Нам бы Редькина да Хренова!..
Вот она и грянула – финальная семидневка апреля, коей выпадет стать судьбоносной. Ну не могли ж все информационные источники одновременно врать (начиная чуть ли не с начала года, объявленного «Годом Культуры в России»), что именно «в апреле должна быть представлена концепция развития российской культуры – проект документа, определяющего основные направления новой государственной политики в этой области». Ещё немного, ещё чуть-чуть – и всё, глядишь, наладится! Мы станем жить теперь по-новому!..
Ах, чего только не ожидается! И даже возвращение понятия «писатель» в статус «профессия». И даже рассмотрение Культуры – в контексте понятия «национальная идея»!.. Ну не случайно же столь оптимистичен легендарный режиссёр, худрук Александринского театра Валерий Фокин, являющийся и членом президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству: «Я впервые на Совете услышал, что наш президент говорит о том, что культуру надо подтянуть и приравнять где-то к оборонке и к экономике… Мы сейчас говорим о смысле. Потому что ни нефть, ни газ смыслом государства не могут быть. Это невозможно. Единственным смыслом может быть только Культура». Конец цитаты.
О смысле и идее национальной – также вспомнилось из недавнего интервью не менее легендарного Константина Райкина: «Я вовсе не патриот советской власти, прошёл все поздние стадии этого тоталитарного режима и совсем туда не хочу. Но советская власть занималась вопросами Культуры гораздо более озабоченно, чем власть сегодняшняя… Во всяком случае, они не пускали всё на самотёк, как это сейчас происходит. На Культуру просто махнули рукой! Потому что главную национальную идею – деньги – исповедуют и наши начальники тоже. Этакая эпидемия жадности, которая потом обернётся позором и бедой». Конец цитаты. Конец апреля…
Ждём концепцию. Прекрасно при этом понимая, что для наших народных слуг Культура сейчас – ну вообще как бы «не к месту» (как, впрочем, и всегда): Украина, Крым, международные и экономические проблемы, секвестр по всем регионам в «культурной сфере»…
Может, «эффект Редькина» применить (не забывая при этом про Год Культуры)? Не слышали про такой? Хотя, думаю, театральные старожилы должны помнить, как 30 лет назад, «на заре Перестройки», первая пьеса драматурга Александра Козловского «Эффект Редькина» буквально взорвала своей немудрёной и народно-комедийной, фольклорно-лубочной простотой многие и многие театральные подмостки. Коротко – так: герой этой комедии, выпускник ПТУ Ваня Редькин сделал открытие, цель которого – в ближайшее время сделать всю страну благоденствующей и счастливой. Вот и на заседании парткома, посчитавшего, что открытие преждевременное, – Редькин вновь горячится и объясняет суть своего открытия: «Чтоб открытие моё понять, ум нужен государственный! Открытие моё, ребята, простое, как наш слесарный молоток. Если мы, рабочие люди, а за нами крестьяне и вся остальная интеллигенция, каждый на своём месте, станем работать не за деньги, а за совесть, если каждый винтик – в дело, каждое зёрнышко – в закрома, если каждую минуту с пользой, если всё разом, – то не позднее чем через год наступит у нас то, ради чего все мы живём и трудимся. Иначе говоря – полное изобилие!..».
Винтик довинтить да гаечку докрутить… И не за деньги, а за совесть… И каждый на своём месте… Неужели то, что было преждевременным, стало невозможным, потому что уже поздно?..
«Довинчивание-докручивание», ежели оно и происходит, давно приобрело черты лихорадочности. В сфере Культуры тем паче, ибо она всегда и неизбежно – «крайняя» (неизменный остаточный принцип, однако!); вот только не знаю, – случайно или нет, но всё равно жаль, что на недавнем прямом эфире «президента с народом» практически ничего и не говорили о Культуре (в Год Культуры!)…
Жаль, что губернатор Омской области во время встречи с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко пригласил её на 2-й кинофестиваль «Движение» (фестиваль, для коего Омск, как, извините, «самый кинематографический город России», стал пилотной площадкой). Не потому жаль, что «Движение» имеет такое же отношение к Культуре Омска, какое имеет сам губернатор к развитию отечественного кинематографа. Жаль, что других «изюминок» в Омске не нашлось. Своих, исконно-посконных, доморощенных!..
