Христианин имеет особенный взгляд на мир: в его реальности животворит Троица – Бог Отец, Сын и Святой Дух; благодаря Всевышнему, радуга свидетельствует христианам о двух заветах – Ветхом и Новом.
В Торе, в девятой главе Бытия, радуга является знамением Ноева завета:
8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
12 И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.
14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке;
Фото-свидетельство Олега Наумова
15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
16 и будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу её, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
В Евангелии радуга напоминает о Символе Веры и о втором пришествии Спасителя. Христос де явится, «седящим» на радужном престоле: «Судити живым и мёртвым, Его же царствию не будет конца». Словенцы, к слову, так и называют радугу boshij stol (stolez) – Божий престол [1].
Ганс Мемлинг. «Страшный суд», 1473 г.
До начала XVIII века радуга представляется всему европейскому культурному миру состоящей только из трёх цветов: алого, белого и среднего.
На обложке французской рукописной Библии XIV века изображен Иисус Христос, сидящий на такой трёхцветной радуге с расположением полос, соответствующим российскому флагу [2].
Итак, в христианском представлении радуга – знамение Заветов.
Российский триколор, как известно, появился во второй половине XVII века. В 1667 году царь Алексей Михайлович отдал указ, и в 1668 году Сибирский приказ отпустил: «310 аршин киндяков да 150 аршин тафт червчатых, белых и лазоревых к корабельному делу на знамена и яловички…» [3].
Об истории происхождения российского триколора существует несколько разных версий, ни одна из которых однозначно не объясняет выбор в 1667 году царём Алексеем Михайловичем ало-лазорево-белого полотнища. До сих пор неизвестен документ, который бы регламентировал тогда порядок расположения цветов: «Флага узаконенного рисунка не имелось».
Между тем, факт отсутствия царских указаний о расположении полос в выбранном им флаге замечателен и красноречив сам собою: в христианском представлении радуга и есть знамение.
Вид на знамение Завета с Пушкинской площади, г. Москва
Как известно, в 1667 году светская спектральная цветовая гамма ещё не была однозначно номинирована. Свои труды по изучению спектра британский учёный Исаак Ньютон начал только год спустя, в 1668-м, а первые удачные эксперименты ему удалось осуществить и того позднее – в 1671-1672 годах. Только благодаря трудам Ньютона и его соотечественника Томаса Юнга была установлена связь между хроматической терминологией и длиной световых волн (1800 г.).
До этих времён, повторим ещё раз, цивилизованному миру не была известна и семицветная радуга, которая тогда ассоциировалась только с тремя цветами. Эдда, например, называет радугу Asbru (Asenbruecke): это «лучший из всех мостов в свете, он крепко создан из трёх цветов» [1].
Здесь следует заметить, что только российский флаг, вместе с другими славянскими флагами, являет пример, когда цвета государственных знамён семантически совпадают с трихотомичным представлением о порядке мироустройства и о трёхцветной радуге – знамении Завета.
Примечательно, что полосы на иных государственных флагах, кроме многих славянских, исключительно редко соответствуют порядку расположения цветов в спектре или радуге.
Российский и сербский флаги изображают две дуги Божьего престола, двойную радугу:
русский – верхнюю дугу, сербский – нижнюю.
В последовательности расположения полос на славянских флагах прослеживается только одна очевиднейшая логика: их порядок соответствует структуре трёхцветной радуги: алый – один край спектра, серединный – лазоревый цвет – цвет точки (тайны) соединения, белёсый ультрафиолет – другой край.
Фото-свидетельство Владимира Малдера
Польский и украинский двухцветные флаги выражают только дихотомию: верх и низ, не оставляя места для среднего цвета, цвета посредничества.
Итак, философ «с фантазией» увидит в этих славянских флагах бинарную оппозицию или символическое выражение основного вопроса философии. (Бинарная оппозиция – универсальное средство рационального описания мира, где одновременно рассматриваются два противоположных понятия, одно из которых утверждает какое-либо качество, а другое – отрицает. Термин введён лингвистом Н.С.Трубецким; активно используется в структурализме. – Прим. авт.)