Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.04 · 18:35 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
ИЗБОРНИК — А.И.Иванов — Семиотический цикл — 2. Семиотика флага
.
 
Альманах рукописей: от публицистики до версэ    Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Андрей Ивaнов  ·  «Семиотический цикл»
 
ИЗБОРНИK РУСИЧЕЙ
ОМ
 
Семиотика флага
 
Кто не знает истории, тот не поймёт
символического значения креста и
полумесяца, равно как символы ковчега,
голубя, масличного листа и радуги
совершенно не понятны для того,
кто ничего не знает о Библии.
В. Шерцль
Христианин имеет особенный взгляд на мир: в его реальности животворит Троица – Бог Отец, Сын и Святой Дух; благодаря Всевышнему, радуга свидетельствует христианам о двух заветах – Ветхом и Новом.
В Торе, в девятой главе Бытия, радуга является знамением Ноева завета:
8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
12 И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.
14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке;
 
Фото-свидетельство Олега Наумова
 
15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
16 и будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу её, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
 
В Евангелии радуга напоминает о Символе Веры и о втором пришествии Спасителя. Христос де явится, «седящим» на радужном престоле: «Судити живым и мёртвым, Его же царствию не будет конца». Словенцы, к слову, так и называют радугу boshij stol (stolez) – Божий престол [1].
 
Ганс Мемлинг. «Страшный суд», 1473 г.
 
До начала XVIII века радуга представляется всему европейскому культурному миру состоящей только из трёх цветов: алого, белого и среднего.
На обложке французской рукописной Библии XIV века изображен Иисус Христос, сидящий на такой трёхцветной радуге с расположением полос, соответствующим российскому флагу [2].
 
 
Итак, в христианском представлении радуга – знамение Заветов.
 
Российский триколор, как известно, появился во второй половине XVII века. В 1667 году царь Алексей Михайлович отдал указ, и в 1668 году Сибирский приказ отпустил: «310 аршин киндяков да 150 аршин тафт червчатых, белых и лазоревых к корабельному делу на знамена и яловички…» [3].
Об истории происхождения российского триколора существует несколько разных версий, ни одна из которых однозначно не объясняет выбор в 1667 году царём Алексеем Михайловичем ало-лазорево-белого полотнища. До сих пор неизвестен документ, который бы регламентировал тогда порядок расположения цветов: «Флага узаконенного рисунка не имелось».
Между тем, факт отсутствия царских указаний о расположении полос в выбранном им флаге замечателен и красноречив сам собою: в христианском представлении радуга и есть знамение.
 
Вид на знамение Завета с Пушкинской площади, г. Москва
 
Как известно, в 1667 году светская спектральная цветовая гамма ещё не была однозначно номинирована. Свои труды по изучению спектра британский учёный Исаак Ньютон начал только год спустя, в 1668-м, а первые удачные эксперименты ему удалось осуществить и того позднее – в 1671-1672 годах. Только благодаря трудам Ньютона и его соотечественника Томаса Юнга была установлена связь между хроматической терминологией и длиной световых волн (1800 г.).
До этих времён, повторим ещё раз, цивилизованному миру не была известна и семицветная радуга, которая тогда ассоциировалась только с тремя цветами. Эдда, например, называет радугу Asbru (Asenbruecke): это «лучший из всех мостов в свете, он крепко создан из трёх цветов» [1].
 
Здесь следует заметить, что только российский флаг, вместе с другими славянскими флагами, являет пример, когда цвета государственных знамён семантически совпадают с трихотомичным представлением о порядке мироустройства и о трёхцветной радуге – знамении Завета.
Примечательно, что полосы на иных государственных флагах, кроме многих славянских, исключительно редко соответствуют порядку расположения цветов в спектре или радуге.
 
 
Российский и сербский флаги изображают две дуги Божьего престола, двойную радугу:
русский – верхнюю дугу, сербский – нижнюю.
 
   
 
В последовательности расположения полос на славянских флагах прослеживается только одна очевиднейшая логика: их порядок соответствует структуре трёхцветной радуги: алый – один край спектра, серединный – лазоревый цвет – цвет точки (тайны) соединения, белёсый ультрафиолет – другой край.
 
Фото-свидетельство Владимира Малдера
 
Польский и украинский двухцветные флаги выражают только дихотомию: верх и низ, не оставляя места для среднего цвета, цвета посредничества.
 
   
 
Итак, философ «с фантазией» увидит в этих славянских флагах бинарную оппозицию или символическое выражение основного вопроса философии. (Бинарная оппозиция – универсальное средство рационального описания мира, где одновременно рассматриваются два противоположных понятия, одно из которых утверждает какое-либо качество, а другое – отрицает. Термин введён лингвистом Н.С.Трубецким; активно используется в структурализме. – Прим. авт.)
 
—————— ——————
Андрей Ивáнов
Воронеж, 2012
 
_______________________
Библиография. Источники:
1. Афанасьев А.Н. Народные поэтические представления радуги / Филологические записки. – Воронеж, 1865.
2. Большая энциклопедия символов и знаков. – М., 2007.
3. Ульянов А.В. Русская символика. – М., 2009.
Иллюстрации в материалах цикла:
репродукции из указанных автором источников.

Опубликовано:
4 ноября 2012 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 29.10.2012
 
 
 
 
Автор : Ивaнов Андрей Иванович  —  Каталог : ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: альманах, эссе-клуб, ИЗБОРНИК ВОЛЬНЫЙ, OMIZDAT
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD