Вóрона можно считать языческим покровителем-тотемом города Воронежа. Можно с иронией сказать, воронежцы – языческое племя мудрого ворона, ведь ворон – символ обретения мудрости.
Тотемы – образы священных животных – были у древних племён объектами религиозного почитания; слово тотем можно перевести на русский как «покровитель».
Существует древнее созвездие Ворона, которое было включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест». Овидий в «Метаморфозах» сообщает о том, как Аполлон превратился в ворона, когда боги бежали в Египет. Ворон – атрибутивная птица покровителя и строителя городов Аполлона, и созвездие воспринималось древними греками в этом качестве.
Помимо упомянутого Аполлона, ворон – атрибутивная птица других богов – Зевса, Афины, Асклепия (сына Аполлона и Корониды). В митраизме он занимает ближайшую к Митре ступень самосовершенствования: ворон чувствует конец злого начала. В мифологиях Ворон сопровождает богов и героев, связанных с культом земледелия, с небом и Солнцем.
Свет и небесные светила были в верхней вселенной, и их надо было только добыть оттуда, для чего Ворон продолбил небесную твердь и расклевал оболочки Солнца, Луны и звёзд.
Вороны – спутники скандинавского Одина и уэльского Брана Благословенного – птицы, связанные с его именем, традиционно живут в Лондонском Тауэре, являясь гарантом безопасности Британской империи.
Ворон – символ мудрости, посредник между человеческой глупостью и небесной премудростью, между землёй и небом, белым или голубым – цветами верха, неба, духа и красным или жёлтым – цветами низа, земли, плоти.
В Новом Завете Спаситель советует апостолам учиться у воронов: «Посмотрите на воронов; они не сеют, не жнут; нет у них хранилищ, ни жилищ; и Бог питает их» (Лк. 12:24).
Многие коренные народы тихоокеанского северо-западного побережья Северной Америки и северо-восточной Азии почитали его как бога. В мифах палеоазиатов он вступает в контакт и с небом, и с небесными светилами, и с хозяевами погоды на море. На Британских островах ворон был тотемом-покровителем кельтов.
Ворон – хранитель тайны, сталкер, медиатор и мистик. Так его представляет Эдгар По в своём знаменитом стихотворении «Ворон», по мотивам которого совсем недавно был снят новый фильм.
«У палеоазиатских народов ворон – патриарх семейства, от которого произошли люди; у него большая семья, и он защищает своих детей от злых духов, помогает в устройстве браков; а сами брачныe приключения его детей суть символическое выражение возникновения и правил организации и функционирования социума (установление дуальной экзогамии через отказ от кровосмешения, установление «брачных связей» с существами, персонифицирующими природные силы, от которых зависит хозяйственное благополучие социума)» («Мифы народов мира», ст. Е.М.Мелетинского).
|
Характеристика ворона и его супруги может послужить хорошим примером и для человека, добропорядочного гражданина-горожанина и семьянина. Половая зрелость у ворона наступает в возрасте около 2 лет. Продолжительность жизни ворона в неволе от 15 до 69 лет. Спаривание и брачные игры на юге начинаются с первых чисел февраля. Пары постоянны. Самцы крупнее самок, в остальном половой диморфизм не развит. Самец и самка проводят свой век в согласии и никогда не скандалят. Жена ворона являет собой образ благоразумной супруги: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Притч. 14:1).
Несколько видов вóрона и вороны обладают весьма высоким, сравнимым с высшими приматами, интеллектом. Они способны не только к использованию, но и к изготовлению орудий труда; это единственный, кроме человека и шимпанзе, биологический вид, способный самостоятельно изготавливать орудия труда из материалов, недоступных в привычной среде обитания!!!
По мнению барона Б.В.Кёне, на одном из древнейших символов Руси – династическом знаке Рюриковичей – изображен норманнский ворон [1].
Спор о том, кто является царским фарном – орёл или ворон – известен среди исследователей давно. Некоторые сравнивают название небесного фарна – молниеносной птицы va:rэngan – с именем ворона [2], другие принимают фарна за орла.
Происхождение названия «ворон» вызывает особенный интерес в связи с совпадением греческих обозначений неба и птицы – ὄρνις и оὐρανός [3].
В мифологиях многих народов ворон символизирует небесную премудрость. Место ворона в мифологии позволяет предполагать происхождение и связь названия «ворон» с др.-греч. названием неба «Οὐρανός»: «По небу и дано правильно имя Урану. А имя Уран (Урания) прекрасно выражает “взгляд вверх”, который, <…> по словам людей, изучающих небесные явления, сохраняет в чистоте человеческий ум» [4].
Изображения тотемных животных («Тотем является <…> представителем социальной религии <…> народов. Он олицетворяет общественность, являющуюся настоящим предметом почитания.» [5]) восходят к возникновению пиктографического и идеографического письма и связаны, по мнению многих исследователей, с магическим обрядовым действом [6], в ходе которого тотем из объекта поклонения превращается в объект ритуального убийства [7].
Но если изображения промысловых животных, например, быка или медведя обусловлены намерением повлиять на успех охоты, то изображение интеллектуальной птицы-вóрона связано, скорее, с надеждой на обретение премудрости, скрытой в ночном небе.
Александр Николаевич Веселовский связывает тотемные идеографические изображения быка или медведя – с, так называемой, буйволовой или медвежьей драмой [8]. Но если от быка и от медведя хотели получить мясо и шкуру, то ворон – птица «непромысловая».
Идеографическое изображение ворона, пользуясь театральной лексикой, можно назвать, скорее, водевилем, чем драмой; от него человек желал раньше получить веселье и мудрость, больше требовал прибавления ума.