Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.04 · 02:48 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
ИЗБОРНИК — А.И.Иванов — Семиотический цикл — 8. О воронежском символе-тотеме
.
 
Альманах рукописей: от публицистики до версэ    Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Андрей Ивaнов  ·  «Семиотический цикл»
 
ИЗБОРНИK РУСИЧЕЙ
ОМ
 
О воронежском
символе-тотеме
 
Чёрный ворон бел для своих воронят.
Пословица
Вóрона можно считать языческим покровителем-тотемом города Воронежа. Можно с иронией сказать, воронежцы – языческое племя мудрого ворона, ведь ворон – символ обретения мудрости.
 
 
Тотемы – образы священных животных – были у древних племён объектами религиозного почитания; слово тотем можно перевести на русский как «покровитель».
Существует древнее созвездие Ворона, которое было включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест». Овидий в «Метаморфозах» сообщает о том, как Аполлон превратился в ворона, когда боги бежали в Египет. Ворон – атрибутивная птица покровителя и строителя городов Аполлона, и созвездие воспринималось древними греками в этом качестве.
Помимо упомянутого Аполлона, ворон – атрибутивная птица других богов – Зевса, Афины, Асклепия (сына Аполлона и Корониды). В митраизме он занимает ближайшую к Митре ступень самосовершенствования: ворон чувствует конец злого начала. В мифологиях Ворон сопровождает богов и героев, связанных с культом земледелия, с небом и Солнцем.
Свет и небесные светила были в верхней вселенной, и их надо было только добыть оттуда, для чего Ворон продолбил небесную твердь и расклевал оболочки Солнца, Луны и звёзд.
 
 
Вороны – спутники скандинавского Одина и уэльского Брана Благословенного – птицы, связанные с его именем, традиционно живут в Лондонском Тауэре, являясь гарантом безопасности Британской империи.
Ворон – символ мудрости, посредник между человеческой глупостью и небесной премудростью, между землёй и небом, белым или голубым – цветами верха, неба, духа и красным или жёлтым – цветами низа, земли, плоти.
 
 
В Новом Завете Спаситель советует апостолам учиться у воронов: «Посмотрите на воронов; они не сеют, не жнут; нет у них хранилищ, ни жилищ; и Бог питает их» (Лк. 12:24).
Многие коренные народы тихоокеанского северо-западного побережья Северной Америки и северо-восточной Азии почитали его как бога. В мифах палеоазиатов он вступает в контакт и с небом, и с небесными светилами, и с хозяевами погоды на море. На Британских островах ворон был тотемом-покровителем кельтов.
Ворон – хранитель тайны, сталкер, медиатор и мистик. Так его представляет Эдгар По в своём знаменитом стихотворении «Ворон», по мотивам которого совсем недавно был снят новый фильм.
 
 
«У палеоазиатских народов ворон – патриарх семейства, от которого произошли люди; у него большая семья, и он защищает своих детей от злых духов, помогает в устройстве браков; а сами брачныe приключения его детей суть символическое выражение возникновения и правил организации и функционирования социума (установление дуальной экзогамии через отказ от кровосмешения, установление «брачных связей» с существами, персонифицирующими природные силы, от которых зависит хозяйственное благополучие социума)» («Мифы народов мира», ст. Е.М.Мелетинского).
 
 
Характеристика ворона и его супруги может послужить хорошим примером и для человека, добропорядочного гражданина-горожанина и семьянина. Половая зрелость у ворона наступает в возрасте около 2 лет. Продолжительность жизни ворона в неволе от 15 до 69 лет. Спаривание и брачные игры на юге начинаются с первых чисел февраля. Пары постоянны. Самцы крупнее самок, в остальном половой диморфизм не развит. Самец и самка проводят свой век в согласии и никогда не скандалят. Жена ворона являет собой образ благоразумной супруги: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Притч. 14:1).
Несколько видов вóрона и вороны обладают весьма высоким, сравнимым с высшими приматами, интеллектом. Они способны не только к использованию, но и к изготовлению орудий труда; это единственный, кроме человека и шимпанзе, биологический вид, способный самостоятельно изготавливать орудия труда из материалов, недоступных в привычной среде обитания!!!
 
По мнению барона Б.В.Кёне, на одном из древнейших символов Руси – династическом знаке Рюриковичей – изображен норманнский ворон [1].
 
 
Спор о том, кто является царским фарном – орёл или ворон – известен среди исследователей давно. Некоторые сравнивают название небесного фарна – молниеносной птицы va:rэngan – с именем ворона [2], другие принимают фарна за орла.
 
 
Происхождение названия «ворон» вызывает особенный интерес в связи с совпадением греческих обозначений неба и птицы – ὄρνις и оὐρανός [3].
 
 
В мифологиях многих народов ворон символизирует небесную премудрость. Место ворона в мифологии позволяет предполагать происхождение и связь названия «ворон» с др.-греч. названием неба «Οὐρανός»: «По небу и дано правильно имя Урану. А имя Уран (Урания) прекрасно выражает “взгляд вверх”, который, <…> по словам людей, изучающих небесные явления, сохраняет в чистоте человеческий ум» [4].
 
Изображения тотемных животных («Тотем является <…> представителем социальной религии <…> народов. Он олицетворяет общественность, являющуюся настоящим предметом почитания.» [5]) восходят к возникновению пиктографического и идеографического письма и связаны, по мнению многих исследователей, с магическим обрядовым действом [6], в ходе которого тотем из объекта поклонения превращается в объект ритуального убийства [7].
 
 
Но если изображения промысловых животных, например, быка или медведя обусловлены намерением повлиять на успех охоты, то изображение интеллектуальной птицы-вóрона связано, скорее, с надеждой на обретение премудрости, скрытой в ночном небе.
 
 
Александр Николаевич Веселовский связывает тотемные идеографические изображения быка или медведя – с, так называемой, буйволовой или медвежьей драмой [8]. Но если от быка и от медведя хотели получить мясо и шкуру, то ворон – птица «непромысловая».
Идеографическое изображение ворона, пользуясь театральной лексикой, можно назвать, скорее, водевилем, чем драмой; от него человек желал раньше получить веселье и мудрость, больше требовал прибавления ума.
 
—————— ——————
Андрей Ивáнов
Воронеж, 2012
 
_______________________
Библиография. Источники:
1. Пчёлов Е.В. Рюриковичи: история династии. – М., 2001.
2. Стеблин-Каменский И.М. Авеста. Избранные гимны / Перевод с авестийского и комментарии. – Душанбе, 1990.
3. Лазарев А. Тайна имени Воронеж. Этимологические записки. – Воронеж, 2012.
4. Платон. Кратил / Собр. соч. в 4-х т. – М., 1990.
5. Фрейд З. Тотемы и табу. Психология первобытной культуры и религии. – СПб., 1997.
6. Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. – М., 1976.
7. Фрезер Д. Умерщвление священного животного / Золотая ветвь. Исследование магии и религии. – М., 1980.
8. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989.
Иллюстрации в материалах цикла:
репродукции из указанных автором источников.

Опубликовано:
4 ноября 2012 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 29.10.2012
 
 
 
 
Автор : Ивaнов Андрей Иванович  —  Каталог : ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: OMIZDAT, альманах, ИЗБОРНИК ВОЛЬНЫЙ, эссе-клуб
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD