1. О Вечном.
Andante cantabile (спокойно, певуче)
…И в немом восторге остолбенел я, когда, прогуливая неделю назад своего пёсика-гриффончика Боньку (да и себя заодно), вышел на набережную имени тов. Тухачевского, городом заброшенную и богом забытую (да-да, ту самую, которая примыкает с северной стороны к красавцу метромосту и на которой ни фонарей, ни урн, ни скамеек). В центре набережной стояло… пианино! Издали – как новенькое (ну разве что не было одной щитовой детали – нижней рамки)…
И зазвучала в душе моей симфония. И подошёл я к пианино. И коснулся клавиш… И вскоре обнаружил с изумлением, что все клавиши «издают звук» и что из семи с половиной октав четыре (которые «посерёдочке»: от начала малой октавы до третьей) – не просто звучат, а не фальшивят!..
И потекла мелодия над ноябрьским Иртышом!.. Спокойно и певуче потекла, постепенно обретая величественность по мере того, как возвышенные мысли мною одолевали и видения разные являлись (я даже не сразу молодого человека с фотоаппаратом заметил; потом я с ним познакомился, и он мне снимки по электронной почте переслал)…
Течёт-растекается мелодия! И даже Иртыш, вольно и плавно мчащий в направлении нефтезавода полные воды свои, – ни зашелохнёт, ни прогремит… И даже мой Бонька перестал заливисто лаять и, спустившись к берегу, уселся на опрокинутую лодку и явно о Вечном задумался…
2. Фэнтэзи.
Andante maestoso (спокойно, величественно)
…Мне же представлялась фантастическая картина. Точнее сказать, некий сюрреалистический бред с элементами идиотизма: как будто создали в Омске при Департаменте городского хозяйства некий «Совет по эстетике городской среды». И кто-то из этого Совета предложил начать благоустройство в городе не с каких-то банальных и обывательских скамеек, мусорных баков и урн, а с установки в неухоженных местах (под открытым небом) роялей и фортепиано, чтобы проверить: культурный у нас народ или так, прикидывается таковым? Начнут полонезы играть да серенады по вечерам петь или, как мещане распоследние, снимут с пианино откидные крышки и будут мусор туда бросать?.. И вот после бурных дебатов члены Совета постановили: сэкономить бюджетные средства и ограничиться пианино (вместо фортепиано и роялей), а на сэкономленные деньги ввести в КТОСах оплачиваемую ставку мастера-настройщика пианино…
Начать решили с набережной Тухачевского, принимая во внимание, что омичи и гости нашего города, проезжая по метромосту, непременно смотрят сверху вниз на эту набережную, ужасаясь её бесприютной неприглядности. А, стало быть, стоя́щее там пианино сконцентрирует на себе все взгляды и отвлечёт внимание от «пейзажа» уныло-беспроглядного…
…Несётся мелодия над вконец обалдевшим Иртышом. И несутся по метромосту автомобили с автобусами, и пассажиры прилипли к окнам, на пианино смотрят, крики радости и восторга издают! Им вторят чайки, чей многоголосый крик сопровождает всё убыстряющийся темп симфонии; силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике!..
3. Пережитое.
Presto giocoso (быстро и радостно)
…И уже другая картина в моём горячечном воображении проступает. Как будто всё неким чудесным образом вернулось на круги своя, и окрест брега Иртышского в микрорайоне «Волочаевский» всё так же красиво и уютно, как это было на протяжении почти 15-ти лет, начиная с 1982-го, когда легендарный омский «Мостоотряд-63» набережную построил.
…В солидном фолианте 2006-го года «Земля, на которой мы живём: природа и природопользование Омского Прииртышья» на одной из страниц цитируются фрагменты из публикаций в прессе 1980-х. Дух захватывает! «Завершено строительство участка набережной им..М..И..Тухачевского в центре города… Пришлось осуществить гидронамыв прибрежной территории Иртыша… Это самый красивый участок набережной, которая имеет три террасы и своеобразное, масштабное архитектурное решение. В некоторых местах берег Иртыша укреплён не бетонными откосами, а оформлен спланированными озеленёнными склонами с пологими песчаными отмелями у подножий. Выход города «лицом к реке» – это подвиг омичей, который может сравниться по масштабу только с эпопеей его озеленения». Во как! «Апассионата» журналистики! Нечеловеческая музыка!.. А, чёрт! Я ведь от симфонии отвлёкся!..
Итак, возвращаюсь в своё горячечное воображение. Всё вернулось на круги своя. Набережная Тухачевского с вечерних сумерек и почти до рассвета ярко освещена светом фонарей; вечерами, в любое время года, здесь многолюдно, чисто, ухоженно. А в центре, искрясь под фонарными световыми бликами, стоит пианино, возле которого любят фотографироваться уставшие, но счастливые сотрудники Департамента городского хозяйства, после чего они с гордостью и радостными улыбками смотрят на изящные скамейки и урны, стоящие вдоль набережной, покрытой зеркально-гладким асфальтом…
(И уже я забываю про мечту свою давнюю… А мечталось лет десять назад о том, что светильники, снятые с фонарных столбов «в целях экономии», всё-таки вернут на столбы, лампочки ввинтят – и станет набережная, как и прежде, «одним из излюбленных мест отдыха омичей»; но поскольку впоследствии, вместо возвращения светильников и ввинчивания лампочек, проблема была решена намного проще: взяли да выкорчевали все столбы вместе с подземным электрокабелем, – мечта, сами понимаете, погасла, аки «погас закат за Иртышом» в одноимённой песне Виктора Иванова на стихи Якова Журавлёва из репертуара Омского русского народного хора.)
…Всё быстрее и радостнее несётся мелодия. Presto giocoso! И пианино – как омский «Дух Места»!.. Но почему же печальные нотки прорываются, почему темп становится всё тягучей и тягучей?..
4. Прощание.
Adagio mesto (медленно и печально)
…Прошло два дня. Похолодало. 4-го ноября, в «День народного единства», я снова пошёл на набережную, захватив с собой фотоаппарат и имея целью (помимо, разумеется, единения с народом) «проведать» и как-нибудь поэффектней сфотографировать «мой старый усталый рояль».
…Радищев, наверное, так бы написал: «Я взглянул окрест меня – и душа моя уязвлённа стала»… Корпус пианино был страшен, тем самым словно гармонизируя с обликом набережной: исчезли верхняя рамка, верхние полукрышка и откидная крышка… Звук издавали не более десяти клавиш.
И строчки Вознесенского в морозно-снежном воздухе неожиданно аукнулись:
Леса мои сбросили кроны,
пусты они и грустны,
как ящик с аккордеона,
а музыку – унесли…
…А ещё через день меня посетил тяжкий грех – уныние. Я стоял на ветрено-промозглой и безнадёжно унылой пустынной набережной имени тов. Тухачевского. «Щёлкать фотоаппаратом» не хотелось. Но я всё равно снял чехол со своего уже старенького «Canon»-автомата, краешком мыслей понимая, что в любом деле, так или иначе, надо ставить финальную точку, а уж в почти сочинённой симфонии – тем паче (правда, такого финала я не предполагал). «Фотощёлканья», словно пистолетные выстрелы, полностью заглушили ещё теплящуюся в душе музыку. И состояние бесприютного одиночества присовокупилось к унынию моему…
5. Кода. Финал.
Grave, moderato maestoso (тяжело, умеренно величественно)
…Кода – не моя. Это Сергей Прокофьев. Почему-то именно его грандиознейшая музыкальная тема (тема «Монтекки — Капулетти») загремела в памяти ударами клавиш. И на фоне её тревожно-взрывного звучания именно так – тяжело и умеренно величественно – исторгали-шептали мои губы финальные строчки гениального стихотворения Юрия Левитанского «Сон о рояле»:
Как бы чертёж земли, погубленной
какой-то страшною виной, –
огромной крышкою обугленной
мерцал рояль передо мной.
И я, в отчаянье поверженный,
с тоской и ужасом следил
за тем, как музыкант помешанный
опять к роялю подходил…
Постскриптум.
(9 ноября 2012 года)
О, уважаемый читатель-слушатель, пожалуйста, испытайте тоже (хоть ненадолго) это ощущение! Каким образом? Сейчас я дам ссылку на музыку финала (право же, Вы потратите на это не более четырёх минут!) – мелодию Прокофьева сыграет для Вас молодой талантливый одессит Никита Козырев. А Вы просто слушайте и мысленно (или «воочию») перелистывайте фотографии, которыми я сопроводил прочитанное Вами «краткое содержание симфонии». Готовы? (Повторюсь: это займёт менее четырёх минут!). Тогда – начинаем.
Итак, чуть-чуть увеличьте громкость звучания компьютерных динамиков… Увеличили? А теперь (после того, как я Боньку догуляю) – «кликайте» на ссылку!
•
Сергей Денисенко.
Ноябрь, 2012.
Омск.