Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.06 · 16:44 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМИнноватика-ОМ
2013 — Каталог работ победителей Конкурса эссе ИННОВАТИКА-ОМ 2013 — Трусов Р.М.
.

IV Форум ИННОВАТИКА-ОМСК
23 - 31 мая 2013 года
• Конкурс эссе
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ


Номинант
Конкурса эссе «ИННОВАТИКА-ОМ 2013»
в номинации
«Лучшее предложение об обновлении государственной политики и регулирования
в сфере просвещения и профессионального образования»


Трусов
Роман Михайлович

студент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского


— Если бы я был министром
просвещения и профессионального образования, …


В чём же проблема современной системы образования в России? На мой взгляд, проблема, с одной стороны, в том, что система не соответствует изменившимся требованиям к качеству и гибкости образования, а с другой, в том, что она совершенно не современна и не использует даже малую часть новых инструментов, появившихся с развитием технологий. В данной работе я постараюсь сперва кратко изложить свой взгляд на проблемы имеющейся системы образования, а после, показать моё видение идеальной современной системы образования, которую я бы постарался внедрить, стань я министром образования. К сожалению, в рамках данной работы я не могу рассмотреть проблемы всех уровней образования, а потому дошкольное, младшее школьное и послевузовское образование я вынужден обделить своим вниманием.

Ещё в школьные годы я неоднократно задумывался о том, кто же составляет учебные программы и из каких соображений он это делает. По факту, начиная класса с 8-го, большая часть учебных дисциплин проходит мимо учеников, не оставляя после себя никаких знаний и не принося никакой пользы. Это не сложно объяснить, потому как годам к 15-ти человек уже имеет более-менее сформировавшиеся интересы и склонности к определённым областям деятельности, но и то и другое полностью игнорируется системой. Ученики вынуждены учить те предметы, которые предусмотрены программой, даже если они им абсолютно не интересны. Разумеется, подавляющее большинство учеников просто игнорирует их, создавая лишь видимость занятий и никаких знаний по ним не получает. Учителя, в свою очередь, ничего изменить не в силах, но при этом обязаны «выполнять план». В итоге, ученики делают вид, что что-то учат, а преподаватели делают вид, что у учеников это получается. Результатом всего этого становятся потраченные нервы и тех, и других, не обоснованные абсолютно никакими знаниями у подавляющего большинства учеников.
Подобная ситуация имеет место быть и в ВУЗах, но тут она подкреплена и некоторыми другими факторами. Так, огромный ущерб системе высшего образования наносит система её финансирования. Во первых, большая часть средств поступает в ВУЗ от так называемых «коммерческих» студентов, которые сами платят за своё обучение, а потому ВУЗ не может отказаться от большего числа таких студентов, даже если их успеваемость оставляет желать лучшего. Во вторых, государство представляет гранты на бесплатное обучение для тех выпускников школ, кто наилучших образом справился с вступительными испытаниями. И тут кроется одна из важных проблем. Огромное количество талантливых и способных молодых людей поступает не на ту специальность, на которой они хотели бы учиться, а куда они проходят на бюджетные места. В результате, потенциально отличные юристы становятся посредственными математиками, а склонные к математике – посредственными юристами, потому что «престижно». В итоге, аудитории факультетов наполнены людьми, которые либо не хотят учиться совсем, либо хотят учиться чему-то другому. Добавляем к этому «топорность» образовательных программ и получаем то, что получаем, а именно тысячи плохих специалистов по сотням «плохих» специальностей. Чем плохи имеющиеся специальности? Да тем, что работодателю нужно другое, но их об этом никто не спрашивает.

Пришло время поговорить о том, как я вижу современную, эффективную систему образования.
По моему мнению, наиболее успешным оказался бы модульный подход к образованию. Я полагаю, что можно создать единую иерархическую систему знаний, состоящую из модулей. Каждый модуль будет представлять собой строго определённый перечень тем и приёмов в той или иной области знаний. Таким образом, можно практически все имеющиеся в распоряжении науки знания разбить на небольшие, вполне определённые блоки или модули.
Не вызывает сомнений тот факт, что для освоения определённой области знаний на определённом уровне, необходимо освоения некоторых других предметных областей, притом так же на некотором вполне определённом уровне. Поэтому, для каждого модуля будет установлен перечень модулей, которые должны быть освоены, для успешного усвоения материала данного модуля. Так, для успешного освоения, например, «Теории игр» как минимум не лишним будет сперва освоить такие курсы, как «Теория вероятностей» и «Математический анализ», которые, в свою очередь, требуют базовых математических знаний на вполне определённом уровне. Таким образом, можно представить все накопленные человеком научные знания в виде некоторого дерева из предметных модулей, где каждый вышестоящий модуль требует предварительного освоения вполне определённого набора нижестоящих модулей. Тогда, каждую специальность и квалификацию можно представить просто как перечень необходимых модулей.
О преимуществах создания такой системы я постараюсь рассказать чуть позже. Сейчас же поговорим о том, как будет выглядеть учебный процесс. Всё образование кроме обязательного минимума станет платным. Но при этом будут создана развитая система государственного образовательного кредита. Университеты и факультеты в том виде, в котором они есть сейчас перестанут существовать. После прохождения обязательного минимума, представляющего собой порядка 7-ми лет школы с фиксированной программой разностороннего развития, большая часть материала будет осваиваться людьми посредством высочайшего качества лекций и учебных материалов, представляемых через интернет лучшими специалистами в данных областях, непонятные вопросы и консультации так же будут рассматриваться и обсуждаться с преподавателями онлайн.
С помощью лучших учебных материалов и поддержки освоить чётко установленный перечень тем каждого модуля сможет каждый, кто имеет к этому необходимые способности и некоторое желание. По завершении изучения материала каждого модуля, обучающийся должен будет доказать свои знания материала во время экзамена длительностью вплоть до нескольких часов один на один с комиссией, состоящей из, как минимум, трёх человек, состав которой будет утвержден случайно для каждого случая, чтобы избежать предвзятости. Большая часть преподавательского состава как раз и будет состоять в данных комиссиях. Университеты будут представлять собой аттестационный центры, в которых каждый желающий сможет за определённую плату получить доступ к учебному процессу и пройти аттестационный экзамен.
Таким образом, будет создана общенациональная база, содержащая достоверные сведения о реальных знаниях каждого отдельного гражданина, и при этом, каждый будет сам решать, что именно ему изучать. Работодатели смогут сами определять какие специалисты им нужны, а обучающиеся, видя спрос, смогут определиться с направлением дальнейшей учебы. Данная система может вобрать в себя так же ремесленные навыки, степени владения музыкальными инструментами, спортивные разряды и пр.
Данную базу можно использовать и для создания цифровой демократии, когда решения по каждому государственному вопросу будут приниматься не группой интриганов в правительстве, а посредством голосования и обсуждения вопроса теми, кто имеет необходимую квалификацию. Благо, современные цифровые технологии уже вполне позволяют создать и внедрить данную систему. Было бы желание…


© Р.М.Трусов, 2013



Опубликовано:

11 июня 2013 года
согласно решению жюри Конкурса эссе «ИННОВАТИКА-ОМ 2013»


 
 
Автор : Трусов Роман Михайлович  —  Каталог : Инноватика-ОМ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD