Философию легче понимать в структуре. Если попытаться свести философию к простейшей структуре, можно выделить два основных направления – материалистическое и идеалистическое.
Номинальный отец-основатель материализма – Фалес, полагал первопричиной всего сущего воду; вода есть – primamateria. Идеализм, напротив, утверждает первичность идеального по отношению к материальному. Впервые термин «идеализм» употребил Лейбниц в XVIII веке, говоря о философии Платона.
Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму – философский дуализм – сущностью философии или её элементарной структурой. Это мнение вполне разделяется и нами, с тем лишь только дополнением, что, причитая к этой дихотомии сам основной вопрос философии, можно возвести структуру к трихотомии: дух – спор о приоритете – материя. Представление о трихотомии мироздания можно полагать расхожим в Средневековье мнением: Господь – Бог Всевышний, Богородица – Дева Мария, Христос – Сын Царя небесного и потомок царя земного, связывает горний и дольний миры в любви. (Трихотомия – греч. tricha (на три части) +tome (сечение) – деление объёма понятия на три части. – Прим. авт.)
Прямой крест символизирует соединение «верха» и «низа». За проповедь любви Спаситель был прибит гвоздями к Кресту. Так крест стал древним символом Нового Завета.
На печатях XII века [1] Крест Спасителя соединяет небесную и земную сферы, верх и низ,
а Церковь – Тело Христово, соединяет на Земле Восток и Запад, «нравственное и интеллектуальное, духовное и материальное» [2].
В Средневековье христианский взгляд на мир представлял собой господствующее мировоззрение, светская наука в те времена ещё не стала владеть умами.
Только к XVIII веку начинает преобладать научная мысль о Солнце как относительном, светском центре гелиоцентричной системы планет, тогда как Земля, отмеченная 33-летним пребыванием здесь Сына Господа Всевышнего, была и остаётся единственно известным духовным центром христианской Вселенской системы.
Именно Рождество Спасителя полагает Церковь как тело Христово на Земле в центр Вселенского христианского мироздания. (На Пражских курантах (чеш. Pražský orloj) Церковь – Тело Христово – в центре зодиакального круга. – Прим. авт.)
К середине XVII века мысль о расположении Солнца в центре Солнечной системы едва ли можно считать устоявшейся или широко известной европейской и российской публике.
Галилею в те времена ещё только приходилось страдать от непонимания и связанных с этим преследований, укрываясь под эгидой флорентийского герцога и оправдываясь в своём знаменитом трактате «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой»:
«Несколько лет тому назад я высказал мысль, что загадочная проблема морских приливов и отливов могла бы получить некоторое освещение при допущении движения Земли. Это моё заявление, передаваясь из уст в уста, нашло сострадательных приёмных отцов, которые не прочь выдать её за собственное детище. Дабы никто чужой не мог выступить, вооруженный нашим оружием, упрекая нас в том, что мы уделили слишком мало внимания такому важному обстоятельству, я счёл необходимым изложить основания, по которым это явление должно иметь место при предположении, что Земля движется. Надеюсь, что изложенные здесь соображения докажут всему миру, что если другие нации и занимаются мореплаванием в большей мере, то мы не уступаем им в научных исследованиях, и что если мы принимаем неподвижность Земли и признаём противоположное мнение математическим парадоксом, то основой нашего убеждения является не неведение того, что думают другие, а иные соображения и мотивы – благочестие, религия, сознание всемогущества Божия и признание несовершенства человеческого разума».
Картина мира представлялась глазам его современников состоящей из трёх частей: верхней, нижней и срединной. И именно радуга символизировала союз «всякой живой» земной души и Бога небесного, именно серединный цвет – цвет посланника небес, мессии и христа [3].
Якоб Ворагинский в «Золотой легенде» устами апостола Андрея отвечает на заданный дьяволом основной вопрос о том, что выше – земное или небесное: «На имперских небесах, где находится Иисус Христос, Который является формой нашей плоти, Он превыше всех небес!»
Христианская философия полагает основным вопросом не полемику о первичности, а Новый Завет о качестве отношений «верха» и «низа» – Завет о Любви. Христос есть Слово, это Слово – Любовь. В христианской философии дух и плоть не противостоят и не соперничают друг с другом, но по образу Спасителя сотворяют мир.
Марксистский, антихристианский по сути, «основной диалектический закон» единства и борьбы противоположностей находится в самой непосредственной ассоциативной связи с основным вопросом философии. Философствующий христианин, наблюдая за всё более усиливающейся конфликтностью в обществе, и вспоминая, глядя на флаг, о Новой Заповеди, полагает не вопрос о первичности «материального» или «духовного», а вопрос о качестве взаимодействия элементов этой фундаментальной оппозиции, вопрос о качестве отношений «материального» и «духовного».
Как видно, структуру философии в целом можно представить в трихотомии, которую, в свою очередь, можно выразить в цвете.
К идеальному относится такое понятие как Дух, которому семантически соответствует белый цвет, к материальному – красная плоть. Красный и белый цвета исторически и традиционно для всех, почти без исключения, языковых культур изначально означают оппозицию: белый – «верх», как правило, красный – «низ».
Но какой же цвет соединяет противоположности или, говоря словами песни:
What is the color of love?