Понимаю, что тема для форума под названием «Город, где я хочу жить», – она, в принципе, хороша как тема для сочинения в старших классах средней школы. Но в связи с тем, что в Конгресс-холле «Континента» по сему поводу будут заседать весьма солидные люди (а у меня, я уже знаю, ну никак не получится побывать там в эти дни), – убедительно прошу рассматривать мой материал как краткие тезисы коренного омича, который озвучил бы их, если бы взошёл на трибуну форума.
…Я хочу жить в городе, в котором люди будут недоумевать – недоумевать как хозяева! – почему их слуги, «слуги народа», именуемые депутатами Госдумы, имеют заработную плату в 150 тысяч рублей (когда у самих хозяев она – раз в десять-пятнадцать меньше; а уж минимальная пенсия – в 30 раз!); да ещё при этом разнесчастные бедненькие народные слуги мучаются из-за того, что давненько не повышали им зарплату!
…Я хочу жить в городе, в котором – ну «по определению»! – не могут даже появиться (а они уже стали «концептуальными»!) вывески-названия типа «Герцен-PLAZA» и «Баня на Карбышева»!
…Я хочу жить в городе, в котором не будет кошмарных по своему смысловому и стилистическому наполнению разделов на сайте городской администрации (о, чего только стóит вот это, «стюардессное», из так называемого «культурного раздела»: «С театром у горожан связано великое множество приятных и торжественных, незабываемых моментов – то безудержно весёлых, то наполненных пронзительной грустью. Омичи – страстные театралы на долгие времена!»)!
…Я хочу жить в городе, в котором «тронная речь» любого чиновника не будет начинаться с фразы «В городе совсем нет денег»!
…Я хочу жить в городе, в котором не к «голосу Москвы» прислушиваются, а к сердцу своему!
…Я хочу жить в городе, в котором – не врут. И если, например (нет, я не про метро!) в сентябре 2003-го года (с грядущим 10-летним юбилеем вас!) было громогласно озвучено Распоряжение Губернатора Омской области за номером 464-Р «О создании областного Государственного учреждения культуры “Омский Дом отдыха ветеранов сцены и театральных работников”», – я, наверное, вправе спросить: а дом-то – где? А в ответ, наверное, мне кто-нибудь с гордостью предложит прочесть бюллетень информационный, в коем я прочту: «В сферу культуры Омской области входят около двух с половиной тысяч учреждений, в которых работают около 15000 человек. В нашем регионе действуют десять государственных и муниципальных театров, филармония, пять профессиональных концертных коллективов… Территория Омской области на всероссийском уровне признана пилотной площадкой в реализации крупных культурных проектов». Я прочту – и снова вопрошу: а где дом-то? И, не дождавшись ответа, Высоцкого вспомню: «О таких домах не слыхали мы, // Долго жить впотьмах привыкали мы…».
…Я хочу жить в городе, в котором профессиональные писатели не будут совершать подвиги «хождения по спонсорам» для издания своей книги, – а просто будут приходить в Омское государственное книжное издательство (какового элементарно НЕТ – боже, в двадцать первом-то веке!!! – в «культурном центре Сибири» по имени город Омск)!
…Я хочу жить в городе, в котором наконец-то забуду своё собственное стихотворение из цикла «Непечатная лирика» под названием «Культ камарильи», написанное ещё в прошлом веке и которое я вспоминаю и поныне чуть ли не ежедневно. Ну не забывается!.. Ну прямо четверостишиями в памяти всплывает!.. Понимаю, что не вполне это скромно, но всё-таки имею честь несколько строф из «Культа камарильи» процитировать:
…Не пашут, не жнут, не сеют,
лишь властвуют, всё губя,
придворные фарисеи,
создавшие Культ Себя.
…Сгибаясь меж «про» и «контра»,
с оглядкой на всё и вся,
они могут лишь – ПРИ КОМ-ТО,
аморфность в себе неся.
Карманы свои лелея
(с России – ну как не взять?),
умеют они не делать,
а пе-ре-рас-пре-де-лять.
Они – без закона судьи
и деятели без дел,
и в их камарильской сути –
халява и беспредел.
Их речь, что течёт степенно
без смысла, немножко в нос, –
как будто от спецпургена
словесный сплошной понос…
…Когда иссякают силы
и я уже не молчу, –
несчастной моей России
молитвенно я шепчу:
«Пока тебя не сморили,
пока есть надежды свет, –
избавься от камарильи!..».
Но лишь тишина в ответ.
И в сотнях столиц, провинций
готовы прийти везде
грядущие камарильцы
во «двор» по большой нужде.
Поносная говорильня
затапливает умы.
Придворная камарилья…
А мы? «Не рабы… немы…».
Ну не забывается!.. Как не забывается весна 1998-го (аналогия с днём нынешним более чем «на поверхности»): тогда, 15 лет назад, Министерство культуры России «глубокомудро» рассмотрело вопрос, сформулированный весьма недвусмысленно: «Сокращение расходов на культуру и искусство». Блистательно отозвалась тогда на сей убойный факт общероссийская газета «Культура»: «И это в стране, где годовое содержание симфонического оркестра стоит столько же, сколько средний «Мерседес»!..»
…Я хочу жить в городе, который не будет обречён на молчание. Потому что молчание – действенный способ сокрытия правды и всё более и более внедряющийся в Омске стиль работы чиновничества. Не говорю уж о том, что молчание – одна из мощно действующих форм уничтожения человека… И я по сей день не могу забыть страшное событие конца 20-го столетия (разумеется, «замолченное») – самоубийство замечательного омского фотохудожника Валерия Черненко. У меня хранится ксерокопия его посмертной записки, оставленной им перед уходом из жизни. Не испугайтесь, прочтите несколько строк из неё:
…
Хотелось бы поставить вопрос и получить ответ на него…
Почему сейчас, когда финансовая неразбериха в стране достигла своего пика, когда выдача постыдно нищенских зарплат приобрела характер откровенного издевательства, безбедно существует и множится многомиллионная армия государственных служащих (тоже, по-видимому, относящихся к «бюджетной сфере»)?..
Почему? По какому моральному или юридическому праву эти люди, начиная с президента и кончая мелкой чиновной букашкой из районного ЖЭКа, спокойно получают свои оклады, в десятки раз превышающие т..н. минимальную зарплату, на которую прокормить можно ну разве что кошку…
И не является ли это чиновничье самообеспечение легальной, трудно искоренимой, а потому наиболее опасной формой воровства?..
Это был конец 20-го века…
Конец цитаты. Конец жизни человека.
…Я хочу жить в городе, который – город для людей!
…Я только-только начал говорить… Только-только начал…
…Я хочу жить в городе, где… в котором… будут… я, мы, ты… он, она… «вместе целая страна»… Нет, не хватает чего-то!.. Ну не хватает!..
* * *
Вы, пожалуйста, послушайте сейчас потрясающую песенку, написанную бывшим омичом, актёром, драматургом и бардом Александром Сидоровым (помните одного из самых известных персонажей телерекламы – «Весёлого молочника»?); в 1980-1990-е Саша был артистом Омского ТЮЗа и «Галёрки», сейчас он – актёр новосибирского театра «Старый дом». Обязательно послушайте песню Александра Сидорова (в его же исполнении)! Называется она очень просто: «Не хватает…». Только предупреждаю (проверено и на себе, и на друзьях): не выветривается песенка из головы после прослушивания, вспоминается с ненавязчивой регулярностью… Так что будьте осторожны. Лучше уж вообще не слушайте, чтобы потом не повторять каждый день по разным поводам: «Не хватает!..»