Если бы я был министром просвещения и профессионального образования, то я в один момент стал бы, наверное, персоной нон грата в нашей стране. Ибо в России сегодня только ленивый не ругает Министерство образования. Оно не совершенно, это правда, но система нашего образования всё ещё способна выпускать великолепных математиков, физиков, экономистов, врачей и представителей других не менее важных профессий. На мой взгляд, российская система образования всех уровней (начальное, среднее, средне-специальное, высшее образование) требует взаимной интеграции и консолидации в один большой системный механизм.
В данном эссе я хотел бы изложить свои взгляды на проблемы образования в Российской Федерации, а также предложить возможные варианты их решения. Но обо всём по порядку. Поговорим о проблемах.
Итак, можно выделить следующие проблемы:
• Огромный разрыв между средним и высшим образованием. Проще говоря, на сегодняшний день практически нереально поступить (и тем более успешно учиться) в высшее учебное заведение, имея за спиной лишь школьное одиннадцатилетнее образование.
• В России все меньше становится хороших, высококвалифицированных преподавателей. Особенно молодых. Основа профессорско-преподавательского состава на сегодняшний день – это те люди, которые обучали ещё наших родителей. Прежде всего, это связано с упадком престижности профессии учителя/преподавателя среди молодёжи.
• Высокие затраты на обучение. Тему, которую сейчас обсуждают все и каждый. Особенно в свете то затихающих, то вновь возобновляющихся разговоров о введении платного среднего образования. Стране не хватает простых рабочих, сплошь одни управленцы? Да – проблема, но не такими же варварскими методами её решать. Пока ещё в России далеко не каждая семья способна «выучить» ребёнка в школе плюс в университете/институте/колледже. Кроме того, много говорится о демографической проблеме. С введением платного среднего образования она обострится ещё сильнее: родители десять раз хорошенько подумают и посчитают, прежде чем заводить хотя бы второго ребёнка.
• Нежелание большинства учиться в своей стране. Всё большее количество молодых людей едут получать образование за рубеж (особенно это касается второго высшего образования, магистратуры).
• Устаревание образовательных программ и стандартов. Разрыв теории и практики. Библиографическая база университетов с каждым годом всё больше устаревает, студенты зазубривают устаревшие модели, которые в современном мире практически не применимы на практике.
• Лучшие ВУЗы страны сосредоточены, в основном, в западной части страны, а именно в Москве и Санкт-Петербурге.
Все эти проблемы нуждаются во всестороннем анализе и незамедлительной реакции. Президент РФ провозгласил курс на модернизацию всех сфер жизни. В первую очередь, усилия стоит направить на модернизацию образования. Ведь только хорошо образованные специалисты станут высококвалифицированными профессионалами.
Для решения существующих проблем требуется комплексный подход и структурные преобразования, затрагивающие все уровни системы образования. На мой взгляд, для улучшения ситуации следует решить следующие задачи:
• Создание студенческих городов, пригородов по федеральным округам РФ. То есть своеобразные кластеры образования в федеральном масштабе, включающие в себя всю необходимую инфраструктуру и концентрирующие в себе основные образовательные ресурсы. Такие города должны аккумулировать в себе лучшие наработки в сфере образования, там должны быть созданы учебные заведения с наилучшими образовательными стандартами и кадровым составом. Это касается как среднего, так и высшего образования. Внутри кластера должны концентрироваться учебные заведения, выпускающие специалистов самых востребованных профессий в нашей стране.
• Сокращение дистанции между школьным и следующими ступенями образования. Это можно сделать через взаимную интеграцию школ, ВУЗов и ССУЗов. То есть школы должны сотрудничать с учебными заведениями высшего и средне-специального образования путём привлечения преподавателей данных учебных заведений, создание учебной программы согласно требованиям данных учебных заведений (хотя бы на уровне элективных (курсы по выбору, обязательные для посещения обучающимися – прим. Ред.) либо факультативных занятий).
• Корректировка образовательных программ согласно современным требованиям к специалистам определённых профессий.
Необходимо понимать, что образование – это основа будущей профессиональной деятельности любого человека. А образованные люди, в свою очередь, необходимый базис для процветания и развития целой страны. Поэтому успешная модернизация образовательной системы Российской Федерации непременно даст определённый синергетический эффект во всех остальных сферах жизни, будь то экономика, культура и т.д.
© С.А.Иванов, 2013