Кстати, об исконно-посконном: ну чем не «изюминка» – непонятно куда запропавшие прошлогодне-декабрьские выпуски журналов «Омское наследие» и «Литературный Омск» (по слухам, в конце апреля они таки могут выйти, вот и можно было Валентину Ивановну на их презентацию пригласить; или попозже – в мае или июне, когда, быть может, всё-таки выйдет в свет мартовский номер журнала «Омск театральный»). А уж про «финансовую судьбу» литературного альманаха «Складчина» даже уже как-то и упоминать неловко…
Или, скажем, сугубо нашинский областной журналистский конкурс «Омская культура – территория созидания», итоги которого неизвестны поныне, хотя в «Положении» об этом областном конкурсе чёрным по белому написано: «Конкурсная комиссия принимает решение о победителях конкурса до 28 февраля 2014 года… Дипломы Министерства и памятные призы будут вручены Министром культуры Омской области (либо по его поручению заместителем Министра культуры Омской области) 25 марта 2014 года в День работника культуры Российской Федерации».
Или вообще супер-«изюминки», из новенького: ну, например, решение предать забвению многострадальный и мужественный Дворец культуры Кировского округа и «перепрофилировать» его в детский сад; или же одобренные Горсоветом герб и флаг Омска (где одним из главных аргументов их принятия стало: «Если мы сейчас не примем, – к 300-летию Омска вообще будем без флага и герба»).
…Я не ёрничаю. Я просто пытаюсь размышлять (причём одновременно) о Культуре, о стабильности, о лихорадочности, о тов. Редькине, да ещё вот и Хренова вспомнил, дабы оптимизм в себе поддержать. Ну уж Хренова-то, несомненно, все знают. Думаю, Владимир Владимирович (Маяковский) не обиделся бы, что цитата из его «Рассказа Хренова…» – не лесенкой:
По небу тучи бегают, // дождями сумрак сжат,
под старою телегою // рабочие лежат.
И слышит шёпот гордый // вода и под, и над:
«Через четыре года // здесь будет город-сад!..»
…Вот-вот она и грянет – новая концепция развития российской культуры. Государственная концепция. Подобное ожидание было и четверть века назад. Хорошо это помню, потому что… В общем, позволю себе сейчас привести фрагмент из стихотворения, которое я, ничтоже сумняшеся, написал «от имени» одной из театральных муз – Мельпомены (и это было напечатано в «Вечернем Омске» 27-го марта 1990-го года). Не воспринимайте как поэзию. Так, стихотворная публицистика. Из прошлого века…
Открытое письмо
Мельпомены
Приютившись с краешка от сцены,
скрыв лохмотья стареньким плащом,
пишет Вам богиня Мельпомена
(про такую помните ещё?).
И в меня камней никто не кинет:
мол, язык богини стал не тот,
ибо в дни, когда Культура гибнет,
стиль высокий вряд ли подойдёт.
Проявив манкуртную натуру,
госбюджет опять не в стороне:
менее процента – на Культуру
в «поголовно грамотной стране».
Вон она – с немыслимой тоскою
силясь сохранить достойный вид,
нищенкой с протянутой рукою
перед вашей совестью стоит.
Фарс? Абсурд? Комедия? Иль драма?
И чему «везде у нас почёт»?
Но театр давно уж стал не Храмом,
во главу поставив хозрасчёт.
…В этом есть великое уродство:
деньги возводя на пьедестал,
называть Искусство – «производством»;
«постановкой плановой» – спектакль.
…О, чины, что вежливы и хмуры,
чьи слова затасканы до дыр!
На обломках гибнущей Культуры
не построить новый «светлый мир».
P. S.
Гонорар мне высылать не стоит –
сделайте Культуре перевод.
Утро; вторник; март, 27-е;
век – 20-й; 90-й год.
…Старенький стишок. Давным-давно написанный… Ещё в те времена, когда даже в самых диких фантазиях трудно было вообразить, что вообще может появиться абсурд под названием «ЕГЭ»… Ещё когда слуги народа хотя бы пытались быть «слугами»… Ещё до того, как ветеранов Великой Отечественной войны стали называть «ветераны ВОВ»… Ещё когда деревья были большими в городе-саде по имени Омск… Ещё даже когда омский Нефтезавод был – омским… Ещё когда живы были Багнюк, Лицкевич, Чертов… Давно…
Но о возможности национальной идеи под названием «деньги» уже и тогда говорили. Иногда и с иронией, как, например, поэт Пётр Вегин в стихотворении «Художник и деньги». Помните? Вот, начальные строчки: