Если бы я была министром социальной защиты и трудовой занятости, то я бы попыталась скорректировать нормативно-правовую базу, касающуюся вопросов социальной защиты и трудовых отношений, так, чтобы были учтены интересы большинства граждан нашей страны.
Актуальность данной темы обусловлена огромной ролью, которая отводится обществом социальной сфере, а именно – вопросам социальной защиты граждан. Чтобы процветать, утверждает Аристотель, государство должно, прежде всего, воплощать в себе право и справедливость, знание которых, по мнению философа, является основой любой подлинной политики. Для мыслителей древности было очевидным, что государство существует для «лучшей жизни своих граждан».
Конституцией РФ 1993 года Россия провозглашена социальным государством, призванным создавать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и развитие человека. Краеугольным камнем такого государства является поддержка социальной стабильности общества.
В данном эссе я бы хотела осветить проблему женщин на разных этапах их жизни в социальной сфере и трудовых отношениях. На мой взгляд женщины, которые боролись за свои права и хотели стать наравне с мужчинами во многих сферах жизни, немного перестарались. Я думаю, что женщинам было бы достаточно получить хорошее образование и, в последствии, занимать должность специалиста среднего уровня квалификации с неполным рабочим днём и возможно с гибким графиком. Так как первоочередное назначение женщины быть хорошей матерью, а потом всё остальное. В наше время женщины стали работать, наравне с мужчинами, а где-то даже больше, но ведь никто не отменял домашние дела и уход за детьми. Женщины стали жаловаться на усталость и чрезмерную загруженность, но ведь никто не заставляет их этим заниматься. Я считаю, что нужно пересмотреть социальную политику нашей страны по отношению к женщинам, а именно: к студенткам, к матерям и матерям-одиночкам. Необходимо выработать такую социальную программу, при которой женщины не чувствовали бы себя обделёнными, а наоборот – ощущали защиту.
Например, возьмём 70–80-е года XX века, когда молодой женщине для создания семьи и устройства на хорошую должность было достаточно закончит школу и колледж. Но в свете некоторых изменений, в современном мире, чтобы стать уверенной в себе необходимо закончить школу и ВУЗ, как минимум, что значительно продлило срок обучения и оттянуло момент создания семьи на несколько лет, а это не совсем хорошо. Попытаюсь объяснить. Как вы уже знаете, врачи советуют женщинам заводить детей хотя бы до 35 лет, так как мы живём в окружении разных химикатов и токсических веществ и со временем в организме женщины накапливаются вредные вещества, вызывающие некоторые заболевания, препятствующие беременности в более старшем возрасте. Сейчас, к большому сожалению, женщины не торопятся создавать семью или, тем более, заводить детей, а занимаются лишь своим образованием и строят карьеру. Это, конечно же, отрицательно влияет на демографическую ситуацию, примером могут послужить многие страны Европы.
Хотелось бы начать со студенток, которые вынуждены совмещать два вида деятельности, т.е. работать и учиться (и я не являюсь исключением). Причиной этому стало необходимое наличие опыта при устройстве на работу. Но откуда взяться этому опыту, если студентка только закончила ВУЗ? Вот и приходится нарабатывать опыт, будучи студентом, а такой «бешенный» и не всегда здоровый образ жизни никакого положительно влияния на молодой женский организм не оказывает. Мне кажется, ВУЗы и работодатели могли бы создать социальную программу, которая включала бы следующее:
- гибкий график работы;
- полный социальный пакет;
- оплачиваемый отпуск на время сессии.
Условием таких льгот может стать обязательная отработка времени обучения на данном предприятии. Тогда, я думаю, мы могли бы избежать многих проблем, касающихся трудоустройства молодых специалистов.
Вторая, но не менее важная, на мой взгляд, проблема трудоустройства молодых женщин – декретный отпуск. Хочу привести некоторые данные на 2013 год:
• Размер единовременного пособия при рождении ребёнка (при условии если родители безработные и не служат) составляет 13087,61 руб.
• Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет:
- 2453,93 руб. на первого ребёнка;
- 4907,85 руб. на второго и последующих детей.
• Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации единовременно выплачивается 490,79 руб.
• Ежемесячная компенсационная выплата нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией организации составляет 50 руб. и т.д.
Как вы уже успели заметить, размер выплат не внушает оптимизма и не вызывает желания заводить детей. Естественно, что женщины рожают детей не ради денежных выплат. Эти пособия нужны лишь для поддержания достойного уровня жизни, а какой уровень, на ваш взгляд, могут гарантировать приведённые выше выплаты?
