных картин – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Охотники на привале». Закончив десятилетку, поехал поступать в Одесское художественное училище, но там принимали после седьмого класса. Пришлось вернуться и устроиться на работу. А примерно через год его мать случайно услышала по радио, что при Киевском художественном институте открываются подготовительные курсы. Пилипенко поехал на те курсы, прошёл их и – поступил.
Город художников
Сибирь и конкретно Омская область для этой семьи всегда была каким-то знаковым местом. Во время коллективизации сгинул где-то здесь один из дедов Георгия Георгиевича, объявленный кулаком. А в 1960-е годы старший брат поехал осваивать целину, и после Казахстана осел в Русской Поляне. Потом женился, перебрался в Омск. Побывав у него в гостях, Георгий Пилипенко тоже решил остаться.
— Я работал в то время в училище под Киевом, – рассказывает он. — Ничего серьёзного, толкового я там не делал. Приехал – тут другая обстановка, другая атмосфера. Я пошёл к Алексею Николаевичу Либерову на кафедру живописи старшим преподавателем, дали мне комнату в общежитии. Я тогда уже женат был. Здесь творческое окружение, творческая атмосфера, и я стал расти как художник.
Конец 1960-х - начало 1970-х годов – время сурового стиля, трудовой и героической тематики в советском изобразительном искусстве. Не избежал этого и Пилипенко. Первая тематическая картина, с которой он участвовал в нескольких выставках, – «Комсомольцы 20-х годов», навеянная романом «Как закалялась сталь». Опытные художники советовали писать ещё и небольшие пейзажи, портреты. К жанровой картине предъявлялись большие требования, с ней можно было и не пройти выставком, а с пейзажем где-нибудь проскочишь. Участие же в выставках, зональных, областных, республиканских, было необходимо, чтобы стать членом Союза художников. Но Пилипенко не слушал, продолжал писать масштабные полотна – «Фронтовая бригада», «Летучий отряд», «Бабье лето», где героинями стали работницы Омской кордной фабрики. Членом Союза художников он стал в 1975 году. А первая лирическая нотка, наверное, прозвучала в его «Пейзаже со скворечниками».
|
Георгий Пилипенко.
«Бабье лето. (Гвардейская фронтовая бригада 1942 г.)».
1984 г.
холст ; масло : 120.0×120.0 см
Совет писать небольшие пейзажи и натюрморты Пилипенко вспомнил во время перестройки. Тут уж действительно пришлось крутиться. С педагогической работы он ушёл, так как она почти не оставляла места для творчества. Надеялся на заказы в Художественном фонде – «подсобном хозяйстве» Союза художников. И заказы действительно были до определённого момента. Но грянула перестройка, фонд лопнул и заказов не стало. Вот тогда Георгий Георгиевич начал делать небольшие работы и продавать их через художественные салоны.
Куклы вместо комсомольцев
Всё-таки в этой встряске был и положительный момент. Предоставленный сам себе, оставшись без давления идеологии, без необходимости писать многофигурные композиции на производственные темы и портреты героев соцтруда, художник понял, чего он действительно хочет. Пилипенко стал писать город: «Вид на Любинский», «В одной знакомой улице», «Город на Оми», «Набережная. Утро».
Георгий Пилипенко.
«Набережная. Утро».
2005 г.
холст ; масло : 62.5×84.0 см
У него появилось любимое место: участок улицы Пушкина за Либеров-центром, там, где дорога спускается к оптовке. Почти одновременно с этим в творчестве Пилипенко возникла православная тематика: «Оплакивание», «Спас», «Дмитрий Солунский». Суровый стиль уступил место, по собственному выражению художника, стилю трепетному. И по-другому, кажется, действительно нельзя назвать эту узнаваемую мерцающую фактуру всех работ Пилипенко двух последних десятилетий. Она создана наслоением: на более тёмный тон неплотно наносится светлый, но думать о технике не хочется, когда видишь эту нежную рябь. В жанровые композиции плотно вошла лирика, и этот тоже узнаваемый пилипенковский излом объятий, напоминающий Густава Климта («Мама», «Друзья»), и надрыв Серебряного века в серии «Куклы».
Георгий Пилипенко.
«Куклы под дождём».
1998 г.
холст ; масло : 50.0×70.0 см
История создания «кукольной» серии, впрочем, весьма забавна. Кукол нарисовала дочь знакомых – одарённая девочка Аллочка (сегодня уже дизайнер одежды). «Она нарисовала их пастелью, – рассказывает Пилипенко. — И что-то меня в этом рисунке зацепило. Я спрашиваю: “Аллочка, можно я, подражая тебе, маслом напишу? Не будешь против, если я повторю твою работу?” Нет, говорит, давай. И я быстро написал “Куклы под дождём”, потом ещё один вариант сделал, отнёс в галерею и через день работу купили. А тогда у нас как раз миллионы были в ходу, и я получил там три миллиона. В одночасье миллионером стал. Ну, один миллион Аллочке отдал – заработала. Пошутил ещё, говорю: “На, и пиши расписку о получении”».
Юбилейные «каникулы»
Нынешняя победная работа берёт начало от маленькой старой фотографии, опубликованной в газете. На ней просто были запечатлены Омские ворота, а Пилипенко придумал ещё казаха на лошади, только что приехавшего в Омск, валяющегося на улице пьяного мужичка и собаку, с удовольствием облаивающую приезжего. «Немного развеселить хотелось зрителей, – улыбается Пилипенко, – я же жанрист».
Георгий Пилипенко.
«Омские ворота. Взгляд из прошлого».
2014 г.
холст ; масло : 92.0×126.0 см
Осенью Георгий Георгиевич отметит 75-летний юбилей. Запланирована небольшая выставка в Либеров-центре. Небольшая, потому что семь работ уйдут на Сибирскую региональную выставку «Евразия», которая откроется в это же время в Экспоцентре. А ещё просили работы в Новосибирск на выставку «Красный проспект». «Не люблю долгие выставки, – хмурится Пилипенко. — Заметил: пока выставка идёт, мне не работается. Там выставка – у меня простой, вынужденные каникулы. Поэтому стараюсь их не затягивать, десять дней и хватит». Но, наверное, по случаю юбилея всё же можно позволить себе каникулы подольше.
Очерк Эльвиры Кадыровой «Мастер трепетного стиля» опубликован под рубрикой «Омские художники» в газете «Коммерческие Вести» № 33 от 3 сентября 2014 года (стр. 18).
В открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН представлен альбом-каталог «Георгий Пилипенко. Живопись» (см. релиз / текст).