Если бы я был министром финансов, я бы занялся созданием необходимых условий для накопления финансовых средств и возможности их концентрации на ключевых направлениях инновационной политики.
Развитие инновационной деятельности как на уровне интегрированных структур и государства, так и на уровне отдельного предприятия предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования.
Система финансирования должна выполнять две очень важные функции – распределительную и контрольную. Первая должна, прежде всего, обеспечить каждый субъект хозяйственной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами. В качестве субъектов финансирования могут выступать самостоятельные предприятия, инновационные комплексы, интегрированные финансово-промышленные структуры, территориальные органы управления, наконец, частные лица. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью и непосредственно связан с действующим гражданским законодательством, налоговой системой, законодательством о банках и ценных бумагах, с другими нормативными документами, которые утверждаются на федеральном, территориальном и местном уровнях управления.
Контрольная функция финансов призвана обеспечить:
- сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и реальными возможностями их получения;
- своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств предприятия перед государственным и местным бюджетами;
- рациональность расходования материальных ценностей и денежных ресурсов предприятия;
- решение других задач, вытекающих из практики экономических отношений с заказчиками, контрагентами и поставщиками.
Базовыми исходными принципами, на основе которых должна строиться система финансирования инноваций, являются:
1. Чёткая целевая ориентация системы – её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений.
2. Логичность, обоснованность и юридическая защищённость используемых приёмов и механизмов.
3. Множественность источников финансирования.
4. Широта и комплексность системы, то есть возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования.
5. Адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и её отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.
Рациональная система финансирования должна быть нацелена на повышение объёма и эффективности использования финансовых ресурсов.
Рассмотрим, как же перечисленные выше базовые принципы должны воплощаться в инновационно-инвестиционном механизме (И&И-механизме).
Необходимость строго целевой ориентации системы финансирования инноваций на конечные результаты, повышение объёма валового национального продукта, стабилизацию роста благосостояния населения, обеспечение гармоничности и безопасности экономического развития путём эффективного внедрения современных научно-технических достижений приведёт к объединению под единым управлением инновационной и инвестиционной деятельности. Кроме того, наличие сети позволит создать юридическую информационную базу с учётом конкретных особенностей регионального налогового и кредитно-финансового законодательства, что приводит к обоснованному и юридически грамотному выбору системы инновационного финансирования.
Принцип множественности источников финансирования является абсолютно необходимым в жёстких, порой непредсказуемых условиях рыночной экономики. В качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, должны выступать:
- бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
- средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются предприятиями, региональными органами управления;
- собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);
- финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т.д.);
- кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;
- конверсионные кредиты для научно-технических и производственных предприятий оборонного комплекса;
- иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
- средства национальных и зарубежных научных фондов;
- частные накопления физических лиц.
Для привлечения конверсионных кредитов необходимо создать инновационно-инвестиционную структуру двойного назначения, соединяющую в едином инновационном пространстве военное производство, гражданское производство со специальной наукой и гражданской наукой. Она должна быть построена на базе интеграции высшей школы гражданского и военного назначения в целевом инновационно-инвестиционном направлении. При этом создание такой структуры будет требовать относительно малых затрат, так как объединяются действующие инфраструктуры военной и гражданской школ.
Для привлечения иностранных инвестиций и частных вкладчиков большое значение в структуре И&И-механизма будет иметь ориентация на менеджеров инноватики (руководителей проекта) с именем, уже завоевавших доверие инвесторов успешно выполненными инновационными проектами и имеющих солидную репутацию в научных кругах. Именно их творческому опыту полностью доверяется инновационно-инвестиционный процесс по конкретным заказам, они распоряжаются инвестициями, они же отвечают за конечный результат.
© Ю.А.Зенков, 2012