Возможно здесь имеет место принцип адресности. Данный принцип означает, что социальная помощь должна оказываться лицам, которые действительно в ней нуждаются. Необходимо сосредоточить своё внимание на людях, которые находятся за чертой бедности, которым жизненно необходима эта помощь. В современных условиях считается, что работающие бедные не нуждаются в социальной помощи, хотя, низкий уровень заработной платы формирует широкий круг нуждающихся лиц. Так же отсутствует дифференцированный подход к определению размера помощи. Все лица, нуждающиеся в помощи, получают её в одинаковом объёме, а это, по моему мнению, не правильно. Необходимо учитывать уровень дохода – чем ниже доход, тем выше должна быть сумма компенсации. Я считаю, что необходимо выровнять социальное положение нуждающихся граждан, а не размер причитающихся им денежных выплат.
В современном мире работодатели неохотно берут молодых женщин на работу, так как они могут уйти в декрет, и в принципе, работодателей можно понять. Конечно, каждый работодатель хотел бы, чтобы работники не болели, не прогуливали, приходили вовремя и, конечно же, не уходили в декрет. Поэтому работодателю легче подстроится под мужчин, ведь они более устойчивы к стрессам, за детьми им ухаживать не надо, т.к. у них есть жёны, и т.д. А что же тогда делать женщинам?
Я предлагаю разработать небольшую программу по социальной защите молодых женщин. Что если на время декретного отпуска работницы работодатель будет приглашать студенток, а по её выходу из декрета, предоставлять другое рабочее место на данном предприятии или по договорённости с другой фирмой. Мне кажется, таким образом, можно избежать негативного отношения со стороны работодателей к декретному отпуску и решить проблему трудоустройства молодых специалистов.
Существует ещё один вопрос, который я бы хотела осветить – это матери-одиночки. Матерью-одиночкой считается только та женщина, которая родила малыша и при этом не находится в браке; или рождение ребёнка произошло более, чем через триста дней после развода и в документах о рождении малыша стоит прочерк в графе «Отец» либо данные отца записаны только с её слов; или женщина, усыновившая малыша вне брака. Женщина, которая растит и воспитывает ребёнка одна, получает ежемесячное пособие, которое более крупного размера, чем обычное. Это не зависит от уровня дохода женщины и условий проживания семьи. Очевидно, что здесь имеет место принцип адресности, о котором говорилось выше.
Можно привести наглядный пример. В первом случае, женщина имеет статус матери-одиночки, но состоит в сожительстве с мужчиной, который не является ни отцом, ни опекуном её ребёнка. Этот мужчина занимает хорошую должность и вполне может обеспечить достойный уровень жизни себе и семье, в которой проживает. Во втором случае, женщина имеет статус матери-одиночки, проживает с ребёнком в общежитии, в данный момент находится в декретном отпуске и кроме ежемесячных пособий не имеет других источников дохода. На ваш взгляд, здесь имеет место быть одинаковый размер пособий? Мне кажется – нет.
Из вышесказанного следует, что женщины вынуждены «разрываться» между работой и семьёй. И чтобы не допустить такой ситуации, и в какой-то мере удовлетворить требования работодателя, необходимо помогать женщинам. Я бы хотела предложить следующее:
- первоочередное предоставление мест в детских садах;
- организовать в школах группы продлённого дня для детей, которые воспитывается в таких семьях, т.е. матерями-одиночками;
- льготный проезд ребёнка и матери в городском транспорте;
- в случае необходимости предоставление беспроцентной ипотеки и кредита (30% выплачивает государство);
- в случае необходимости право на гибкий график и неполный рабочий день;
- предоставление оздоровительных путёвок для ребёнка и его матери;
- в случае если мать-одиночка не будет трудоустроена (инвалидность; увольнение в связи с ликвидацией организации; инвалидность ребенка) выплачивать денежные пособия (помимо выплат, касающихся статуса матери-одиночки), которые смогли бы обеспечить достойный уровень жизни матери и её ребёнку.
Следуя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы. На мой взгляд, социальная политика нашего государства должна быть ориентирована на людей, которые действительно нуждаются в этой помощи. Необходимо поднять качество жизни граждан за счёт дифференцированного подхода к определению размера денежных пособий. Каждый нуждающийся должен получать столько, сколько необходимо для нормального, безбедного существования в современных условиях.
© Н.Е.Чехова, 2013