Часто я спрашиваю сама себя: «Если бы я была министром или даже Президентом Российской Федерации, что бы я сделала, что бы изменила…» И, сказать честно, не всегда могу ответить на поставленный вопрос – все мы прекрасно понимаем, что говорить можно много, а действия не всегда происходят. Слишком много обещано государством и ожидания от реализации планов не всегда совпадают с реальностью.
Итак, если бы я была министром экономики и финансов.
Не секрет, что на сегодняшний день Россия находится не в самом хорошем положении. «Провал рынка» и «провал государства» налицо – у нас нет рыночного механизма; коррупция не даёт системе государственного регулирования эффективно работать и, следовательно, государству исполнять свои обязанности. Барьеры, с которыми мы столкнулись – рост тарифов, которые продолжают расти, а за счёт этого падает рентабельность обрабатывающей промышленности; в машиностроении и строительстве предприятия не могут получить доступ к кредитам. Денежно-кредитная система не обеспечивает приток «длинных» денег в экономику, а значит, нечем финансировать промышленные предприятия. Те цели и задачи, которые поставлены перед страной, считаются трудно выполнимыми. Темпы роста ниже прогнозируемых. Экономика «лежит».
Что же нужно сделать для решения перечисленных проблем?
Необходимо поднять инвестиционную активность. У нас есть для этого ресурсы. За счёт сбережений мы уже можем поднять уровень инвестиционной активности в два раза.
Надо «уйти» от нефтяной зависимости. Наш доход не должен зависеть от уровня цен на нефть. Сверхприбыль, которую мы получаем за счёт нефтегазовых доходов, нужно вкладывать в развитие страны, а не уводить бюджетные доходы за рубеж. Это – реконструкция автомобильных дорог (на плохих дорогах мы уже теряем 1/3 валового продукта), а также коммунальной инфраструктуры. Не менее триллиона рублей не вкладываются в развитие собственно страны. Если бы доходы шли на развитие, то мы подняли бы частный бизнес, его инвестиционную активность.
Так же, для того, чтобы государственные деньги не отправляли за границу, нужно бороться решительно с коррупцией с дополнением: поднять ответственность за реализацию поставленных целей и задач. Нужно валютное регулирование. Это реальный инструмент, который должен дополняться внутренними источниками кредитования. Это очень важно, потому что, если мы организовываем «длинные деньги» за счёт рефинансирования коммерческих банков, удовлетворяя спрос производственных предприятий на кредиты, мы должны быть уверены, что деньги не утекут на валютный рынок и не уйдут в оффшоры. Поэтому деоффшоризация – необходимая часть программы.
Дополнительные расходы будут вызывать рост цен – это неверное суждение. Экономике нужен технический прогресс. Если где-то появляются «новые деньги» и они вкладываются в новые технологии, в производство, то цены снижаются! Если растёт производство товаров, растёт товарное предложение, то цены тоже снижаются. Научно-технический прогресс ведёт к дефляции, а не к инфляции. Можно сделать вывод: деньги, вложенные «правильно», вложенные в освоение новых технологий, ведут к снижению цен. И чем быстрей мы это поймём, тем будет лучше. А для «правильных» вкладов необходим жёсткий контроль целевого использования кредитов, выделяемых на модернизацию, освоение новых технологий, рост производства. Надо развивать механизмы рыночной конкуренции, запустить механизм трансформации сбережений в инвестиции, использовать инструменты кредитования.
Необходимо прекратить рост тарифов, перейти к гибкой системе денежного предложения, для того, чтобы кредит стал доступным. Примером может служить послевоенная Европа – европейский механизм «поднятия на ноги», развития экономики с нуля: Центральный Банк выдаёт кредит коммерческим банкам под залог векселей производственных предприятий, то есть для начала коммерческий банк даёт кредит производственному предприятию, а под это обязательство получает рефинансирование со стороны Центрального Банка. Сложность этого механизма – Цетральному Банку надо мониторить платёжеспособность всех тех предприятий, обязательство которых он принимает в залог.
Необходимо или снизить налоги на обрабатывающую промышленность или вообще отменить налог на добавленную стоимость (НДС). Нужно создать макроэкономические условия, необходимые для развития предприятий по обработке сырья. Отмена НДС и замена рентными налогами (экспортные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых, а в регионах – вернуться к налогу с продаж) – всё это освободило бы обрабатывающую промышленность от налогового бремени. Я вижу выход в этом.
Главный наш источник роста – высокие технологии. Мы лидируем в атомной промышленности и атомной энергетике, ракетно-космической технике, лазерных, био- и нано- технологиях.
Таким образом, нам нужны серьёзные изменения в бюджетной политике – пора прекратить отслеживать бизнес-климат и перейти к реальным целевым программам развития. Если мы не вложим инвестиции в модернизацию на основе новейших технологий, мы ещё больше «отстанем» в развитии. Важно введение и новых институтов государственного регулирования, «прислушиваясь» к общественным интересам.
© Н.В.Белканова, 2013