Если бы я была министром здравоохранения и физической культуры, то, в первую очередь, обратила бы внимание на потребности населения Российской Федерации. То, что необходимо населению и то, что считает необходимым для своего народа государство – две большие разницы. Как я полагаю, эта разница возникает из-за того, что власть и народ далеки друг от друга. Правительству и министерствам не всегда ясны и понятны реальные проблемы простых граждан, так как большинство из людей, облечённых властью и «работающих на благо общества», никогда с проблемами простых граждан не сталкивались, ибо являются выходцами из обеспеченных семей, так называемых «привилегированных» слоёв. Исходя из этого, я убрала бы из сферы здравоохранения и физической культуры «чужих» людей, не имеющих понятия о том, чем они занимаются. Данная сфера очень значительна для развития страны в целом. России нужны здоровые и уверенные в своём завтрашнем дне граждане, для которых слова «здравоохранение» и «физическая культура» не будут вызывать усмешку ввиду своей несостоятельности. Если же говорить более конкретно о проблемах в здравоохранении и физической культуре, то считаю необходимым обозначить, что же именно представляют собой эти сферы.
Конституцией РФ установлено, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Следовательно, данный принцип должен выполняться. На деле получается иначе. Существует перечень бесплатных медицинских услуг, но воспользоваться ими люди попросту не могут. Причины разные: неимение свободного времени для посещения врача и прохождения обследования, недобросовестность некоторых докторов, выдающих бесплатные медицинские услуги за оплачиваемые, отсутствие в государственных и муниципальных медицинских учреждениях врачей высокой квалификации и т.д. Оптимальное решение для перечисленных проблем найти непросто, но возможно.
Я думаю, что на законодательном уровне должен быть принят акт, закрепляющий за каждым гражданином РФ право на самостоятельное определение дней прохождения диспансеризации и посещение отдельных врачей. То есть, каждому человеку законодательно должно быть предоставлено определённое количество дней на пользование медицинскими услугами. По моему мнению, пяти дней в течение года будет достаточно. Чтобы точнее установить количество таких дней, следует провести эксперимент и выяснить, сколько дней в году человеку требуется на пользование медицинскими услугами в различных регионах страны. После чего вывести среднее количество дней и внести законопроект в Государственную Думу.
Следующая проблема – незнание гражданами своих прав. Если конкретизировать изложенную проблему, то можно сказать, что люди должны знать, какие медицинские услуги они могут получить бесплатно, а за какие придётся заплатить. Здесь, на мой взгляд, проблема решается проще. Участковому врачу следует ознакомить пациента с перечнем бесплатных услуг под подпись последнего. Подписанный документ должен быть передан на хранение в Министерство здравоохранения субъекта РФ.
Третья проблема – отсутствие врачей высшей квалификации в поликлиниках. Данная проблема, полагаю, возникла из-за невысокой заработной платы в медицинских учреждениях, вследствие чего врачи уходят на более выгодные условия в платные клиники. Ещё одно предположение: низкий уровень образования в вузах, не позволяющий воспитать новых Амосовых и Бурденко. Здесь проблема решается сложнее. Во-первых, нужно работать над искоренением взяточничества в вузах. Во-вторых, следует вернуть «советскую» систему распределения, по которому студенты медицинских вузов должны проработать на определённом месте 3-5 лет. И, безусловно, требуется улучшение условий работы и повышение заработной платы врачей.
Что касается физической культуры, то для меня очевидны такие проблемы, как отсутствие достаточного количества спортивных центров для детей и подростков, отсутствие спорта (спортивных сооружений и мероприятий) во дворах, а также не выстроенная система занятий спортом от школы до всероссийского уровня.
Решение первой проблемы вижу в увеличении дворцов спорта, занятие в которых были бы бесплатными для детей и подростков. Больше дворцов, катков и т.д. – и дело в сторону увеличения числа олимпийских чемпионов пойдёт. Нужно искать спонсоров для постройки данных сооружений. Федеральный бюджет тоже не может оставаться в стороне.
Вторая проблема так же, в первую очередь, зависит от государства. Детям негде проводить свободное время. Нужно строить площадки во дворах. При отсутствии возможности постройки площадок, можно в каждом дворе установить хотя бы баскетбольные кольца и футбольные ворота. Это придаст массовость физической культуре.
Третья проблема заключается в нежелании поиска новых талантов ДЮСШ при попустительстве государства. Нужно разработать систему соревнований в культовых для РФ видах спорта. Сначала на уровне школы, потом на уровне округа, города, федеральных округов и в финале – по всей России. Также нужно наладить «поиск талантов». Тренерам ДЮСШ стоит доплачивать за данную работу. Необходимо посещать школы и привлекать ребят к физической культуре.
В заключение хотелось бы отметить, что решение хотя бы перечисленных мною проблем существенно улучшит состояние дел в здравоохранении и физической культуре. Это одни из самых важных сфер государственного управления, от которых во многом зависит будущее такой великой и особенной страны как Россия.
© Ю.А.Егорова, 2013